Четвертый день кинофестиваля «Лучезарный Ангел» 4 ноября пришелся на праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства. По словам игумена Киприана (Ященко), одного из основателей кинофестиваля, к этой дате праздник Доброго кино был приурочен не случайно: добро – это то, что действительно объединяет людей.
4 ноября взрослые и дети стали участниками необычных киносеансов (их было несколько): 12-минутного фильма «Чудо схождения благодатного огня» в формате VR/360. Зрители смотрели фильм в шлемах виртуальной реальности. По словам режиссера Льва Чернявского, картина была создана на Святой Земле на Пасху 2019 года. «То, что нас впустили в храм Гроба Господня – настоящее чудо, никто из охраны, полицейских не понял, что мы были с камерой. Она ни на что не похожа – это «камера-шарик», Insta360 Pro, собранная из шести маленьких GoPro».
Зритель, находясь как бы сверху, на уровне Ангела, может наблюдать схождение благодатного огня, озираясь на все четыре стороны. «Мне хотелось кричать «Христос Воскресе!» – делилась впечатлениями от просмотра очередная зрительница этого фильма.
4 ноября юные зрители не только смотрели анимационное кино, но и учились его создавать. Легендарный режиссер-мультипликатор Леонид Носырев провел мастер-класс под названием «Волшебное кольцо Мастера, или Как создать сказку?». Дети были в полном восторге от встречи с великим художником, открытость, теплота и благодушный юмор которого завоевали юные сердца. Встреча началась с показа мультфильма «Дили-дили, трали-вали» режиссера Алены Ромашовой, он был снят на детской киностудии в Ивантеевке – на малой родине Леонида Носырева. «Я хочу быть художником, как Репин и Левитан», – так написал когда-то в школьном сочинении седьмого класса Леонид Носырев. Художник дал ребятам совет: «Больше смотрите, воспринимайте, включайте фантазию, наблюдайте этот мир, и тогда вы будете развиваться».
В этот день юные участники кинофестиваля учились рисовать не только мультфильмы, но и живописные картины. Именно с этой целью в Музыкальной гостиной кинотеатра «Октябрь» прошли занятия творческой мастерской Школы акварели Сергея Андрияки.
В рамках показа «Золотой коллекции» «Лучезарного Ангела» дети и взрослые увидели в этот день красивые и позитивные картины режиссера Александра Галибина – «Сестренка» (Россия, 2019), «Приключения маленького Бахи» (Россия, 2022). Режиссер сам представил эти работы, которые собрали полный зал. Зрители были растроганы добрыми историями о маленьких героях, их чистых детских сердцах, многие плакали, не скрывая слез и эмоций. Приветствуя зрителей, Александр Галибин сказал: «Самое важное для меня – когда я вижу в зале такое количество юных зрителей, чувствую то внимание, которое вы оказываете моим героям. Очень правильно смотреть кино вместе с детьми и говорить с ними, говорить обо всем».
Еще один детский фильм «Двенадцатое лето» (Россия, 2008) режиссера Павла Фаттахутдинова, также из «Золотой коллекции» кинофестиваля, был представлен 4 ноября на кинофестивале. Это история 12-летнего деревенского мальчика Мишки, фильм посвящен детской дружбе и первой любви, он неспешно раскрывает жизнь многодетной семьи, ее заботы и хлопоты в русской деревне.
Тепло была встречена картина режиссера Станислава Светлова «Ада». Трогательная история двенадцатилетней Ады, ее отношений с мамой, рассказ о дружбе, первой любви, опыте прощения и взрослении не оставил никого из присутствующих равнодушным. Состоялось оживлённое обсуждение картины с ее создателями: режиссером Станиславом Светловым, исполнительницей главной роли Марией Кожуханцевой и художником Наталией Султановой. По словам Станислава Светлова, с кинофестивалем «Лучезарный Ангел» у него давние и теплые отношения. «В 2019 году здесь показывали мой дипломный фильм, затем мы представляли картину, посвященную столетию ВГИКа, которую делали совместно с Владимиром Меньшовым. А когда снимали «Аду», то знали, что обязательно примем участие в кинофестивале, потому что он нацелен на доброе кино – именно такое, какое мы пытались создать. Наша задача – с помощью кино смягчить человеческую душу, сделать её более восприимчивой для любви, добра».
