МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Лучезарный Ангел


Доброе кино!

Интервью с режиссёром анимационного кино Алексеем Почиваловым

15.11.2020

Интервью с победителем «Лучезарного Ангела», получившим приз по решению детского жюри, режиссёром анимационного фильма «Царский сын» Алексеем Почиваловым

По традиции, на XVII Международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный Ангел», помимо взрослого, было ещё и детское жюри. В него вошли дети, которые занимаются в художественных студиях и художественных школах, а также в детских киностудиях. Они смотрели конкурсные мультфильмы и, приводя аргументы «за» и «против», ставили баллы. Руководила их работой заслуженный учитель России Ольга Ивановна Нерсесова.

По решению детского жюри, победителем стал анимационный фильм «Царский сын» режиссёра Алексея Почивалова. Помимо участия в конкурсе фестиваля, Алексей уже не первый год сотрудничает с «Лучезарным Ангелом» как ведущий мастер-классов по созданию мультфильмов. Он согласился ответить на несколько вопросов о своём фильме «Царский сын» и в целом об особенностях работы художника и режиссёра в анимации.

 

– Алексей, Вами как режиссёром сделано большое количество анимационных фильмов. Скажите, пожалуйста, каково Ваше собственное отношение к фильму «Царский сын», выделяете ли Вы его как-то в ряду других своих произведений?

– Фильм получился красивым, над ним работали хорошие художники, и мне в нём больше всего нравится его иконописное изображение. Всё, включая фоны, очень гармонично сделано.

– К слову об изображении, это компьютерная графика? Каким был процесс создания фильма?

– Все персонажи были вручную нарисованы красками, а затем отсканированы с помощью компьютера. Из них были сделаны компьютерные куклы, и далее с помощью компьютера всё оживлялось и дорабатывались фоновые изображения.

– Алексей, а почему Вас когда-то привлекла анимация? Вы ведь были художником-реставратором – как получилось так, что Вы ушли в создание детских мультфильмов?

– Я не совсем ушёл. Я ещё иногда работаю как реставратор, когда очень просят. Просто в 90-е был период, когда надо было что-то делать, а реставрации как таковой не было. И я решил выучиться на художника-фазовщика, увидев объявление «Союзмультфильма». Пошёл учиться, и как-то затянуло, жизнь поменялась, и я остался в анимации.

– Работа художника в анимации чем-то принципиально отличается от работы любого другого художника (например, от труда тех, кто пишет живописные полотна или занимается декоративной росписью)?

– Конечно, отличается. Если сравнивать с обычным художником – он делает одно изображение, а здесь надо сделать тысячи одинаковых изображений. Нужны усидчивость и умение много раз повторять то, что ты уже делал. И это в любом стиле – и в рисованной, и в пластилиновой анимации. Надо уметь повторить, чтобы произошло движение. Оживление происходит как раз за счёт того, что многократно возвращаешься к одному и тому же. Конечно, можно устать от этого, потому что постоянно происходит сложный процесс, много всего надо держать в голове. Но это интересно. И потом, когда хорошо получается, всегда нравится результат.

– А фильм «Царский сын», идущий 13 минут, как долго создавался?

– Мы делали его почти год.

– Вы получили приз Детского жюри, то есть той аудитории, для которой, собственно, и создавался Ваш фильм. Скажите, пожалуйста, в чём, на Ваш взгляд, особенности создания произведений для детей?

– На мой взгляд, они ничем не отличаются в плане создания от всех остальных анимационных фильмов, которые предназначены для взрослых или для совсем маленьких зрителей. Особенность только в том, что надо становиться как бы немножко ребёнком, чтобы понимать, что детям будет нравиться – какая сказка, какое изображение, какая динамика, какой звук… В общем, здесь масса нюансов. Мы сами себя погружаем в мир ребёнка-зрителя, который будет смотреть фильм, и так практически всегда делают все создатели анимации. На какую аудиторию рассчитано – так и создаётся, с погружением в её мир.

Конечно, мы постоянно смотрим детские работы, как дети рисуют или что-то своё снимают, – это тоже даёт положительный эффект при создании мультфильмов.

«Царский сын» был сделан в рамках проекта «Гора Самоцветов» студии «Пилот». «Гора Самоцветов» – это мультфильмы, созданные на основе сказок народов России. И, хотя мы порой что-то додумываем, смешиваем между собой легенды и сказки, чтобы получить фильм, проект имеет образовательный характер, и мультфильмы рассчитаны на то, чтобы не одно будущее поколение выросло на этих сказках. Такие проекты в корне отличаются от коммерческих, которые показывают по телевизору. «Гора Самоцветов» вообще мало где показывается, её смотрят, в основном, только в Интернете. Это авторский проект, в нём каждый мультфильм – индивидуален, выношен режиссёром, как дитя, поэтому они все разные, и очень интересные.

– Понятно, спасибо Вам большое!

Материал подготовила Елена Чач