Дневник кинофестиваля, день второй. Актуальный разговор о смысле жизни, творчестве, профессии

Дневник кинофестиваля, день второй. Актуальный разговор о смысле жизни, творчестве, профессии

Второй день кинофестиваля 2 ноября начался с ретроспективного показа мультфильмов под названием «Мультпарад друзей «Лучезарного Ангела». Были представлены анимационные фильмы студий из России и Белоруссии – добрые, трогательные, задорные мультфильмы, дающие пищу для размышлений.

Например, анимационный фильм “Мир прекрасен” (Россия, 2021) режиссёра Екатерины Киреевой повествует о лесных жителях, которые попадают под нескончаемый проливной дождь. И вот с тоскливого ненастного неба раздается голос: “Мир прекрасен!”

Умение видеть красоту мира в любой ситуации, среди испытаний и невзгод – пожалуй, тот посыл, который несет в себе не только данный мультфильм, но и весь кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел».

В тот же день прошёл специальный показ кинофильмов «От Великой Отечественной до наших дней. Усваиваем ли мы уроки истории?». Была представлена конкурсная работа «Спасти от варваров» (Россия, 2021) режиссера Олега Солдатенкова – картина о подвиге сотрудников музеев, спасающих коллекции во время войны. Кроме того, был показан внеконкурсный фильм «По следу бронепоезда. От Москвы до Курской дуги» (Россия, 2019) режиссеров Владимира Вольфа и Татьяны Киселевой, в котором рассказана неизвестная история об участии “крепостей на рельсах” в боях за Родину.

После показа фильма перед зрителями выступили директор Народного музея метрополитена Константин Александрович Черкасский и специалист первой категории того же музея Михаил Петрович Шульга. По словам гостей, им было приятно увидеть на экране знакомые лица, узнать новые факты об истории бронепоездов Великой Отечественной. Тем более, что один из самых современных бронепоездов того времени («Московский Метрополитен») был построен на деньги, собранные работниками метрополитена. Собравшиеся узнали о том, как во время войны в метро укрывалось население столицы. Как многие работники метрополитена ушли на фронт, пополнив 18-ю дивизию Народного ополчения. Результатом кровавых сражений, в которых участвовали ополченцы метрополитена, стал срыв немецкого наступления на Москву.

В тот же день зрители увидели несколько короткометражных фильмов из Ирана («Свидетель», 2023, реж. Аида Тебианян), Киргизии («Свеча», 2023, реж. Аянна Маликова), Таджикистана («Нисо», 2023, реж. Дилшод Авазов), России («Подружки», 2021, реж. Наталья Абрамова; «Не в ладах», 2022, реж. Юрий Касимцев; «Нить», 2023, реж. Аля Черных; «От одного зайца», 2022, реж. Глеб Кучинский).

Некоторые из этих картин демонстрировались на иностранных языках с субтитрами, однако проблемы их героев были близки и понятны российскому зрителю. Так, вопросы справедливости и правды поднимались в иранском фильме “Свидетель”. Главная героиня оказалась перед непростым выбором — помочь отцу избежать заслуженного наказания или остаться честной перед собой и перед погибшей матерью. Измученная угрызениями совести, представ перед судом, она не решается нарушить клятву, данную перед Богом, и говорит правду.

2 ноября на кинофестивале «Лучезарный Ангел» были продемонстрированы несколько конкурсных полнометражных работ игрового кино: «У самого Белого моря» (Россия, 2022) режиссера Александра Зачиняева, «Русский крест» (Россия, 2022) режиссера Эдуарда Боякова, «Я иду искать» (Россия, 2022) режиссера Софьи Сафаевой.

Дебютная картина режиссёра Александра Зачиняева «У самого Белого моря» посвящена истории непростых взаимоотношений близких людей. В центре сюжета – подросток Саня, который убегает на остров, полагая, что никому не нужен. Но в экстремальных условиях происходит его взросление и преображение. Это добрая и умная картина о том, как преодолевать страх, признавать свои ошибки и прощать ошибки других. Бурные овации ознаменовали окончание фильма.

Фильм «Русский крест» Эдуарда Боякова зрители кинофестиваля также встречали аплодисментами, многие встали. Картину о судьбе России в 90-е годы прошлого столетия, кресте ее главного героя Ивана Ростова, спившегося и опустившегося, но решительно обратившегося к Богу, представил на кинофестивале режиссер Эдуард Бояков. Он рассказал историю создания фильма по поэме безвременного погибшего поэта Николая Мельникова и по благословению русского старца Илия (Ноздрина).

Завершился вечер 2 ноября творческой встречей с народным артистом РФ Владимиром Машковым, художественным руководителем Московского театра Олега Табакова, председателем жюри игрового кино XX фестиваля «Лучезарный Ангел». Зал был полон, мест не хватило для всех желающих слушать и говорить с любимым артистом. Люди заняли проходы, сидели и стояли на ступеньках. Многие приехали из дальних мест – Томска, Хабаровска, Камчатки. А говорил Владимир Львович о самых актуальных сегодня проблемах не только кино, но и нашей жизни. О том, что человек не может жить без веры в Бога. Что творчество – это долгий путь к вершине, и художник стремится к ней всю жизнь. Об артистических традициях своего учителя Олега Табакова, идущих от Василия Топоркова и Константина Станиславского.