Спортивная драма из «Золотой коллекции» «Лучезарного Ангела» – «Со дна вершины» (Россия, 2018) режиссеров Яны Поляруш, Тамары Цоцория, Константина Кутуева при участии Мурада Алиева – была представлена продюсером и режиссером Тамарой Цоцория. Фильм о семнадцатилетнем спортсмене Алексее Цареве, лидере юношеской сборной по горным лыжам основан на реальных событиях из жизни чемпиона паралимпийских игр Алексея Мошкина. Это кино о том, как начать все заново. Не разбиться, сорвавшись с вершины успеха, смириться и снова победить. По словам режиссера, «сегодняшние тенденции в культуре направлены на замещение глубины смыслов яркой формой. А ведь глубина – это то, ради чего существует искусство. К сожалению, она стремительно уходит из кино. Поэтому фестиваль «Лучезарный Ангел» должен расширяться и крепнуть. Доброго кино должно быть больше».
Этот фильм приобретает особую актуальность сегодня, когда многие молодые люди возвращаются к жизни после тяжелых ранений. Картина вдохновляет людей с физическими недугами идти вперёд и не отчаиваться.
Документальный фильм конкурсной программы «Союз-Аполлон. Сила притяжения» (Россия, 2023) режиссера Дмитрия Алейникова – еще одна картина о преодолении себя в экстремальных условиях. Стыковка космических кораблей Союз и Аполлон стала следующим выдающимся событием после полета Гагарина, выхода Леонова в открытый космос и высадки американских астронавтов на Луну. 15 июля 1975 года командиры экипажей двух противоборствующих стран пожали друг другу руки на околоземной орбите. «Рукопожатие в космосе» — одно из названий этого проекта, который остается уникальным в наше время.
Ближе к вечеру юные зрители познакомились с несколькими фильмами короткого метра. Работу «Ой, то не вечер» (Россия, 2023) представила 22-летняя режиссер Юлиана Гримута. По ее словам, этот фильм – о радости быть собой. «Мы хотели снять молодежное кино о подростках и музыке в правильной системе нравственных координат».
Фильм «Девочки» (Россия, 2022) представила режиссер Наталья Домерецкая (второй режиссер картины – Владимир Стуканов). «Фильм сделан по мотивам рассказа «Девочки с Васильевского острова» Юрия Яковлева – повести в фантазийной стилистике – о девочке, которая представила себе, что она дружит с Таней Савичевой, погибшей в блокаду Ленинграда». По словам Натальи Домерецкой, память о тех событиях должна быть живой. Если мы попадаем в зону сопереживания, соучастия, дистанция историческая сокращается, наша память оживает.
В день Казанской иконы Божией Матери состоялась творческая встреча, посвященная 100-летию со дня рождения преподобного Паисия Святогорца – святого, которому Богоматерь являлась лично. Вечер открыл игумен Киприан (Ященко), с участием которого несколько лет назад режиссер Александр Куприн снял 7-серийный фильм «Паисий Святогорец».
Бард Владимир Щукин исполнил песню на стихи святого Паисия о Матери Божией, которые преподобный написал сразу же после принятия монашества.
О своей личной встрече со старцем Паисием в 1993 году рассказал архимандрит Мелхиседек (Артюхин), который поделился полезными наставлениями святого. Например, таким: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье». «Вот почему наши бабушки так долго живут», – заметил архимандрит Мелхиседек. «Куда бы ты ни пошел, ты везде найдешь то, что принес с собой», – цитировал пастырь наставления святого Паисия, который в любой ситуации советовал творить добрые помыслы о событиях и людях. Особенно это касается самых близких людей – родителей. «Сделай так, чтобы тобой были довольны родители, – и тобой будет доволен Бог», – наставлял старец.
«Я бы сошел с ума, видя, что происходит в мире; если бы ни знал, если бы ни верил, что последнее слово за Богом. Диавол перепахивает этот мир и боронит его, но сеять будет Бог. Что Бог ни делает, все к лучшему».
