МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Лучезарный Ангел

Доброе кино!

100-летию с начала первой Мировой войны

29.10.2014

Совместный проект «КиноЗеркало истории» кинофестиваля «Лучезарный Ангел» и Государственного исторического музея – «100-летие первой мировой войны»

В этом году исполняется 100 лет с начала первой Мировой войны, ставшей последней для Российской империи. Мы снова живем под знаменем и гербом того государства, мы чтим героизм советского народа в Великой Отечественной войне с нацистской Германией в 1941–1945 гг. … Но мы почему-то не помним тех, кто чуть раньше под бело-сине-красным триколором крушил тех же немцев, выполняя завет «стоять за други своя, живота не жалея». Не помним, что та война тоже называлась «Отечественной» и «Великой», что в ее начале русские, а не немцы вступили первыми на вражескую землю. Не помним, что до 1918 года захватчики, в отличие от 1941 г., так и не добрались до предместий Москвы, не сжимали в блокадное кольцо Петроград, не маршировали по Кавказскому хребту. Их не пустили туда солдаты и офицеры Русской Императорской армии, в которой начали свой путь будущие советские маршалы – победители Гитлера. Не было у наших прапрадедов мучительных противоречий между государственной идеологией и православной верой, системой ГУЛАГ и ратной славой, которыми до сих пор пытаются отравить память о народном подвиге в Великую Отечественную, затмившей свою предшественницу. Спустя 100 лет, когда весь мир отдает дань памяти героям войны Первой мировой, тем более пришло время осмыслить нам, что стало со страной, которая в 1917 году стояла на пороге победы, но впала в бездну анархии и братоубийства.

Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» не мог не отозваться на это событие. С самого первого дня кинофестиваля зритель сможет увидеть документальные и игровые картины, посвященные истории Германской войны, в проекте «КиноЗеркало Истории».

Откроет программу фильм режиссера Алексея Денисова «Самоубийство Европы». Как ни странно, война 1812 года, Куликовская битва, даже далекая во времени и пространстве схватка 300 спартанцев с персами известны современному россиянину лучше, чем сражения вековой давности. Порой даже путаются, кто с кем воевал, а, уж, почему, и кто победил – об этом спорят даже историки. Фильм А. Денисова последовательно, четко и ярко раскрывает события, предшествовавшие войне, ее ход, планы сторон, моральное состояние армии и тыла. В роли ведущего выступил актер и режиссер Федор Бондарчук, который вместе со зрителем перенесется во времени и прямо из окопов Восточного фронта и полей Вердена расскажет о незаслуженно забытом подвиге русских и их союзников. На обсуждение картины приглашены В.Ж. Цветков, доктор исторических наук и профессор Московского педагогического государственного университета, В.Н. Романишина, кандидат исторических наук, и историк А.В. Марыняк, Представитель Центра Русского зарубежья им. А.И. Солженицына.

Историческую панораму трагических событий начала ХХ столетия представят два фильма из телевизионного цикла «Кто мы?» Феликса Разумовского – «Вершины и бездны Серебряного века» и «Империя на излете». Могло ли быть по-другому? Какие важные детали остались незамеченными современниками и историками? Автор и ведущий вдумчиво и захватывающе поделиться ответами на эти и другие вопросы.

Но в программе будут представлены не только документальные ленты. Одна из самых главных загадок Первой мировой и революции – когда русский солдат устал от войны, почему он стал готов открыть фронт врагу и стрелять в тех, кто провел плечом к плечу, просидел с ним в окопе? Об этом фильм режиссера А. Муратова «Моонзунд», экранизация одноименного романа знаменитого писателя Валентина Пикуля. Фильм, рассказывающий об одной из последних морских битв Первой Мировой на фоне разложения армии и флота – недаром именно матросы стали символом революции. Именно они парадоксальным образом олицетворяли анархию и героику того времени. А поможет разобраться в этом специалист по военно-морской истории А.Ю. Савинов, сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил РФ.

Однако любая война – это не только битва войск, но и невидимая ее участникам дуэль разведок, которая может радикально изменить ход боевых действий. Шпионские страсти и детективные истории рубежа прошлого и позапрошлого веков обладают особенным романтическим шармом, который удалось передать режиссеру Виталию Мельникову в фильме «Первая встреча, последняя встреча», действие которого разворачивается в предвоенный период и начале Первой мировой. Режиссеру и актерам – И. Смоктуновскому, Л. Куравлеву, Б. Плотникову, удалось передать атмосферу того времени и при этом оставить место то ли для иронии, то ли для самоиронии, избежав излишнего ретро-пафоса, которым грешат многие современные фильмы о начале ХХ века. Автор сценария фильма Владимир Валуцкий, писавший сценарии для нескольких серий советского «Шерлока Холмса». Что интересно, серия «ХХ век начинается», где знаменитый сыщик и его помощник охотятся по Лондону за немецкими шпионами в свое время вышла одновременно с картиной «Первая встреча, последняя встреча».

Остается пожелать зрителям приятного просмотра и новых открытий о несправедливо забытой Первой мировой.

Илья Лозинский


Точную дату и время проведения мероприятий вы можете найти в АФИШЕ