МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Лучезарный Ангел

Доброе кино!

Первый день работы «Лучезарного Ангела»

03.11.2018

Первый день работы фестиваля начался с получасового показа внеконкурсных мультипликационных фильмов, доступных для восприятия даже самых маленьких детей, и ретроспективы анимационной студии «Пилот», объединяющей  шесть короткометражных мультфильмов 2004-2007-го годов. Одновременно с ними начался внеконкурсный показ фильмов из рубрики «Актуальное кино», разделенный на два сеанса – утренний и дневной.

В этот день зрители могли насладиться и просмотрами короткометражного игрового кино – в рамках внеконкурсного показа и ретроспективы «К 100-летию ВГИК». Также начались показы полнометражных фильмов замечательной ретроспективной программы к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Киновед Андрей Шемякин представил вниманию зрителей две картины – фильм «Ася» Иосифа Хейфеца и киноленту «Две женщины» Веры Глаголевой.

Семинар магистранта МГПУ Ангелины Будаковой «Использование киноматериала в воспитательной работе с подрастающим поколением» обернулся содержательной и энергичной дискуссией. В обсуждении приняли участие: учитель русского языка и литературы из Углича Ирина Соловей, член жюри кинофорума «Золотой Витязь» киновед Александр Семенюк, а также члены Духовного экспертного совета фестиваля –  протоиерей Тарасий Вдовин, протоиерей Константин Сопельников и кинорежиссёр Лев Чернявский.

В самом начале разговора был поставлен острый вопрос о том, как в нашу информационную эпоху, когда образы из фильмов и частного видео крепко вошли в жизнь, верно использовать эти образы в образовании и воспитании детей. Ангелина Будакова предложила рассмотреть воспитание и манипуляцию как две стратегии влияния кино на зрителя и представила вниманию участников семинара две пирамиды ценностей: в основании одной – Бог, в основании другой – личное человеческое «я». В первом случае человек движется к вершине – любви, и путь его – спасение души; во втором случае человек идёт к гордыне, и для него главное – столь популярное сегодня понятие – успешность.

Протоиерей Тарасий Вдовин заметил, что место Бога может занимать не только «я»: в истории нашей страны были периоды, когда это место занимали партия, банда… Отец Тарасий подчеркнул, что принципиальная разница с тем случаем, когда в основе системы ценностей лежит Бог, заключается в том, что во всех остальных случаях невозможно гармоничное единение всех людей».

Режиссёр-документалист Лев Чернявский поделился с собравшимися своими наблюдениями относительно развития кинематографа. Он акцентировал внимание на том, что в советское время, в отличие от сегодняшнего дня, использование киноматериалов было государственной программой. Большое внимание уделялось производству фильмов для детей и юношества. И если, например, фильм 1976-го года «Тимур и его команда» был о детях и для детей, то современный одноименный ему фильм таким не является. Лев Чернявский подчеркнул, что сейчас в пространстве масс-медиа России доминирует выплеснувшаяся на экраны информация об особом преступном мире, со всеми его правилами, понятиями, лексикой, так что зона начинает управлять современным общественным сознанием. Кинорежиссёр заметил в заключение: «“Лучезарный Ангел” – один из островков, противостоящих ситуации. Область кинематографа – хотим мы этого или нет – остаётся площадкой борьбы добра и зла. Вот, например, вчера у входа в «Октябрь» я увидел плакат о празднике Хэллоуин, который существовал здесь параллельно с миром доброго кино».

О противостоянии добра и зла в кинематографе говорил и член жюри кинофорума «Золотой Витязь» киновед Александр Семенюк. Он обратился к теме мифа и религии как наиболее важной основы для самоидентификации личности, подчёркивая при этом, что миф и сказка как два разных языка плохо сочетаются друг с другом: «Например, в мультфильме «Сказ о Петре и Февронии» 2017-го года святые Пётр и Феврония начинают восприниматься не как реальные святые личности, а как сказочные персонажи, поскольку они существуют в одном ряду с Мечом-кладенцом и Кощеем Бессмертным. И это закладывается в детское сознание». Особое внимание Александр Семенюк обратил на популярный среди современной молодежи сериал «Игра престолов» – снятую в жанре фэнтези средневековую псевдоисторию, где нет ни слова о христианстве, а антихристианские культурные коды поданы как христианские, то есть через дьявольский приём оборотничества происходит онтологическая подмена. Также киновед обратил внимание на то, что в современном кино популярен довольно симпатичный образ Бабы Яги, которая на самом деле – языческий проводник в мир мёртвых. «Ребёнку бесполезно что-то запрещать, но ему нужно всё грамотно объяснять, чтобы он был защищён. Кино – страшная вещь, если уметь им пользоваться», – резюмировал Александр Семенюк.

