Интервью с Заслуженной артисткой России Натальей Бондарчук

Интервью с Заслуженной артисткой России Натальей Бондарчук

В этом году Дирекцией кинофестиваля за выдающийся вклад в отечественный кинематограф был посмертно награждён Народный артист СССР, актёр и режиссёр Сергей Фёдорович Бондарчук, которому в этом году исполнилось бы 100 лет.

В рамках «Лучезарного Ангела» прошла встреча с дочерью Сергея Фёдоровича – Заслуженной артисткой России, актрисой, режиссёром, сценаристом и педагогом Натальей Бондарчук. В ходе встречи, рассказывая об отце, она показала два своих документальных фильма о нём: «Планета Бондарчук» и «Детство Сереги Бонди».

Кроме этого, Наталья Сергеевна согласилась дать интервью о Сергее Фёдоровиче Бондарчуке.

 

– Наталья Сергеевна, для начала расскажите, пожалуйста, как и когда появилась идея фильма «Планета Бондарчук» и как создавалась эта картина?

– Идея появилась давно. Последние фильмы я делала к 90-летию папы – два фильма, каждый состоял из 4-х серий, они прошли по разным каналам. И я понимала, что к 100-летию обязана сделать ещё один фильм. Надеялась на помощь Министерства культуры. Подала заявку, как полагается, четыре месяца ждала и дождалась ответа «нет». У меня оставалось мало времени, поэтому я опиралась на то, что я уже сняла сама, без какой-либо помощи, и на друзей: на Сергея Никоненко, которого я знаю с моих 13-ти лет, на мой театр «Бемби» и на помощь других моих друзей.

Получился 52-минутный фильм, который отражает практически всю жизнь Сергея Фёдоровича. Кроме этого, я создала картину «Детство Сереги Бонди» на 26 минут – в ней главными помощниками были дети, потому что мне очень хотелось рассказать о детстве Сергея Фёдоровича. Как получилось, что отъявленный хулиган так увлекался театром? Какой театр он создал у себя во дворе, почему дал ему имя Христофора Колумба? Оказывается – наряду с его хулиганством – была огромная тяга к культуре: к книгам, к театру, к живописи (он писал картины с детства, даже – как сам говорил – «малевал» декорации).

Фильм «Планета Бондарчук» отражает работу Сергея Фёдоровича над его главными фильмами. В первую очередь среди них – «Судьба человека». Он ведь не был дипломированным режиссёром, он был дипломированным актёром. К тому времени он стал самым молодым Народным артистом СССР за фильм «Тарас Шевченко». А потом, когда даже Чарли Чаплин сказал, что этого актёра ждёт великое будущее, Сергей Фёдорович вдруг резко поменял свой вектор движения и стал заниматься режиссурой. В «Правде» был напечатан маленький рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», и Сергей Фёдорович долго доказывал, что он сделает сценарий. И он создал сценарий, он убедил Шолохова, что может играть главную роль. Сняв «Судьбу человека», Сергей Фёдорович стал лауреатом Ленинской премии, а фильм разошёлся по всему миру. Папе Римскому очень понравилась эта картина, он считал, что это лучший фильм о войне, и говорил, что за картину «Судьба человека» предоставит любую келью у него в католическом мире.

Представьте: режиссёр, сняв дебют «Судьба человека», получает заказ от министра культуры Фурцевой снять «Войну и мир»! Сначала Сергей Фёдорович отказался, но потом нашёл единомышленника – сценариста Василия Соловьёва, и согласился. Шесть лет шла работа над фильмом «Война и мир». Эта работа над картиной потребовала от Сергея Фёдоровича всех сил, и духовных, и физических, потому что он играл главную роль и должен был как режиссёр готовить сцены, где было занято 20 тысяч персонажей. На второй год съемок сердце не выдержало, и остановилось на 4 минуты. Сергея Фёдоровича спасли. Когда он снова смог говорить, он сказал: «Теперь я знаю: Болконский не уходит во тьму, он уходит в свет!»

