МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Лучезарный Ангел

Доброе кино!

О ретроспективной программе короткометражных игровых фильмов

16.07.2018

Интервью с автором программы короткометражного кино кинорежиссёром Владимиром Тумаевым.

Среди ретроспектив, которые будут на XV Международном благотворительном кинофестивале, – обширная ретроспективная программа короткометражных игровых фильмов «Короткометражное кино, ставшее классикой».

Короткий метр – особая часть кинематографа, с которой широкий зритель знаком мало. Такие фильмы не выходят в прокат, их можно увидеть лишь на кинофестивалях, специальных кинопоказах и студенческих просмотрах в стенах творческих вузов (чаще всего это учебные, курсовые и дипломные работы студентов-режиссёров). А между тем – среди них есть свои шедевры, достойные того, чтобы их увидела широкая зрительская аудитория. Подборка исключительно качественных, высокохудожественных, глубоких, берущих за душу картин разных лет и будет представлена на «Лучезарном Ангеле». Далеко не все из них можно самостоятельно найти и посмотреть в Интернете, да и просмотр фильма в кинозале, с максимальным качеством изображения и звука, стоит того, чтобы ради него прийти в кинотеатр.

Поделиться подробностями о ретроспективной программе согласился её автор, кинорежиссер, член Союза кинематографистов РФ, Член Гильдии кинорежиссеров РФ, доцент кафедры кинорежиссуры ВГИКа Владимир Иванович Тумаев.

Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, по какому принципу Вы отбирали короткометражные фильмы для ретроспективы?

– Основным критерием отбора является непременное гармоничное сочетание художественных достоинств фильма: его формы и содержания, отсутствие оскорбительных для души элементов киноязыка (насилие и нецензурная брань). Торжество духовного над бездуховным – вот главный критерий выбора.

Надо сказать, что я стараюсь отбирать не просто по факту того, что когда-то снималось, – нет, я стараюсь отобрать максимально интересные работы. И желательно, чтобы современные картины не уступали советским. То есть это должно быть, на мой взгляд, гармоничное сосуществование прошлого и настоящего. Только, конечно, меняется, обновляется кинематографический язык. А по духовному уровню желательно, чтобы не уступали. При этом для меня особую ценность представляют те фильмы, которые способны эмоционально влиять на зрителя, вызывать соответствующее чувство и какие-то личные ассоциативные жизненные цепочки.

Ваша ретроспектива называется «Короткометражное кино, ставшее классикой». Как Вы определяете, что фильм можно назвать «классическим»?

– Классический фильм – это произведение, использующее для своего построения классические общепризнанные формы и достигший в сочетании с гуманистическим содержанием непреходящей культурной ценности. В этой программе собраны лучшие короткометражные фильмы – работы разных лет как советского, так и российского периода истории нашей страны.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих фильмах. Это, вероятно, обширная программа?

– Это два двухчасовых блока. Их можно было набрать и больше, но таков формат. Всего были отобраны восемь фильмов.

Это фильм Евгения Цымбала «Защитник Седов» 1988-го года о гражданском мужестве адвоката, который берется защищать невинно арестованных людей в самый разгар сталинских репрессий. Это один из самых мощных фильмов времен перестройки, а актерская работа Владимира Ильина, исполняющего главную роль, возможно, лучшая его роль.

Кадр из фильма «Защитник Седов» (реж. Е. Цымбал, «Мосфильм», 1988 г.)

Это фильм «…Иванов», снятый в 1981-м году во ВГИКе как этюд по освещению оператором Александром Ильховским и звукооператором Александром Нехорошевым. Им удалось подняться на высокий художественный уровень, так что получился содержательный и яркий фильм, главный герой которого – музыкант, и его роль исполнил молодой Борис Гребенщиков. В фильме звучат его замечательные песни.

Молодой Борис Гребенщиков в роли музыканта Иванова в фильме «…Иванов» (реж. А. Ильховский, А. Нехорошев, ВГИК, 1981 г.)

Это душевный и добротный фильм «Шире шаг, маэстро!» 1975-го года – дипломная работа режиссёра Карена Шахназарова о молодом враче. В фильме великолепный актерский ансамбль.

Отдельно стоит сказать о фильме «Вы чьё, старичьё?», снятом в 1982-м году студентом ВГИКа режиссёром Василием Пичулом. Это экранизация одноименного рассказа Бориса Васильева о брошенных стариках. Здесь тоже великолепный актерский ансамбль, особенно впечатляют работы Вацлава Дворжецкого и Сергея Плотникова. Да и в целом в фильме – созвездие блестящих актеров: Александр Леньков, Алексей Жарков, Елена Майорова, Валерий Носик, Вера Ивлева. Сам писатель Борис Васильев как-то в разговоре признался мне, что это лучшая экранизация его рассказа.

Вацлав Дворжецкий в роли Касьяна Нефёдовича Глушкова в фильме «Вы чьё, старичьё?» (реж. В. Пичул, ВГИК, 1982 г.)

Также в программе – фильм «Соло» режиссёра Константина Лопушанского, вышедший в 1980-м году. В нём невероятно реалистично воссоздана среда блокадного Ленинграда. На мой взгляд, ни один другой фильм, в том числе и полнометражный, не может сравниться с ним по этому параметру.

Кадр из фильма «Соло» (реж. К. Лопушанский, «Ленфильм», 1980 г.)

Из более близких к нам по времени создания – красивая провинциальная история любви – фильм «Прогулка» 2002-го года студентки ВГИКа режиссёра Юлии Колесник, мастерски снятый по мотивам всемирно известного рассказа Курта Воннегута «Долгая прогулка навсегда» и адаптированный под российскую глубинку.

Кадр из фильма «Прогулка» (реж. Ю. Колесник, ВГИК, 2002 г.)

О смысле человеческой жизни – фильм «Балыксыт» (в переводе на русский с якутского – «Рыбак»), снятый в 2005-м году режиссёром и оператором из Якутии Вячеславом Семёновым. В этой работе – необыкновенно выразительные по атмосфере кадры природы и, что более важно – человека в природе. Видно, что режиссёр с любовью снимал родные места, в которых он вырос и живет.

И, наконец, последний фильм – «Олег и Ольга», снятый в 2008-м году студентом Высших курсов сценаристов и режиссёров Сергеем Воеводиным. Это заводская история любви. Данную картину следует выделить особенно, поскольку в ней удалось проявить уникальное свойство кинематографа – его возможность рассказывать историю без слов. И это редкий случай, когда отсутствие диалогов в фильме совершенно естественно.

Владимир Иванович, спасибо Вам за такой подробный рассказ! Действительно, очень интересная и разнообразная программа. Думаю, она произведёт большое впечатление на зрителей.

  Беседовала Елена Чач




Обсуждение закрыто.