МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Лучезарный Ангел


Доброе кино!

Про внеконкурсную программу фильмов о Великой Отечественной войне. Интервью с киноведом и кинокритиком Андреем Шемякиным

25.10.2020

В рамках «Лучезарного Ангела» в этом году будет проходить целый ряд кинопоказов и мероприятий, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Среди них – авторская ретроспективная программа киноведа Андрея Шемякина «Победа – одна на всех» и внеконкурсная тематическая программа современных документальных фильмов «Только правда о войне».

 

Рассказывает эксперт по отбору документальных фильмов, вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ, филолог, культуролог, киновед и кинокритик Андрей Шемякин:

– Изначально у меня была идея сделать ретроспективу из фильмов эпохи оттепели, потому что в них на материале войны оказалось возможным обозначить многие проблемы. Например, показать свободного человека, который знает, за что он борется. Это было совсем другое ощущение, нежели то, когда надо было максимально выполнить свой долг, а всё остальное никого не волновало.

Но потом, когда выяснилось, что к нам пришло много интересных документальных фильмов, и в то же время они совершенно не ложились в конкурс, я предложил назвать ретроспективу таким образом. Это не столько ретроспектива, сколько панорама. А название «Победа – одна на всех» должно было напомнить строчки песни Булата Окуджавы. Потому что «Белорусский вокзал», где она звучит, – это, конечно, одна из самых главных картин того времени, когда стало понятно, что воевавшие люди начали уходить. Этот плач по живущим прозвучал лет за десять до того, как они стали уходить в реальности. Сценарист Вадим Трунин и режиссёр Андрей Смирнов почувствовали и передали это ощущение.

Что касается самих фильмов, то лучше всего – их посмотреть. Потому что главное – это новая документальная информация, которая в них содержится, и взгляд, подтверждающий правомерность сопротивления разного рода переоценкам, ведь в данном случае нет никакого движения вперёд, никакого переосмысления истории, а есть просто смена знаков, с чем я решительно не согласен. Перевернуть «оттепельный» миф о Победе – что имеется в виду под мифом? Имеется в виду, что шестидесятники были поколением, спасённым от войны. Это надо помнить. И когда Андрей Тарковский снял «Иваново детство», многие фронтовики спрашивали друг друга: «Откуда он это знает?» Потому что – и это самое интересное – режиссёры-фронтовики о войне говорили по большому счёту светло. Вспомним Давида Самойлова:

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Полнота бытия. Казалось бы: момент наивысшего горя, беда по всей стране. А для них это было наивысшее счастье, потому что ушёл страх. Враг оказался реальным, и это было своего рода освобождение. Я уже не говорю о том, что, когда началась эвакуация, агитпроповское начальство было далеко, и первая «оттепель» пришла именно в это время.

Мне хотелось бы, чтобы этот показ напомнил о том, что в теме войны необходимы новые информационные, смысловые прорывы. Потому что очень много сил тратится на то, чтобы отстоять, если угодно, саму Победу. В то время как масштаб потрясений, долгое эхо – это всё сейчас заболтано в полемике, за которой решительно ничего не стоит. Стоит только мифоборчество, потому что идёт переоценка того, что было оттепелью, то есть временем моего детства и отрочества.

Это было время между двумя мощными мифологиями – советской и квазидемократической идеологией гуманитарного сопротивления. Тогда сама возможность существования частного человека была огромным достижением, потому что частный человек получал право жертвовать собой. Что и было сделано теми мальчишками, которые победили. О них рассказывает, например, замечательная лейтенантская проза. Мальчишки побежали на призывные пункты и победили. А то, в какие исторические одежды это можно одевать, как оформлять, – это уже дело более позднего периода – периода стилизации, реставрации, чего угодно. Но не самого огромного события, занявшего чуть меньше пяти лет и колоссально повлиявшего на мировоззрение людей, живущих в СССР, и на весь мир. Мы сейчас пожинаем долгое эхо Победы.

Что касается рубрики «Только правда о войне», то в данном случае мы просто пошли на то, чтобы максимально расширить контекст современности. Существует принципиальная разница между тем, какое кино о войне было в оттепель, и тем, какое оно сейчас. Потому что сейчас есть, как минимум, три тенденции. Первое – новый материал. Его много, и поиски хроники – это очень существенно. Второе – это исторические параллели, потому что была одна на всех война и одна на всех Победа, а сейчас – множество локальных войн, и каждый существует в своей маленькой баррикаде, в своём маленьком окопе. Побеждает или обороняется, но в любом случае чувствует себя на войне. Хотелось это показать как черту современного сознания. Она весьма беспокоит наше духовенство, членов Духовного экспертного совета, потому что тут существенная подмена, и всё это далеко от мира, от ощущения бытия и от Бога в душе. Третий момент – возможность посмотреть горизонты современного кино: какие проблемы ставятся, какие решения предлагаются.

Я убеждён, что пик открытости был в начале 80-х и в самом конце 70-х, когда создавалась киноэпопея «Неизвестная война» (или «Великая Отечественная»). Тогда Роман Кармен собрал лучших специалистов, коллег-режиссёров, и они сделали для американцев этот документальный сериал. А дальше уже, в основном, было открытие новых пластов. Была создана интереснейшая картина Сокурова «Союзники», которую он переименовал в «И ничего больше».

Был период, когда особо не говорили о наличии союзников. А сейчас мы имеем нечто противоположное, желание вычеркнуть СССР из войны – это чисто американская история, начиная со «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. У них тоже происходит страшная ревизия, достаточно сравнить с тем, что писали великие американские писатели в конце 40-х – начале 50-х. Фильм «Отныне и во веки веков», романы «Нагие и мёртвые» и «Молодые львы» (и их одноимённые экранизации) – трагическое кино и трагические книги. «Мы очень мало воевали», – говорили американцы, это было их главной мыслью. Хотя, конечно, воевали и помогали. А теперь действует закон компенсации. Каждое кино лечит травмы в своей стране.

 

Фильмы из программы «Победа – одна на всех» можно будет увидеть 6 ноября в 16.20 (фильм «Пядь земли» (СССР, 1964) в зале «Рокоссовский») и в 19.30 (картина «В шесть часов вечера после войны» (СССР, 1944) в зале «Конев»).

Фильмы из программы «Только правда о войне» будут идти 3 ноября (18.00-19.30, зал «Василевский») и 4 ноября (17.40-19.00, зал «Рокоссовский»).

Материал подготовила Елена Чач