К сожалению, «Мосфильм» не был в то время приспособлен к таким объёмным картинам. Но труд всего коллектива во главе с режиссёром обрёл реальность – именно эта киноэпопея получила «Оскара» и была показана во многих странах мира.

– Возможно, у Вас сохранились какие-то яркие воспоминания, связанные с работой Сергея Фёдоровича в кино, с тем, каким Вы видели его на площадке?

– Мне было 13 лет, когда папа приехал и сказал: «Какие у тебя интересные брови! И глаза карие! Ты сможешь играть маленькую Наташу Ростову!» Но он утвердил на эту роль голубоглазую Людмилу Савельеву, а в то время не было ни компьютерной графики, ни голубых линз. В итоге Сергей Фёдорович снимал Людмилу и в сценах, где Наташа взрослая, и где она ещё ребёнок.

На площадке «Войны и мира» я не была, но мы – я и Николай Петрович Бурляев – пригласили Сергея Фёдоровича на свою дипломную работу «Пошехонская старина», чтобы он прочитал от имени Салтыкова-Щедрина закадровый текст. Он посмотрел наш материал, и он ему очень понравился. Когда меня спрашивают: «Ваш папа с Вами работал на площадке?» – я говорю: «Нет, это я как режиссёр работала с моим папой, воспользовавшись тем, что он великий актёр и у него дивный голос». Он озвучивал фильм «Пошехонская старина», а потом мы показали ему материал фильма «Детство Бемби», который ему тоже понравился, и он читал от Сказочника стихи Николая Петровича Бурляева к этому фильму, делал много дублей, очень хотел, чтобы получилось.

– А каким было отношение Сергея Фёдоровича к православию? Читала, что в конце своей жизни он исповедовался и причастился, но, видимо, пришёл к вере ещё до этого?

– Он всегда памятовал, что родился в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Он родился в 1920-м году в селе Белозёрка. Отец был в Петрограде, а мама и бабка были верующими, и они, несмотря на то, что храмы уже закрывали, успели крестить ребёнка. Буквально через некоторое время из монастыря, где произошло крещение, выгнали инокинь, над ними издевались, всё было разграблено (монастырь был очень богатый).

Сергей Фёдорович всю жизнь помнил, что крещён. Но, так как у него было официальное предложение от Папы Римского, однажды он испугал нашего стукача (такие люди специально приставлялись к известным персонам, выезжающим за рубеж, чтобы не убежали, не остались, не наговорили что-то не то про Советский Союз). И Сергей Фёдорович, увидев на одной выставке портрет святого Франциска, посмотрел, где этот святой жил, и сказал: «А может, я здесь останусь?..» Тут сопровождающий его чуть на колени не встал: «Не погубите, Сергей Фёдорович! Мы должны вернуться в Советский Союз! Какая келья?! Какой святой Франциск?! Я Вас умоляю!» Сергей Фёдорович говорит: «Да я пошутил! Это же не православный храм, а католический! Хотя Гоголь разницы не делал». Папа всё это со смехом рассказывал.

А потом вот что выяснилось. Во-первых, «Война и мир» – она ведь вся пронизана православием. Например, в сцене перед Бородинским сражением – крестный ход с чудотворной иконой. Всё это разрешили. Впервые! У нас за появление креста в картине вырезали сцены, а это разрешили. Во-вторых, он – человек с хитрецой – подходил к какой-нибудь церкви и говорил: «Хорошая церковь, но в таком плохом состоянии… Будем здесь, наверное, снимать. Давайте мы её приведём в порядок». Церковь приводили в порядок, белили… Он посмотрит и скажет: «Да, хорошая церковь. Но, знаете, по дислокации нам всё-таки нужна вон та церковь… Давайте мы её приведём в порядок». И так семь церквей. Это выяснилось в день его отпевания, сами священники рассказывали, как Сергей Фёдорович сумел привести в порядок несколько церквей.

