Дневник кинофестиваля, день второй. «Лучезарный Ангел» – хранитель

Дневник кинофестиваля, день второй. «Лучезарный Ангел» – хранитель

Второй день кинофестиваля, 2 ноября, пришелся на Дмитриевскую Родительскую субботу: в православных храмах молились за усопших. Эта традиция восходит к преподобному Сергию Радонежскому, который установил день поминовения воинов, павших на Куликовом поле. Именно 2 ноября Народный артист России Владимир Хотиненко лично представил на кинофестивале «Лучезарный Ангел» фильм-размышление о Преподобном Сергии. Были показаны также несколько картин о современном воинстве и русском характере. Маленьких зрителей ожидала интересная программа мультфильмов, сказки и доброе детское кино. А сами они написали письма нашим воинам.

 

Второй день кинофестиваля «Лучезарный Ангел» начался с круглого стола «Использование киноматериала в воспитательной работе с подрастающим поколением», который прошел в Фонде социально-культурных инициатив. Его модератором выступила кинорежиссер Елена Алферова. Участие в мероприятии приняли кинопедагоги из Москвы, Красноярска, Кемерова, Томска, Крыма. Собравшиеся обменялись опытом, поделились уникальными практиками, наметили перспективы совместного развития кинопедагогики, медиапросвещения в том числе на базе кинофестиваля «Лучезарный Ангел». В частности, планируется создать интерактивный сборник методических рекомендаций для киноуроков на материалах лучшего отечественного игрового и документального кино.

В кинотеатре «Поклонка» день начался с показа современной, со множеством спецэффектов, сказки режиссера Александра Войтинского «По щучьему велению» (Россия, 2023). В ней собраны и стилизованы персонажи русского фольклора: щука, которая оборачивается прекрасной и скромной Василисой, злой Кащей Бессмертный, капризная принцесса Анфиса и главный герой простодушный Емеля. Настоящая земная любовь побеждает неземное злое колдовство. Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок: не лениться и не гоняться за богатыми принцессами, а ценить добро и жертвенную любовь, ту, что рядом.

Почти одновременно проходил мастер-класс «Голос за кадром: как говорят персонажи мультфильмов?» актрисы озвучивания и дубляжа Лариса Брохман. Голос персонажа в мультипликации – незаменимый штрих в создании образа героя. Лариса Брохман рассказала о некоторых секретах профессии, объяснила, почему искусственный интеллект как бездушная технология не в состоянии передать характер добрых зверушек, но при этом аниматоры охотно пользуются фонотекой звуков. Дети и взрослые посмотрели мультфильмы и попытались отгадать: каких героев озвучивает Лариса Брохман. А ее голосом разговаривают десятки современных анимационных ребят и зверят в известных российских мультсериалах: «Фиксики», «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку», «Умка» и др.

Для самых маленьких зрителей (6+) 2 ноября состоялась демонстрация анимационных фильмов конкурсной программы: «Старый дед и внучек» (Россия, 2024), режиссер Михаил Горобчук; «Рыбалка» (Россия, 2023), режиссер Елена Куркова; «Песенка про жирафа» (Россия, 2022), режиссер Константин Голубков; «Большая любовь» (Россия, 2022), режиссер Рим Шарафутдинов; «Мазайка» (Россия, 2024), режиссер Юрий Чайка-Пронин; «Сладких снов!» (Россия, 2023), режиссер Кирилл Кравченко; «Радуга» (Россия, 2024), режиссер Андрей Кузнецов.

Для подростков (12+) и взрослой аудитории был показан настоящий отечественный блокбастер, яркий приключенческий фильм «Повелитель ветра» (Россия, 2023) режиссера Игоря Волошина – это полнометражное художественное кино о легендарном путешественнике, ученом и священнике отце Федоре Конюхове. В 2016 году он облетел Землю на воздушном шаре за 11 дней. Стоит ли говорить, что путешествие изобиловало многими экстремальными ситуациями. В главных ролях снялись Федор Бондарчук и Анна Михалкова. «Все что нам дано – от Бога; больше, чем дано – не совершишь; а не совершить того, что дано – грех», – говорит отец Федор (тоже Федор, но Бондарчук), пройдя очередное испытание.

