Счастье вокруг, или Джолтула: победителем конкурса сценариев кинофестиваля «Лучезарный Ангел» стал Вячеслав Семенов

Счастье вокруг, или Джолтула: победителем конкурса сценариев кинофестиваля «Лучезарный Ангел» стал Вячеслав Семенов

Сухие цифры гласят, что в 2021 году на Конкурс сценариев кинофестиваля «Лучезарный Ангел» было подано 147 сценариев полнометражных игровых фильмов из 4 стран и 15 регионов России. Таким образом, эксперты-отборщики перечитали, подумать только! – порядка 10 000 страниц самых разных историй. Для сравнения, в 2019 году на Конкурс было подано 132 заявки.

По итогам работы жюри победителем стал Вячеслав Семенов со сценарием «Желтые воды Джолтулы».

Узнаем у Вячеслава больше о его работе и успехе:

Кинематограф затянул меня в 1975 году, когда я был студентом Инженерно-технического факультета Якутского государственного университета, я по первому образованию инженер горного дела. В то время видео не было, снимали на кинопленке, а звук был не синхронный, писали на магнитофонах, и также я сам научился создавать сценарии. Впоследствии все эти навыки очень пригодились.

Сценарий «Желтые воды Джолтулы» я написал лет десять назад, тогда он назывался по имени героя «Тымкль». Сценарий основан на реальных событиях 1930-х годов, о которых рассказывал мой отец. Позже сценарий пополнился другими эпизодами, место действия из глухой тайги я перенес в тундру, а вот герой изменился мало, я немного усилил его характер. Я старался работать с историей так, чтобы на реальной канве завязывать символические узлы, так, моя река Джолтула (по-якутски пишется Дьолтула, в переводе «дьол» – счастье, «тула» – вокруг) на самом деле в тундре отсутствует, есть река с похожим названием на юго-востоке Якутии, но здесь я поставил на первое место авторский замысел, немного в ущерб строгим фактам географии. С возрастом все чаще с любовью и с тоской вспоминаешь родителей. Я бы хотел, чтобы образ мальчика, главного​ героя, получился пронзительным, неповторимым.​ Афиша в моих глазах выглядит так: на первом плане большой​ портрет мальчика и на заднем плане уходящий отец.

Пусть это история о суровых испытаниях, но она и о том, что только в борьбе с природой и ее стихиями человек доказывает свое право на жизнь, веру и мечты. Это не только про конкретную семью в тундре – это, в какой-то степени, о каждом из нас. Мне очень приятно, что благодаря фестивалю «Лучезарный Ангел» очень важная для меня история оказалась интересной и для других – если какая-то тема трогает сердце, надо думать, искать, писать и переписывать, и все обязательно получится.

 

Следующий Конкурс сценариев состоится через 2 года, поэтому у будущих участников немало времени, чтобы выбрать тему, погрузиться в материал и отшлифовать итоговый текст.

В качестве ориентира для авторов приведем несколько важных фрагментов из большого интервью с председателем Отборочной комиссии Конкурса сценариев Михаилом Фатаховым, которое мы частично уже публиковали до начала фестиваля.

Перечислить недостатки слабых сценариев легко. С каждым годом всё больше сценариев, в которых присутствует ненормативная лексика, иногда в драматургически неоправданном избытке. К сожалению, мы движемся в том же направлении, что и остальной мир, когда массовое кино не поднимает зрителя до какого-то нового духовного уровня, а опускается до уровня самого невзыскательного зрителя, стараясь потрафить его вкусам, часто примитивным, превращаясь из искусства в товар, который нужно продать. Это путь в пропасть, ведь в писательском деле не нужно стремиться быть понятным, нужно стремиться быть понятым. Второй момент – орфография. Всё больше приходит откровенно безграмотных текстов. И это даже при том, что во все текстовые редакторы встроена проверка орфографии.

Еще одна наша экспертная «боль» – проработка авторами выбранных ими же тем. Например, тема Великой Отечественной войны. Прежде, чем писать о ней, авторам было бы неплохо изучить факты. Даже я, не заставший тех лет и знающий о войне только по кино и по рассказам стариков, вижу, насколько присылаемые сценарии фальшивы. Обращение к сложным темам – это хорошо, но прежде, чем писать, изучите вопрос. Если хочется писать о войне, хотя бы почитайте о ней. Есть же масса книг, мемуаров. Там тысячи историй. Зачем что-то придумывать? Берите и пишите.

Будущим сценаристам я бы пожелал больше читать и смотреть кино. И, конечно, много ездить по разным местам, не сидеть дома, а двигаться. Вокруг нас много интересного, о чем стоило бы написать. Сложно увидеть жизнь, сидя дома и варясь в собственном соку. А точка опоры – это любовь к людям и желание помочь им. Если ваш сценарий сделает немного лучше жизнь хотя бы одного человека, считайте, что вы уже работали не зря.

 

Поздравляем всех, кто победил в конкурсе сценариев или был отмечен специальными дипломами с заслуженным триумфом и признанием ваших творческих талантов профессиональными экспертами и Духовным экспертным советом кинофестиваля.

Материал подготовила Евгения Костицына

поделиться :