«Нравственная оценка фильма требует больших усилий: чтобы понять, какие области души затрагивает кино-история, нужно ее прочувствовать» – о работе на фестивале Духовного экспертного совета

«Нравственная оценка фильма требует больших усилий: чтобы понять, какие области души затрагивает кино-история, нужно ее прочувствовать» – о работе на фестивале Духовного экспертного совета

Духовный экспертный совет фестиваля «Лучезарный Ангел» наравне с экспертами по отбору принимает на себя основную ответственность перед зрителями за выражение в программе показов главной миссии фестиваля — возвращать миру доброе кино.

Гармонично собранный как из представителей духовенства, так и из профессионалов киномира, Духовный экспертный совет всесторонне оценивает нравственную безопасность фильма или сценария, герои которых могут переживать испытания и кризисы, могут заблуждаться, совершать роковые ошибки, могут в конечном итоге приходить к счастливому финалу или не приходить, однако в сердцах зрителей всё это отзовется только одним — вдохновением на борьбу со своими слабостями и на большую мягкость к миру и к людям. К этой простой и, в то же время, сложной цели направлена вся работа Духовного экспертного совета.

О впечатлениях, полученных от фестивальной программы 2021 года и о том, насколько созвучны реальной жизни простых людей современные кино-интерпретации узнаем от участников Духовного экспертного совета.

 

Диакон Храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Иоанн Грузинов:

В этом году мне как эксперту присылались фильмы разных жанров, от драм до комедий, и разных направлений – короткометражные, полнометражные и документальные.

Особенно в документалистике могу отметить сильную динамику изменений, положительную и позитивную. Этот жанр эволюционировал буквально на моих глазах. От слабых, сомнительных в профессиональном отношении фильмов, которые приходили на фестиваль еще несколько лет назад, мы сейчас работаем с потрясающим кино, которое вызывает, – простите за пафос, но это правда, – гордость за творцов, за страну, людей, на которых фокусируют внимание зрителя авторы, профессионализм, интеллектуальный уровень и целостность мировоззрения которых не вызывает сомнения.

Однако хочу отметить, что, как мне кажется, необходимо развивать все жанры, все они в равной степени важны для общества. Как сказал Иоганн Себастьян Бах в фильме «Иван Антонович сердится»: «Нужна всякая музыка — и та, от которой плачут, и та, от которой смеются. Но главное – талантливая! Та-лант-ли-вая!» При этом талант в данном случае — это Дар Божий, который умеет подобрать универсальные ключи доброго, разумного, вечного от сердец разных социальных и возрастных групп и произведение автора будет понятно им всем.

Что касается связи кино и реальной жизни, думаю, что в целом людей, как и меня, волнуют фундаментальные основы человеческой жизни и те «кирпичики», из которых выстраиваются эти фундаментальные основы — душевные и мыслительные процессы вокруг цели человеческой жизни, бытия Бога, места человеке в тварном мире и обществе, любовь, дружба, семейные отношения и воспитание детей. Мои старшие коллеги и я видим, как творцы стараются языком искусства, высоким, но все-таки понятным, так как это язык «Доброго кино», рассказать обо всем этом, или же поставить об этом вопросы.

 

Иерей Храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Димитрий Данилов:

В этом году больше всего я отсмотрел фильмов из программы короткометражного игрового кино, считаю, этот жанр имеет наибольший ресурс для того, чтобы стать самым актуальным и интересным, по самой возможности просмотра работ в короткое время и по мастерству создателей уместить глубокую мысль в продолжительность 5-20 минут.

Интересно, что в этом году многие создатели фильмов обратились к проблематике семейных отношений, в частности – буквально отцов и детей. Фильмы разноплановые, разной глубины, но весьма интересные.

При этом не могу отметить какой-то непрерывной динамики: программа фестиваля год от года сильно отличается. Многое зависит от отборщиков и создателей картин.

Однако мне показалось, что созвучность кино и реальной жизни за последние 2 года повысилась. Может, тому виной ограничения и проблемы, связанные с пандемией коронавируса...

