Уходя, оставьте Свет! Дневник кинофестиваля, день третий

Уходя, оставьте Свет! Дневник кинофестиваля, день третий

В воскресный день 2 ноября юные зрители «Лучезарного Ангела» посетили сеансы добрых мультфильмов и сказок, познакомились с азами операторского мастерства и кинокритики.

Взрослые смотрели картины о жизни современного Донбасса, о творчестве художников и артистов нашего времени. Незабываемые впечатления на зрителей всех возрастов произвела встреча с создателями и героями фильма «Город Марии и его дети» (Россия, 2024) режиссера Сергея Босенко.

А представители Сербского посольства посетили 2 ноября спецпоказ фильма «Красная Армия и освобождение Сербии 1944-1945» (Сербия, 2025) режиссера Джордже Стефановича.

2 ноября состоялись сразу две встречи кинорежиссера, отборщика документального кино, руководителя Детского жюри кинофестиваля «Лучезарный Ангел» Елены Алферовой с подростками и молодежью. В рамках киноинтенсива «Учимся смотреть кино: Лаборатория юного зрителя» ребята обсудили конкурсный документальный фильм «Увидеть небо» (Россия, 2025) режиссера Павла Меняйло.

Подростки познакомились с тринадцатилетним Мишей, который после травмы оказался в инвалидном кресле и уже потерял надежду на выздоровление. Его дедушка через историю о легендарном летчике Покрышкине пытается помочь внуку обрести веру в жизнь и готовность сопротивляться обстоятельствам. «Будем бороться до конца!» – эта фраза красной нитью пронизывает весь фильм. Как отметила Елена Алферова, в целом в основе картины «Увидеть небо» лежит противопоставление неба и земли, самолета и мальчика в коляске.

Настоящим откровением для зрителей всех возрастов стал показ документального фильма «Город Марии и его дети» (Россия, 2024) режиссера Сергея Босенко, а также дискуссия в рамках Отрытых диалогов о важном на тему «Человек на своем месте», которую модерировала Елена Алферова.

Представители команды режиссера Сергея Босенко, прибывшие на показ картины из Мариуполя, и сценарист Ирина Семашко поведали историю мариупольского детского дома, его воспитанников, их непростых судеб и спасения из города, охваченного войной. Зрители были поражены тем, как дети, которые слишком рано повзрослели, с ужасающим спокойствием и подчас даже с улыбкой рассказывали о своих испытаниях, которые не всякий взрослый сможет выдержать. «Даже ходить страшно было», «бежим и читаем молитву», «они [азовцы] уходили со словами «миссия выполнена», – от этих кратких цитат кровь стынет в жилах. «Не веришь, что все закончилось», – признается главный герой фильма Валерий Онацкий, руководитель Мариупольского детского дома, сумевший спасти своих воспитанников.

«Казалось, ад будет вечно. Однако среди боли и разрушений войны есть место любви и созиданию. Когда помогаешь детям, не думая о себе, Бог обязательно выведет», – уверен он.

После показа зал разразился бурными аплодисментами, многие не смогли сдержать слез – настолько глубоко было потрясение от фильма. Как отметила Елена Алферова, не скрывая своего волнения: «Действительно, это очень важно, когда человек на своем месте». Она горячо поблагодарила такого человека – Валерия Онацкого. С большим участием были встречены слова Валерия Анатольевича о сути понятия «Родина»: «Родина – это не флаг, не аббревиатура. Это идеалы. Это ценности. Это традиции. Это верность своему народу. Власть приходит и уходит, а Родина остается. Родина – это ежедневное, спокойное, вдумчивое служение. Что ты сделал за день, чтобы твоя Родина процветала? Чтобы твой народ жил легче? Если постоянно думать об этом, то, когда придет час испытаний, ты останешься собой. Выстоишь вопреки всему».

Зрители проявили искренний интерес к истории создания картины и дальнейшей судьбе ее героев. «Даст Бог, все наладится», – эти слова Сергея Босенко стали лейтмотивом встречи, которая надолго останется в памяти как посетителей кинофестиваля, так и его организаторов.

Чуть позже в том же зале «Конев» режиссер Владимир Сумашедов лично представил свой документальный фильм конкурсной программы «Враг номер три» (Россия, 2024). Картина посвящена художнику, мастеру политического коллажа Александру Житомирскому, человеку, который спас своим талантом тысячи и тысячи людей во время войны, а после нее много лет работал главным художником журнала «Советский Союз».

Александр Житомирский с помощью фотомонтажа сумел достучаться до сердец немецких солдат: его листовки подталкивали солдат сдаваться в плен. В списке «Найти и повесить» немецкого командования он занимал третье место среди других деятелей культуры – Левитана и Эренбурга.

В том же сеансе был показан документальный фильм режиссера Андрея Истратова «Галина Волчек. В поисках интонации» (Россия, 2023), приуроченный к 90-летию театрального режиссера и педагога. Пронизанный внутренней поэзией фильм заканчивается любимым стихотворением героини: «Уходя, оставьте Свет! / Это больше, чем остаться... / Это лучше, чем прощаться / И важней, чем дать совет».