Машков говорил о любви к искусству и о любви к Родине. И еще о том, что человек, кем бы он ни был по профессии, должен трудиться всю жизнь, передавать свой нравственный и духовный опыт следующему поколению.

Присутствовавший на встрече председатель Духовного экспертного совета кинофестиваля «Лучезарный Ангел» протоиерей Владимир Волгин поблагодарил артиста за живой, эмоциональный разговор и прочитал стихотворение «Дар», написанное им в тридцатилетнем возрасте. Оно было очень созвучно тому, о чем говорил Машков в этот вечер.

 

Лица кинофестиваля: пожелания и поздравления с юбилеем

 

Владимир Машков, народный артист России, председатель жюри полнометражного игрового кино кинофестиваля «Лучезарный Ангел»:

Самое главное, что можно пожелать кинофестивалю «Лучезарный Ангел», который живет уже 20 лет – его продолжения. Желаю этому кинофоруму еще долгой-долгой жизни. Чтобы приходили зрители, чтобы они любили кино и понимали его. Кино, театр – вроде бы место лицедейства, но, с другой стороны, сегодня в кинотеатре, на кинофестивале «Лучезарный Ангел» много священников, а Станиславский сравнивал театр с храмом, где  место только большим идеям и большой правде. И здесь мы в каком-то смысле совпадаем в нашем служении.

Жюри предстоит непростая работа: кино сложно оценивать, как и любой другой вид искусства. У людей свои чувства, свое понимание времени, правды и искренности. Конечно, прежде всего ищутся картины, в которых есть разговор о человеке, о его природе, которые побуждают на действие, созидание. А талант – это выбор – того или иного действия, того или иного слова. И авторы картин сделали свой выбор.

 

Нонна Гришаева, заслуженная артистка России, член жюри полнометражного игрового кино кинофестиваля «Лучезарный Ангел»:

Хочется пожелать участникам кинофестиваля, чтобы каждую картину как-то отметили. Сегодня перед нами, членами жюри, стоит какая-то непосильная задача: все фильмы настолько прекрасные, настолько добрые, что очень сложно будет назвать победителей – душа разрывается…

А что такое доброе кино? В таком фильме должно быть, как и в человеке, по слову Чехова, все прекрасно – «и лицо, и одежда, и душа, и мысли»: фильм должен учить чему-то хорошему и обязательно оставлять надежду. Доброе кино заставляет задуматься, оно чему-то учит, помогает осознать, что такое хорошо, а что такое плохо. Благодаря таким фестивалям, как «Лучезарный Ангел», благодаря тому, что мы рассказываем о добром кино, возможно, что-то изменится и с тем, чтобы эти фильмы стали более доступными зрителю. И, может быть, стоит прокату каким-то образом помогать, чтобы такое кино увидела широкая аудитория.

 

Нина Виноградова, доцент кафедры режиссуры анимационного фильма факультета анимации и мультимедиа ВГИК им. С.А. Герасимова, председатель жюри анимационного кино кинофестиваля «Лучезарный Ангел»:

Конечно, я желаю, чтобы этот фестиваль продолжался, а участники – делали бы хорошие фильмы, чтобы им это удавалось. На нынешний кинофорум представлено много прекрасных работ, честно говоря, я затрудняюсь в выборе лучших, очень хотелось бы побольше призов для конкурсантов.

Поскольку я художник, то буду обращать внимание на изобразительную часть, хорошие рисунки, естественно, на режиссуру, на движение. Очень важно, конечно, – история, характеры, но и профессионализм – обязателен, создатели картин должны владеть изобразительным языком, идеально, когда режиссер является и художником. Тогда он понимает, как создается изобразительный ряд, движение, какие задания давать своим мультипликаторам, должен быть комплексный подход.

Я связана со студентами, которые создают мультфильмы, и, по-моему, они делают сейчас очень хорошее анимационное кино, но неизвестно, как сложится судьба наших выпускников. Нужны студии, которых сегодня недостаточно, чтобы ребята, выходя из вузов, имели бы работу.

 

Артем Темников, режиссер фильма «Доктор», открывшего XX кинофестиваль «Лучезарный Ангел»:

Кинематографистам желаю, чтобы писались хорошие сценарии, чтобы находились субсидии на производство добрых фильмов. У нас за постсоветские 30 лет было произведено более двух тысяч картин, а окупились из них приблизительно 6-7%. Поэтому необходима государственная поддержка хороших, правильных фильмов, которые помогают людям ощущать себя людьми и некоей общностью. И очень важно, чтобы эти фильмы доходили до зрителя. Сейчас нам опять отказали в господдержке проекта «Неизвестная война», которым мы занимались три года и в котором Сергей Пускипалис хотел сыграть главную роль – комбата. Это кино о войне, по реальным событиям, несмотря на всю боль и кровь – очень человеколюбивое. И такое кино нуждается в поддержке.

А зрителям кинофестиваля «Лучезарный Ангел» желаю всех благ – здоровья, счастья, благополучия, долгих лет жизни и побольше хороших фильмов, чтобы они смотрели хорошее кино и чтобы такое кино создавалось. И чтобы не было войны…

 

Дневник подготовили: Асан Жакупов, Александр Трушин, Елизавета Легойда, Мария Блинова

поделиться :