В последние годы, когда на него были гонения, он ходил с чётками.

– Возвращаясь к кинематографу, Вы могли бы сказать тем современным молодым людям, которые почти не смотрят классику советского кино, почему важно смотреть фильмы Сергея Фёдоровича Бондарчука?

– Все фильмы отца – это не только произведения киноискусства, но и учебники по истории России, только визуальные. Это современным детям интереснее. И когда им задают прочесть «Войну и мир», лучше сначала показать им фрагмент из фильма «Война и мир», а уже потом дать прочитать всю книгу.

Для меня было очень показательным, что после просмотра фильма «Красное и чёрное» режиссёра Сергея Герасимова, где я снималась в роли мадам Реналь, многие держали в руках томик Стендаля «Красное и чёрное». Значит, можно возбудить интерес к книге через фильм. Обычно это происходит на уроках. По поводу моих фильмов «Пушкин. Последняя дуэль» и «Гоголь. Ближайший» многие чуткие учителя пишут мне, что показывали на уроке их фрагменты, и у детей пробуждается интерес к Пушкину, они начинают писать сочинения и так далее. То есть спокойно можно внести это в учебный процесс, за что ратует наш Никита Сергеевич Михалков, и это правильно.

Можно показать фрагмент фильма – и потянется интерес, ребёнку захочется посмотреть дальше, а затем – некоторым – и почитать, что же там написал Толстой.

На какие исторические факты ответил своими фильмами Сергей Фёдорович? Надо начать с пушкинского «Бориса Годунова». Время Годунова – особенное, и сам Пушкин изучал его как историк. Сложные взаимоотношения власти и людей, которые возле неё. Фильм «Борис Годунов» – невероятно сильный. Это последняя картина отца, которую он сделал в России. Потом снимал «Тихий Дон», но умер, не завершив работу над ним. Я приходила на съемки «Бориса Годунова» и видела, как на «Мосфильме» были сделаны потрясающие декорации Грановитой палаты, всё в точности. Я была потрясена этим. Костюмы до сих пор висят в музее «Мосфильма».

Потом наполеоновская война – «Война и мир». Огромный исторический фрагмент, данный через образы, которые осмыслены большим художником.

1917-й год. Надо пристально посмотреть, что он делал в «Красных колоколах» и какой у него Ленин. Там впервые появляются Троцкий и молодой Сталин. Фильм грандиозный. Там есть две революции – мексиканская и наша, увиденные глазами американского журналиста Джона Рида. Сергей Фёдорович сделал этот фильм уже на грани пошатывания Советского Союза, и все говорили: «Что это за Ленин? Почему такой Ленин?» А он там совсем неузнаваемый: без бородки, совсем другой. Сергей Фёдорович хотел приблизиться к реалиям, к тому, что произошло в 1917-м году в действительности. Хотя было ещё советское время, и это было очень опасно.

Дальше – два фильма о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

И «Тихий Дон», и «Степь»…

Фрагменты из фильмов можно показывать на любом уроке: о Чехове, о Толстом.

– Но фильмы Сергея Фёдоровича важны не только тем, что могут использоваться в образовательных целях, но и тем, что в них есть вечные темы, вечные вопросы, важные для любого поколения…

– Если захотят глубже понять историю любви, можно смотреть все сцены с Наташей Ростовой. Если хотят понять, что такое предательство в любви, – следующие фрагменты из фильма «Война и мир» с Наташей Ростовой. Если захотят что-то узнать о Великой Отечественной войне, пусть посмотрят «Они сражались за Родину» и «Судьбу человека». А если хотят услышать музыку к современному фильму о войне «Т-34» режиссёра Алексея Сидорова, пусть слушают, ведь один из композиторов – внук Сергея Фёдоровича Иван Бурляев.

– Поняла. Спасибо Вам большое за ответы!

Материал подготовила Елена Чач

Фото предоставлены Натальей Сергеевной Бондарчук

поделиться :