Дмитрий Якунин: «У короткометражного кино большое будущее»

Дмитрий Якунин: «У короткометражного кино большое будущее»

С нынешнего года впервые в программе фестиваля «Лучезарный Ангел» будет проходить конкурс короткометражных игровых фильмов. Директор Молодежного центра Союза кинематографистов РФ, куратор программы короткого метра Дмитрий Якунин подробно рассказал о том, что ждет зрителей.

– Дмитрий, почему организаторы фестиваля «Лучезарный Ангел» расширили программу, и с этого года введена номинация короткого метра?

– Еще в прошлом году, когда я отвечал за отбор всей программы игрового кино, были сомнения, сможет ли жюри оценивать в одном конкурсе полнометражные фильмы, подчас, с хорошим бюджетом, и студенческие, малобюджетные работы. На это сетовал и председатель жюри – Владимир Иванович Хотиненко. Жюри нашло выход из положения – короткометражные фильмы все же оценивали отдельно. Тогда, как Вы помните, победителем стала Елена Галянина с фильмом «Одна минута». А с этого года, что очень приятно, Дирекция приняла решение короткий метр выделить в отдельный конкурс и доверить отбор мне.

– Как проходил отбор фильмов, много ли было заявок?

– На конкурс было подано 62 заявки. Это – работы не только из ВГИКа и Высших курсов, хотя их было большинство, но и из других киношкол, и даже из других стран: Абхазии, Белоруссии, Кипра, Кыргызстана, Украины. Было очень много интересных картин. В итоге, в конкурс отобрано 24 фильма, также составлена программа внеконкурсных показов короткого метра.

– Расскажите подробнее о фильмах, которые вошли в программу.

– Как я говорил, очень много фильмов из ВГИКа. Не зря этот ВУЗ считается лидером кинообразования в нашей стране. Это – работы мастерских Владимира Хотиненко, Вадима Абдрашитова, Александра Прошкина и других педагогов.

Как Вы знаете, в этом году свой 50-летний юбилей празднуют легендарные Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Именно их выпускниками являются такие мэтры отечественного кино, как Илья Авербах, Глеб Панфилов, Павел Лунгин, Алла Сурикова, Юрий Мамин, Владимир Хотиненко и многие, многие другие. К этой замечательной дате совместно с Курсами мы подготовили специальную ретроспективу, которую представит ректор Вера Игоревна Суменова.

В конкурсе также участвуют фильмы слушателей и выпускников ВКСР – «Алхаз и Джульетта» (режиссер – известный по КВН Ашот Кещян), «Белая лошадь» Сергея Соловьева, «Лом» Вероники Уткиной, «Снежинка» Гюзель Султановой. Особенно хочется отметить картину ученицы Владимира Меньшова Елизаветы Стишовой «Чайка». Этот фильм в нынешнем году собрал множество наград на фестивалях короткометражного кино, в том числе стал лучшим на фестивале «Киношок».

– Много ли в конкурсе фильмов, завоевывавших призы на других фестивалях?

– Безусловно. Например, картина Сергея Цысса «Второе дыхание» участвовала уже более чем в 100 фестивалях в 40 странах мира. И завоевала более чем 20 наград. В этом году такого количества наград нет ни у одной картины. Еще один фильм Константина Фама «Туфельки» совсем недавно прошел сложную процедуру допуска к участию в премии «Оскар» (там тоже есть отдельный конкурс по короткому метру). До этого картина стала лауреатом фестиваля в Италии, была показана на «Кинотавре», завоевала множество призов в нашей стране.

Но есть и фильмы, которые не снискали такой серьезной славы. Надеемся, что пока.

– Есть какая-то общая тема представленных в конкурсе фильмов?

– Трудно сказать. Все работы, безусловно, разные. Есть лирические истории, есть фильмы о взаимоотношениях людей старшего поколения, несколько фильмов о детях. Ряд картин посвящен теме Великой Отечественной войны. Приятно, что некоторые работы раскрывают тему творчества, рассказывают о людях искусства. Мне кажется, все фильмы, которые будут представлены на фестивале, несут в себе тепло и положительную энергию, которую, безусловно, вложили в них авторы. Надеюсь, зрители это тепло почувствуют.

– Как Вы считаете, какие перспективы у короткометражного кино в нашей стране?

– Я бы назвал короткометражное кино самым искренним видом киноискусства. Ведь практически все авторы снимают кино за свой счет, без господдержки. Поэтому над режиссером не стоит «диктат» продюсера, он свободен в своем творчестве. В последние годы появляется все больше и больше качественных, профессиональных фильмов, снятых талантливыми режиссерами. Некоторые из них, благодаря успехам в коротком метре, получили возможность снять полный метр. Например, Ольга Каптур (ее дебютной работой «Страна хороших деточек» откроется наш фестиваль), Михаил Местецкий, Рустам Ильясов, Михаил Сегал. Очень жаль, что у нас практически не существует проката короткометражного кино. Но зато оно становится все более популярно в Интернете. Думаю, у короткометражного кино большое будущее.

– Вы являетесь директором недавно созданного Молодежного центра Союза кинематографистов России. Расскажите об этой организации.

– Мы организовались чуть меньше года назад. Основная задача Центра – помощь молодым кинематографистам: информационная, юридическая, организационная. Сотрудничаем со всеми ведущими киношколами и киноВУЗами, фестивалями студенческих и дебютных фильмов. Представительства Центра созданы в двенадцати регионах России.

В нашей базе около 500 молодых кинематографистов, которые обращаются к нам за помощью. По мере сил стараемся им помочь. Центр проводит регулярные показы короткометражного кино в Доме кино и кинотеатре «Звезда», различные образовательные программы, творческие встречи и многое другое. На нашем сайте www.moviestart.ru мы публикуем полезную для молодых кинематографистов информацию: новости о фестивалях, конкурсах, грантах, анонсы киношкол, интервью с педагогами и талантливыми молодыми кинематографистами. Мы создали продюсерский центр для поддержки короткометражного и дебютного кино. У нас очень много планов.

– Спасибо. Пожелаем Вам удачи в их реализации.
 


Беседовала Ирина Ушакова

поделиться :