В тот же день состоялся ретроспективный показ удивительно красивого и трогательного фильма о русской деревне «Воробей» (Россия, 2010) режиссера Юрия Шиллера. Это картина из «Золотой коллекции Лучезарного Ангела», история о том, как 10-летний мальчик встал на защиту табуна лошадей, которых взрослые были готовы отправить на скотобойню. Незамысловатый и тихий рассказ о родине, деревне, вере, любви глубоко тронул и взволновал зрителей: практически весь зал плакал…

2 ноября был показан интересный анимационно-документальный фильм «Тени за кадром» (Россия, 2024) режиссера Ивана Батурина, он посвящен Людмиле Кусаковой, одной из первых женщин среди художников-постановщиков «Мосфильма», а также ее мужу и наставнику – Михаилу Карташову.

В рамках программы «От Великой Отечественной до наших дней» состоялся «Открытый диалог о важном»: беседа с Петром Петровичем Перепадой, полковником, заместителем начальника управления «В» Антитеррористического центра ФСБ России. Была показана документальная лента «Последний свидетель» (Россия, 2023), в ней собраны живые свидетельства о Великой Отечественной войне. Фильм режиссеров Андрея Федорова и Елены Бовтюнь в наше время актуален, как никогда. «Война – это продолжение политики, когда мирные средства исчерпаны», – отметил Петр Петрович.

Во встрече принял участие прибывший из Санкт-Петербурга режиссер картины «Позывной «Пассажир»» (Россия, 2024) Илья Казанков, который чуть позже представил и свой фильм, снятый по роману Александра Проханова «Убийство городов». Главный герой молодой писатель Николай Рябинин живет богемной жизнью. Узнав, что его брат пропал без вести в зоне боевых действий, Николай отправляется на Донбасс на его поиски. Здесь он видит страшную картину войны, однако решает остаться, полностью переосмыслив свою жизнь. «Моя сверхзадача была не обмануть, – рассказывает режиссер Илья Казанков. – Я два года учился в военном училище, и один мой товарищ сказал про этот фильм, что я снимал его всю жизнь. Сам я хотел показать правду о войне, чтобы эту правду не переврали враги».

Еще один фильм «Наши герои» (Россия, 2024, режиссер-постановщик Елена Еременко) создан студентами и преподавателями ВГИКа им. С.А. Герасимова, картина представляет пять портретов наших современников, участников СВО. Это совсем молодые люди, не только профессиональные военные, но и одаренные поэты, музыканты. Несмотря на непростой сюжет, картина оставляет ощущение внутреннего света, дает надежду.

Сообщаем нашим дорогим читателям, что в рамках кинофестиваля начался сбор детских писем и подарков для наших воинов. В первый же день в администрацию кинофестиваля «Лучезарный Ангел» поступило множество детских поделок, рисунков, трогательных писем-треугольников. Все это будет передано нашим военным на фронт. Пусть добрые письма и детская молитва вместе с «Лучезарным Ангелом» – хранителем оберегают наших воинов!

Вечером на кинофестивале была показана конкурсная документальная картина «Верные» (Россия, 2024) режиссера Наталии Гугуевой. Это также актуальная сегодня история о тех, кто отправился со святым императором Николаем II и его семьей в добровольное изгнание. Среди них не оказалось ни одного родственника, ни одного близкого друга царской семьи. Но 43 человека стали близкими по духу и верными.

В рамках проекта «КиноЗеркало Истории» вечером 2 ноября прошла творческая встреча с Народным артистом России Владимиром Хотиненко, в ходе которой состоятся показ и обсуждение его фильма «Наследники» (Россия, 2015). Картина – попытка осмыслить наследие Игумена земли Русской преподобного Сергия при помощи современного ток-шоу. Фильм и встреча с его режиссером прошли при полном зале. Владимиру Хотиненко было задано множество вопросов, в том числе о своего рода «публицистическом» жанре фильма. «А роман «Бесы» Ф.М. Достоевского – разве не публицистика? Ведь он создавался из газетных статей, – ответил режиссер. – Камерная форма позволила поговорить о наследии преподобного Сергия, о его личности, роли в становлении российской государственности».

«Только благодаря участию Святейшего Патриарха Кирилла картина увидела свет», – поделился Владимир Хотиненко подробностями непростой истории создания фильма.

«Будут ли новые картины на духовные темы? Это всегда очень сложно, очень личностно, – ответил режиссер. – Я всегда говорил и говорю: отвечать будет каждый из нас в отдельности. Независимо от всех времен, от того, что происходит вокруг нас, важно сохранить себя. Не в том, чтобы законсервироваться, а сохранить себя, опираясь на веру, надежду и любовь».

 

Ольга Каменева

поделиться :