На этой оптимистической ноте батюшка посоветовал всем собравшимся в обязательном порядке знакомиться с наследием святого, собранного в шести томах «Слов» преподобного Паисия.
Вечер завершился показом двух фильмов из серии «От Великой Отечественной до наших дней».
Первый – игровой – «1941. Крылья над Берлином» (Россия, 2022) режиссера Константина Буслова – о неизвестном подвиге наших летчиков в самом начале войны, когда были нанесены бомбовые удары по Берлину. Среди зрителей картины была замечена группа молодых сотрудников МЧС, которые с особым интересом обсуждали технические детали перелета наших военных в столицу Германии.
Документальный фильм режиссера Владимира Шуванникова «Девять героев» (Россия, 2022) посвящен подвигу защитников Крыма в годы Великой Отечественной войны. В этой истории плечом к плечу сражаются девять молодых парней – русские, украинцы, дагестанец – девять Героев Советского Союза, восемь из которых покоятся в общей могиле на высоком кургане в Сакском районе Крыма. Фильм снят в жанре докудрамы: свидетельства очевидцев сочетаются с игровыми кадрами, художественной съемкой цветущих маковых полей и лазурных берегов Крыма. Прекрасный мир южной природы предстает как антитеза войны и смерти. По словам режиссера, картина была создана на деньги неравнодушного человека Андрея Борисовича Балакина, который, путешествуя по Крыму, увидел памятник в селе Геройское и был удивлен, что об этом подвиге практически не знают. Его попечением и появился фильм «Девять героев».
«Надеюсь, я передал свое искреннее восхищение подвигом очень молодых ребят, в возрасте 22-23 лет, которые понимали, на что идут, отдавали свои жизни за нашу будущую жизнь», – сказал режиссер, представляя фильм.
Лица кинофестиваля. Поздравления с юбилеем и пожелания
Эдуард Бояков, режиссер фильма «Русский крест», создатель и художественный руководитель «Нового театра»:
Фестивалю «Лучезарный Ангел» я желаю актуальности и художественной бескомпромиссности. У фестиваля есть одно прекрасное и огромное преимущество. Это его дарованная тема – «Доброе кино», которая сама по себе задает уже очень высокую планку, обращение в светлую сторону. И этому надо соответствовать. И вот здесь мы часто сталкиваемся либо с замысловатой чернухой, либо с кинематографом «добрых намерений». Доброе кино должно быть актуальным, современным. Доброе кино должно быть кинематографом, обращенным прежде всего к молодым глазам и мозгам. И мы – немолодые люди – должны учиться через эти произведения молодости (старики учатся не меньше, чем дети, тогда они остаются живыми, что-то могут).
А если разбираться по-серьезному, в жизни – наш крест – это наша ежедневная работа, наша семья, наши дети. В чем-то герою фильма «Крест» Ивану легче, чем нам с вами. У него предельный крест – он пил, был в аду, а потом из этого ада «вылетел» и начал другую жизнь, он туда уже не вернется. А вот нам, тем, кто не был в этом (мы живем все время в нашем мелком повседневном «адике»), в чем-то даже сложнее, чем совершить такой красивый театральный метафорический поступок – взять крест и носить его, а все будут смотреть, какой я праведник.
Протоиерей Андрей Ткачев:
Хорошее православное кино – это не кино о Православии, а о чем хочешь – о детской музыкальной школе, о футбольной команде, даже о полете в космос. Православное кино – это кино, снятое православным человеком. Скрытые смыслы гораздо глубже усваиваются. Когда в фильме навязываются горящие свечки и звонящие колокола – это уже отсекает часть аудитории, а не привлекает ее к Богу. А скрытое Евангелие пронизывает все. Если человек любит Иисуса Христа и понимает, что мы пришли в мир и будем отвечать за свое пребывание в нем, он пытается спрятать имя Божие всюду, и имеющий уши услышит и имеющий очи увидит. Нам не то, что не хватает православного кино, нам не хватает православных режиссеров. Вот такой режиссер и будет снимать всё, что хочешь, и это будет о Боге.
Дневник подготовили: Мария Аль-Сальхади, Ольга Орлова