Третий день кинофорума был отмечен еще одним знаковым событием: в кинозале «Василевский» состоялся спецпоказ сербского документального фильма «Красная Армия и освобождение Сербии 1944-1945» режиссера Джордже Стефановича. Сценарий картины написан выпускником исторического факультета МГУ, а ныне – профессором Белградского университета Алексеем Юрьевичем Тимофеевым. Фильм построен на основе архивных материалов, повествуя о красноармейцах, которые воевали на территории Югославии и погибали за освобождение братского народа.

Особым подарком для зрителей и организаторов стал визит на кинофестиваль представителей Сербского посольства в Москве, Советника-Посланника Александры Илич и Старшего советника Ясмины Кляич, которые выступили с приветственным словом перед началом показа. Дедом сербской гостьи был партизан, сражавшийся за свободу Югославии, и, как отметила госпожа Илич, сербы помнят наших солдат: «Мы не забыли, что Красная Армия помогла освободить Сербию в 1944 году».

Со вступительным словом к зрителям обратились заместитель начальника Института военной истории Министерства обороны РФ Алексей Николаевич Спирин и старший научный сотрудник Института Нина Владимировна Васильева, которые осветили основные вехи освобождения Югославии и подчеркнули вклад советских войск в дело освобождения Юго-Восточной Европы. Представители Института военной истории обратили особое внимание на близость русского и сербского народов и необходимость единства славянских народов Юго-Восточной Европы. Безусловно, фильм сербских коллег является одним из кирпичиков в фундаменте здания сербо-русского культурного сотрудничества.

В зале «Василевский» в этот день состоялся мастер-класс «Профессия – кинооператор: художественное творчество и технические инструменты». О секретах профессии, а также искусстве – в широком смысле слова – нести свет рассказал мастер своего дела – известный кинооператор-постановщик, режиссер Александр Носовский на примере своего фильма «Солдатик» (Россия, 2018).

«Оператор – наиважнейшая профессия в кино, одна из главных. Даже без режиссера можно снять фильм, а вот без оператора этого не сделаешь. В целом создание картины зависит от наличия денег, здоровья людей, погоды. Человек предполагает, Бог располагает. В финале фильма «Солдатик» военные идут в гору на фоне закатного солнца. Так вот, долгожданный золотой луч появился из-за туч буквально на минуту, и оператор успел его заснять. И зритель чувствует эти моменты: эмоциональное восприятие гораздо сильнее, чем рациональное», – рассказал Александр Носовский. По его мнению, любое кино должно создаваться в любви, зритель почувствует и это.

В фойе кинотеатра в тот же день прошли мастер-классы детского художественного творчества «Ангел в облаках» Юлии Московской, художника-стилиста, члена Союза дизайнеров России. Под ее руководством ребята учились расписывать тарелки – после обжига эти памятные изделия можно будет использовать в быту.

А в зале «Жуков» тем временем начались полнометражные художественные фильмы для детей и подростков.

Первым прошел сеанс игрового фильма «Жизнь прекрасна» (Таджикистан, 2024) режиссера Далера Рахматова. Картина рассказывает историю шестнадцатилетнего Бахи, отец которого сидит в тюрьме, а мать выбивается из сил, пытаясь содержать двоих детей – Баху и его младшую сестру. Между тем Баха – обычный подросток, который влюбляется, делает первые самостоятельные шаги по жизни и мечтает о счастье. Вместе с героем фильма зрители проходили этапы взросления, принимали серьезные решения в ситуациях непростого выбора и пытались найти ответ на вопрос, как сохранить себя среди несправедливости и жестокости этого мира. Создатели картины подводят зрителей к выводу: главное – верить, что жизнь действительно прекрасна, несмотря ни на что. Как прекрасна незапятнанная человеческая душа, чистая, как любимый белый голубь Бахи. Эту мысль смог донести таджикский мальчик до русского зрителя.

Следующим в зале «Жуков» показали конкурсный игровой фильм полного метра «На деревню дедушке» (Россия, 2025) режиссера Владислава Богуша. Это легкое, с юмором, кино для всей семьи о 10-летнем Владике, гении нейросетей, который оказывается в глухой деревне в гостях у дедушки. Сеанс прошел при полном зале и был с восторгом встречен юными зрителями.

После этого показа дети и взрослые увидели сказку «Слезы дракона» (Россия, 2024), волшебную историю мальчика Галши, который живет на берегу озера Байкал и сталкивается в своей жизни с происками Пламенного дракона. Фильм снят по мотивам бурятских народных сказок и легенд, это полнометражный режиссерский дебют известного сценариста и педагога Татьяны Мирошник. Раньше Татьяна снимала сериалы для взрослых: «Встречная полоса» (2007), «Аромат шиповника» (2014).

