Третий день фестиваля выдался насыщенным и тематически разнообразным. В зале «Жуков» продолжились показы конкурсной программы полнометражного игрового кино, в остальных трех залах кинотеатра «Поклонка» распределились показы короткометражного, документального, анимационного кино и мероприятия.
Также днем в фойе кинотеатра прошел традиционный мастер-класс художественного творчества для детей под руководством Ольги Нерсесовой, писательницы, Заслуженного педагога России. В этом году мастер-класс был посвящен Героям Отечества: ребята создавали плакат на основе портретов исторических героев нашей истории.
Состоялись две ретроспективные программы, посвященные 200-летнему юбилею писателя Ф.М. Достоевского и 60-летнему юбилею первого полета человека, советского гражданина Юрия Гагарина в космос. Был показан фильм Ивана Пырьева «Белые ночи» (СССР, 1959), благодаря которому зрители смогли оценить, насколько разным, даже в этот юбилейный год, может быть восприятие кинолент, давно ставших классическими. Помимо Мечтателя и Настеньки полноценным действующим лицом в фильме, созданном по мотивам ранней повести Федора Михайловича выступает Старый Петербург, город, который стал для русской литературы по-особому «одушевленным» именно благодаря Ф.М. Достоевскому.
Вторую ретроспективную программу «Дорога к звездам» представила режиссер-документалист Елена Алферова. Она отметила уникальность программных фильмов – документального «Космические миры» (Россия, 2005) и художественного «Первые на Луне» (Россия, 2005) – словами: «Даже специалисты по документалистике не всегда знают об этих картинах».
Фильм «Космические миры» посвящен классику «космической» темы нашего кинематографа Павлу Клушанцеву, режиссеру, ученому и писателю, а также истории развития в кинематографе идей освоения космоса – от упоительного восторга до тревожного вопрошания: а оправданы ли наши поиски любой ценой в холодном чуждом космосе «братьев по разуму»?
Тема сомнений и мистификаций блестяще продолжена режиссером Алексеем Федорченко в его фильме «Первые на Луне» (Россия, 2005). Центральное событие псевдо-документальной картины: полет советского человека на Луну в 1938 году. По мнению кинокритика Валерия Кичина, эта картина «выполнена с безупречной чистотой, с умом и печалью. Это остроумный киноэксперимент – трагикомедия, которая вобрала в себя рекордный объем горькой правды о загадочной советской земле и ее самоотверженных людях».
Диспут «Встреча с Достоевским: диалог поколений» с показом 1 и 5 серий документального фильма «Дневник Достоевского» (Россия, 2020) провели режиссер Валерий Ткачев, Заслуженный артист России Владимир Грамматиков и писатель, режиссер, актер, исполнитель роли Ф.М. Достоевского Амвросий Светлогорский.
Владимир Грамматиков отметил, что когда читаешь внимательно произведение «Дневник писателя», поражаешься, насколько актуальны размышления великого писателя для нас спустя столетие с лишним. Режиссер картины рассказал о длинной истории воплощения замысла экранизации – подготовка и создание картины заняли больше 10 лет, и важно понимать, что это первая кинолента по мотивам «Дневника писателя». Исполнитель главной роли Амвросий Светлогорский поделился историей своего участия в проекте, настолько случайного и судьбоносного, что в это трудно поверить, однако все совпадения оправдались – по словам режиссера Валерия Ткачева, он неоднократно слышал отзывы литературоведов, специалистов по судьбе и наследию Ф.М. Достоевского, об этой роли Амвросия Светлогорского в фильме «Дневник Достоевского» как о самом близком к реальному образу из всех экранных «Федоров Михайловичей».
Путешествие на 800 лет назад совершили гости проекта «КиноЗеркало Истории», чтобы увидеть и обсудить художественный фильм «Александр. Невская битва» (Россия, 2008), посвященный судьбе святого благоверного князя Александра Невского.
Ведущий проекта «КиноЗеркало Истории» Кирилл Степанов рассказал, что этот показ приурочен к юбилею святого благоверного князя Александра Невского. «Такие даты всегда вызывают в обществе потребность переосмысления и актуализации исторических сведений, в наше время это проще всего делать через кино и его яркие живые образы. И фильм в целом, и игра актеров, и постановки батальных сцен реконструкторами – все это очень современное и достойное кинозрелище».
Зрителям свой фильм лично представил режиссер Игорь Каленов: «С нашей съемочной командой и продюсером мы создавали этот фильм еще в те годы, когда добиться финансирования для исторического, но развлекательного фильма было почти невозможно. Я сознательно не стремился хоть в чем-то гнаться за шедевром Эйзенштейна, так же настраивал актера главной роли, объясняя ему, что у его героя и великое Ледовое побоище, и духовные подвиги схимы еще впереди, а сейчас наша история – про молодого князя в сложнейшей исторической ситуации. Фильм в итоге не только был продан в 49 стран мира, но и сейчас, когда прошло уже больше 10 лет, остается востребованным, недавно, например, меня приглашали выступить перед воспитанниками кадетского корпуса, которым показали фильм, и он очень им понравился», – рассказывал Игорь Каленов.
Центральным событием дня стал Вечер памяти Петра Мамонова и показ фильма Павла Лунгина «Остров», который был у истоков фестиваля «Лучезарный Ангел». Эта кинолента и блестящая актерская работа Петра Мамонова стали уверенным ответом на вопрос: «Может ли фильм быть нравственным и кассовым?», который в конце 2005 года создатели «Лучезарного Ангела» – в то время архиепископ Верейский (ныне митрополит Таллинский и всея Эстонии) Евгений и игумен Киприан (Ященко) – поставили перед кинематографистами. Даже отзывы к фильму простых зрителей наглядно демонстрируют силу влияния этого фильма на чувство Веры людей – многие наши современники приходили или возвращались к Вере после «Острова».
Петра Мамонова не стало 15 июля 2021 года. Обретя Бога уже в зрелом возрасте, этот чрезвычайно одаренный человек, известный музыкант, поэт, артист, театральный постановщик, лингвист и литературный переводчик охотно делился с людьми, особенно с молодежью, своими мыслями о Боге: «Что душе ни давай – любовь к детям, к жене, любимую работу, а тоску не уймёшь. Пустота заполняется только Богом».
В Вечере памяти принял участие игумен Киприан (Ященко). Он рассказал о том, как фильм «Остров» стал знаковым, легендарным и поистине всенародным, а силу актерской работы Петра Мамонова выразил лишь одной красноречивой историей: к игумену Киприану много раз подходили простые люди, передавали записки и говорили, что это «для отца Анатолия, чтобы он за нас молился».
Фестиваль «Лучезарный Ангел» проходит в кинотеатре «Поклонка», посещение показов и мероприятий бесплатное, с обязательным бронированием ЗДЕСЬ ⇒
Материал подготовила Евгения Костицына