Учитель русского языка и литературы Ирина Соловей поделилась собственным опытом использования произведений кинематографа в образовании и воспитании школьников: «Ребёнку, готовясь к выпускному экзамену в 9-м классе, надо научиться писать сочинения на тему доброты, милосердия, нравственности. Но оказывается, что базы примеров для сочинений на эти темы у детей нет, и я подбирала современное детское кино для создания такой базы». В качестве примера такого кино Ирина Соловей показала экранизацию стихотворения «Странный дуэт» Натальи Бондаревой, сделанную девочкой-восьмиклассницей из города Луга.

Семинар завершился просмотром и обсуждением короткометражного фильма «Мука» режиссёра Михаила Немойтина, участвующего в этом году во внеконкурсной программе фестиваля.

Первый день работы фестиваля стал днём показа первых работ режиссёров-документалистов. Конкурс дебютов разделили на две части: полуторачасовой дневной показ трёх фильмов и почти трёхчасовой вечерний показ-обсуждение под названием «Утро нового дня: состояние атмосферы».

Следует отметить, что, несмотря на неудобное для многих время середины буднего дня, зал на первом показе был полон. Зрители увидели три киноленты: пронзительный, пронизанный болью и светом Вечности фильм «Донецкая Вратарница» режиссёра Натальи Батраевой, добрую картину о профессии учителя «Одарён я завидной судьбой» режиссёра Сергея Маслова, внимательно вглядывающегося в своих героев, и глубоко личную историю «Ночные дежурства» режиссёра Анны Рудиковой о женщине-неонатологе, спасающей 500-граммовых младенцев.

На вечерней встрече «Утро нового дня: состояние атмосферы» были представлены дебютные документальные работы студентов-режиссёров, объединённые одним принципом: во основе всех этих работ лежит важнейший для документального кино метод – наблюдение. Вели мероприятие эксперт фестиваля по отбору документальных фильмов, киновед и кинокритик, специалист по современному отечественному документальному кино Андрей Шемякин и эксперт Духовного экспертного совета фестиваля, сценарист, режиссёр-документалист, член Союза кинематографистов СССР и России Лев Чернявский. «Несколько лет мы пытались убедить организаторов фестиваля, что должен быть отдельный конкурс дебютов, что надо обозначить ситуацию новых фильмов. Потому что мы явно находимся на каком-то историческом переломе или в ожидании перелома. Это то, что входит в контекст времени, становится его климатом. И режиссёры-документалисты думают о том, как это передать»,  поделился с участниками фестиваля и зрителями кинокритик Андрей Шемякин.

После показа пяти коротких работ студентов Высших курсов сценаристов и режиссёров состоялся разговор по каждому фильму отдельно с его повторным просмотром. Авторы рассказывали о своих работах, отвечали на вопросы ведущих, а режиссёр фильма «Неуёмная красота» Ольга Шарий представила зрителям героиню своей картины – заведующую лабораторией кафедры палеонтологии МГУ, ветерана Великой Отечественной войны Маргариту Александровну Головинову, которая впервые увидела фильм о себе именно на «Лучезарном Ангеле». Ведь для этой картины, как и почти для всех фильмов из программы «Утро нового дня: состояние атмосферы», показ на «Лучезарном Ангеле» являлся премьерным. Далее состоялись просмотр и обсуждение фильма «Б-1» студента ВГИКа Павла Петрухина о слепом футболисте. Завершил вечер просмотр фильма «Свято» известного режиссёра-документалиста Виктора Косаковского, поскольку эта кинолента является наглядным примером того, как наблюдение превращается в высокое искусство.

Те зрители, которых больше интересует игровое кино, в это самое время могли посмотреть полнометражные картины: «Кэрэл» режиссёров Ильи Портнягина и Валентина Макарова и «Движение вверх» режиссёра Антона Мегердичева.

 




Обсуждение закрыто.