 

Киновед, историк кино, член Союза кинематографистов РФ Наталья Милосердова:

В этом году я оценивала и фильмы, и сценарии. Порадовало то, что значительная часть работ посвящена теме семьи, отцов и детей, взросления и выбора пути, сохранения традиций, возрождения и благотворного влияния Православия на человека и общество. Авторы ставят перед героями, а, следовательно, и перед зрителем, проблемы нравственного выбора, а от этого ранее почти самоустранилось отечественное кино. Если еще 3 года назад выбирать экспертам было почти не из чего, сегодня и количество, и качество фильмов данного направления ощутимо выросло. Отрадно, что появились фильмы социальной тематики, что на экран вышла жизнь «маленького человека» со всем спектром его страдания и терпения, что авторы призывают проявлять «милость к павшим»…

Правда, нередко смущает явная инфантильность создателей фильмов и сценариев, их нравственная незрелость и размытость критериев. К примеру: для большинства героев и авторов украсть что-нибудь или, скажем, побаловаться наркотиками уже не является фактором морального падения. Мне запомнился сценарий, где девушка-сирота, которая воспитывалась в монастырском приюте, стоит перед выбором: постричься в монахини или выбрать мирскую жизнь. Тема свежая донельзя, и автор явно в материале. Но смущает способ, каким героиня осуществляет свой выбор. Чтобы дать девушке шанс понять, не ошибается ли она в себе, ее посылают на семейный праздник к родственникам в большой город. Там она проходит через ряд соблазнов, приносит себя в жертву, переживает ночь любви, после чего возвращается в монастырь и становится монахиней. Получается, что послушница сходила в мир, попробовала его, но выбрала Обитель. Смущает не ее решение, а тот мир, к которому она прикоснулась. Она жертвует собой как Сонечка Мармеладова, но та спасала детей от голодной смерти, а Анна отдает себя на поругание – ради того, чтобы вытащить из камеры парня, взятого с приличной дозой наркотиков. И та среда молодежи, в которую попадает героиня, шокирует – пьют, курят травку, работа для них это лишь способ добывания денег, жизнь коммуной… Автора не интересует жизнь вне его страты, будто не существуют люди, живущие иначе.

Если говорить о самом сильном впечатлении, то его оставил сценарий, написанный еще в 2007 году ученицей профессора ВГИК им. С.А. Герасимова Одельши Агишева, и до сих пор не поставленный. Очень надеюсь, что участие в конкурсе поможет ему реализоваться. Надеюсь также, что сегодня автор найдет нотку надежды в финале. Это история двух друзей, которые любили одну женщину, но пути выбрали разные. Беда только, что в 1990-е годы жизнь мужчин часто была чрезвычайно короткой, так что спустя десятилетие они снова перешли дорожку друг другу – две похоронных процессии столкнулись в воротах кладбища... Только один погиб как герой, выполняя воинский долг, а другого убили в криминальной истории.

Однако тенденция ясна: у авторов возрос интерес к духовной жизни, ее приоритет над материальной стороной бытия. Это относится как к документальным фильмам, так и к игровым. Отсюда – глубина размышлений, крупность личности, стоящей в центре повествования, ее неординарность. Явно ощущается ностальгия по штучности человеческой личности и восторг перед ее красотой. Усиливается тенденция к росту ценности человеческой жизни – любой, будь то «особенный» ребенок, или «забытый» в Афганистане военнопленный, или солдат Великой Отечественной, прах которого нашли поисковики. Критичнее, смелее, требовательнее стали социальные фильмы – они все больше похожи на «перестроечные» фильмы конца 1980-х. Шире стал и ареал обитания героев – уже не только крупные города, но глубинка, окраины, даже дикая природа, – и их социальный состав. Оформилась и все ярче выражается ностальгия по утраченному единству и мирному сосуществованию людей разных национальностей и укладов. Все чаще сквозит и ностальгия по утраченной небогатой, но достойной и спокойной жизни в СССР, с беззаботным детством, уверенностью в завтрашнем дне, с работой на страну, а не «на хозяина»…

Еще недавно очень плачевна была ситуация с детско-юношеским кино, его просто не было, и преобладало мнение, что оно не нужно. Теперь очевидно, что в отношении к проблемам подрастающего поколения произошел перелом: это направление набирает силу и серьезность, и я думаю, что в этом, как и в других позитивных тенденциях, есть лепта и нашего фестиваля.

 

Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» пройдет в Москве в кинотеатре «Поклонка» с 23 по 30 ноября. Посещение кинопоказов и мероприятий бесплатное, по предварительной регистрации (раздел меню «Зрителям» ‒ «Расписание показов и мероприятий»), с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований в формате Covid-free.

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, чтобы быть в курсе новостей: Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук

Материал подготовила Евгения Костицына

поделиться :