По словам Татьяны Мирошник, которая лично приехала на показ фильма сразу из Минска, где только прошло открытие детского кинофестиваля «Листопадик», по смыслу ее новый фильм перекликается с русской сказкой «Аленький цветочек», где девушка полюбила чудовище за его доброе сердце. Ключевая фраза ее фильма: «Мудрость не мстит, мудрость прощает». Впрочем, по словам Татьяны, в кино заложено много смыслов, связанных с детско-родительскими отношениями, дружбой, любовью. «Кино должно резонировать с внутренним состоянием человека, откликаясь на него», – полагает Татьяна.

Режиссер много лет работает с детьми на собственной киностудии «КиноНива» (г. Геленджик). Сняв документальный фильм о Бурятии, она прониклась местной культурой, выиграла грант Минкульта на создание детской сказки и приступила к кропотливой работе.

В зале «Рокоссовский» 2 ноября прошел также сеанс анимационного кино для детей и подростков. Были показаны семь мультфильмов из России и Белоруссии, среди которых – «Сны на Вознесение, или Забытая история Циолковского» (Россия, 2025) режиссера Натальи Федченко. Это рассказ о 10-летнем Алеше, который, знакомясь с научными открытиями основоположников отечественной космонавтики, задумался и о пути человека к Богу и Вечности.

Затем в том же зале состоялся конкурсный показ двух документальных фильмов для взрослой аудитории. Это «Кормильцы» (Россия, 2024) режиссера Алексея Барыкина, фильм о современной войне и в то же время очень мирной профессии повара. Рустам Гатин, повар и предприниматель из Набережных Челнов, готовит в наши дни пищу для пяти тысяч человек под Лисичанском и развозит ее под обстрелами по центрам гуманитарной помощи и больницам.

Картину «Митина кузня» (Россия, 2023, реж. ) на фестивале представила ее режиссеры Марина Труш и Владимир Самородов. Это красивый и поэтичный документальный фильм о многодетном отце и музыканте, который хранит традиции предков и трудится на своей малой родине, на Ярославской земле.

В зале «Василевский» с аншлагом прошли сеансы конкурсной программы фильмов короткого метра. Юные артисты Софья Королева и Виктор Герасин представили в этот день картины киностудии «Актер»: «Пари» (2024) и «Юра» (2025) режиссера Анастасии Герасимчук.

А самая юная режиссер фестиваля, ученица 7-го класса Алиса Меняйкина представила свой дебютный 17-минутный игровой фильм «Кукольная швея» (2025) по мотивам романа Чарлза Диккенса «Наш общий друг».

В зале «Рокоссовский» вечер завершился показами двух документальных фильмов конкурсной программы. Картину «Художник» (Россия, 2025) о двух мастерах – отце и сыне – художниках Смирновых – режиссера Алексея Бурыкина представил продюсер Наиль Мансуров. «Дар, полученный от Господа, необходимо хранить и развивать, – об этом наш фильм, – зачитал Наиль Мансуров приветствие режиссера, обращенное к зрителям кинофестиваля. – Желаю вам внимательного просмотра, прошу обратить внимание на церковные песнопения в исполнении замечательной сербской певицы Дивны Любоевич!»

Показанный в тот же вечер фильм «Остров Веры» (Россия, 2025) режиссеров Артема Сомова и Ольги Кирий – это история Свято-Успенской Николо-Васильевской обители под Угледаром, основанной донецким старцем Зосимой. Здесь же находится его могила.

В наши дни в полуразрушенных корпусах монастыря живут монахини и местные жители, которые не смогли или не захотели покинуть родные места, здесь же ютятся животные. Война обострила чувства и понятия – о молитве, милосердии, самой жизни.

«К весне обещают свет протянуть в село, а то мы уже привыкли, что света нет. Генерация своя по времени – утром и вечером, приспособились уже. Если свет протянут – будет праздник», – размышляет один из героев картины.

«У нас нет комфорта, условий, есть потери, прилеты. Мы стали более реально воспринимать, чего мы стоим. В этом ценность нашего времени. Немного нужно для жизни, главное – быть живыми».

В то же самое время в зале «Жуков» шел художественный фильм конкурсной программы «Праздник» (Россия, 2024) режиссера Юлии Панкосьяновой. Это единственный на кинофестивале игровой полнометражный фильм о специальной военной операции – с вкраплением документальных кадров. «Праздник» – это тот день, когда солдат Василий, отец девочки, вернется домой. Картина была тепло встречена зрителями.

Некоторые из них стали участниками акции «Письмо защитнику Отечества» – коробки для писем нашим солдатам расположены у стендов с Лучезарным Ангелом.

А впереди еще три дня интересных фильмов и мероприятий! Зарегистрироваться на них можно по ССЫЛКЕ ⇒

Даже если мест нет – все равно приходите. Организаторы разместят вас на дополнительных (приставных) местах.

 

Мария Аль-Сальхади, фото Вадима Преслицкого

поделиться :