Сценарная лаборатория «Современная детская литература и кино. Вопросы создания сценариев фильмов для детей и юношества»

Сценарная лаборатория «Современная детская литература и кино. Вопросы создания сценариев фильмов для детей и юношества»

В этом году на «Лучезарном Ангеле» будет работать Сценарная лаборатория кинодраматурга Одельши Агишева, посвященная вопросам создания сценариев фильмов для детей и юношества по литературным произведениям.

Являясь наследниками лучших традиций советского кинематографа, российские сценаристы и режиссеры должны хорошо знать, как делать детские фильмы. Не забыты ленты, на которых выросли поколения верных сынов Отечества – от «Тимура и его команды» до «Чука и Гека» и «Пацанов».

Несмотря на это, в наши дни такое кино полностью отсутствует на экранах страны, а редкие удачи в этом жанре (например, фильмы по сценариям известного драматурга Александра Адабашьяна) просто не доходят до зрителя из-за коммерческих проблем их проката. Наш «лучший в мире зритель» на 90% подсел на западное кино, которое полностью захватило умы и сердца соотечественников.

Каков же выход? Ясно же: умное и доброе кино для детей могло бы сыграть огромную роль в добавление к школе – способствовать формированию личностей, их миропознанию и определению своего места в жизни. Об этом шла речь и на последнем Пленуме Правления Союза Кинематографистов России. В нашем обществе растет целое поколение людей, которые теряют связь с отечественными духовными традициями, с родной историей и культурой, – вот о чем с волнением говорили все выступавшие. Что твердить о полноценном воспитании личности, когда упускается элементарный объем знаний о прошлом родной страны, о страницах истории. Приводился такой факт. Один из учеников средней школы на вопрос о Петре I ответил: «Кажется, он лежит в Мавзолее». Некоторые другие опрошенные о Петре I и вообще не слыхали.

Конечно, тут недоработка школы, но и аудиовизуальные искусства не имеют права стоять в стороне. Понятие «просвещение» лежит в основе воспитания, поэтому ко многому обязывает и кинематографистов. Оно должно быть и в кинематографическом пространстве – просвещать через увлекательную историю, с помощью каких-то интересных ситуаций на экране, который способен на многое. Даже про школу, про нелегкий учебный процесс можно делать веселые комедии, как бывало раньше. Вспомните только фильм «Витя Малеев в школе и дома».

Оригинальных сценариев детского кино у нас сейчас практически нет, и в этом смысле могли бы серьезно помочь экранизации детских книг. Однако здесь существует известная трудность – каждый талантливый писатель считает, что он способен написать сценарий. Но экранизация – это отдельный вид творчества, и редкие из писателей понимают, что сценарист и писатель – это две разные, иногда противоположные профессии. Подчас писатель в сценарии стремится словом выразить то, что только словом выразить невозможно, – будущее кино, которое возникнет только совместными усилиями творческого коллектива. Сценарий является всего лишь начальной фазой, фундаментом будущего фильма, в котором слово зачастую играет отнюдь не главную роль. В сценарии все слова ограничены, взвешены, рассчитаны, нет никаких вольностей, никаких литературных красивостей, в основном – только действие, подчиненное законам драматургии.

Что же делать, каким образом овладеть специфической профессией сценариста? Об этом и пойдет разговор на «Лучезарном Ангеле» в Сценарной лаборатории. Ее участники смогут получить несколько уроков по написанию сценария, экранизации литературного произведения, узнают об отличии вербального произведения от кинематографического, об особенностях киноязыка, о которых Одельша Александрович. Агишев будет говорить с показом примеров на экране.

Ведущий Сценарной лаборатории
кинодраматург Одельша Агишев,
профессор ВГИК им. С.А. Герасимова,
почетный профессор и руководитель Сценарной мастерской Высших курсов сценаристов и режиссеров

поделиться :