Дневник кинофестиваля, день четвертый. О доблестях, о подвигах, о славе

Дневник кинофестиваля, день четвертый. О доблестях, о подвигах, о славе

4 ноября, праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, на кинофестивале «Лучезарный Ангел» был отмечен показами нескольких фильмов о русском воинстве: от Великой Отечественной до наших дней.

В любые времена добро, любовь – то, что объединяет людей. Об этом также вспоминали в День народного единства, к которому и приурочен кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел».

 

Начался четвертый день кинофестиваля с показа художественной картины «Командир» режиссеров Тимура Хвана и Александра Гурьянова. Фильм посвящен нашему легендарному современнику, которому 11 сентября 2024 года исполнилось 90 лет. Речь о Геннадии Николаевиче Зайцеве – Герое Советского Союза, командире спецподразделения Центра специального назначения ФСБ России, известного как “группа «Альфа»”. На протяжении 14 лет его руководства спецподразделением не было ни одной провальной операции – не погибло ни одного заложника и ни одного члена личного состава. Картина рассказывает об одном из таких эпизодов: 1 декабря 1988 года в Орджоникидзе (сейчас Владикавказ) террористы захватили автобус с детьми, требуя предоставить три миллиона долларов и самолёт в страну, у которой не было дипломатических отношений с СССР. В переговоры с преступниками вступил Зайцев, которому удалось бескровно завершить эту операцию.

Картину снимали по автобиографическим книгам Геннадия Зайцева «Альфа»: моя судьба» и «Спецназ «Альфа»: дела и люди» при его непосредственном участии. Роли родителей захваченных детей сыграли те самые дети, которые 36 лет назад были в автобусе – уникальный случай для истории кино. Кроме того, в массовке работали и их дети, а также племянники и родственники.

Историю с заложниками предваряет рассказ о биографии Зайцева, начиная с детских военных лет. Несмотря на некоторую прямолинейность повествования, своего рода соцреализм, картина произвела на зрителей благоприятное впечатление. Получился красивый современный фильм об отечественном супермене, самом настоящем герое современности. Интересно, что роль Зайцева и фильме исполнил его однофамилец Кирилл Зайцев.

Параллельно с фильмом шел уже полюбившийся детьми и взрослыми мастер-класс Екатерины Бариновой, члена Московского союза художников, преподавателя дисциплины «Каллиграфия» кафедры графического дизайна и визуальных коммуникаций Института дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина.

Екатерина Баринова рассказала собравшимся о древней славянской азбуке, разобрав ее тайные послания, а также стиль написания на примере Остромирова Евангелия. После чего каждый ребенок вывел свое имя Уставом на бумаге, используя ширококонечное стальное перо.

По словам Екатерины Бариновой, каллиграфия требует внутренней дисциплины, но в то же время благотворно влияет на духовное, психофизическое здоровье человека, способствует эстетическому воспитанию ребенка. Развивается мелкая моторика, усидчивость, человек просто успокаивается: дети, студенты очень любят подобные занятия. Поэтому полный переход школьников на компьютерную клавиатуру, а художников на компьютерный дизайн, по мнению педагога, крайне негативно сказывается и на детях и на том, что они создают. Поэтому необходимо сделать все, чтобы каллиграфия сохранялась и развивалась.

Младшие школьники посмотрели в этот день мультфильм о всеми любимой блаженной из Санкт-Петербурга «Ксеньюшка» (Россия, 2023) режиссера Натальи Федченко, другие анимационные работы: «Рапсодия» (Россия, 2023) режиссера Анны Мильченко; «Мы сидим на карантине» (Россия, 2024) режиссера Анны-Марии Черниговской; «Ниточка» (Россия, 2022) режиссера Екатерины Кузнецовов; «По несчастью или к счастью» (Россия, 2023) режиссера Александры Семеновой; «Андрей Федорович» (Россия, 2023) режиссера Оксаны Готчиевой; «Incomprehensible Dokra» (Непостижимая Докра), Индия, 2023 режиссеров Снеха Дас, Монджима Маллик; «Среди цветов» (Россия, 2023) режиссера Валерии Соболевски.

Фильм «Суворовец 1944» (Россия, 2024) режиссера Дениса Казанцева – его дебют в полнометражном кино. Главный герой картины 13-летний Вовка Куликов во время Великой Отечественной войны встает на защиту своей деревни от местной банды. Приключенческая кинолента с элементами детектива сразу вызывает интерес. Органично подобранные музыка и песни, завораживающие кадры природы, динамичная погоня – всё вместе усиливает заложенные смыслы. Идет неспешный разговор об ответственности, неравнодушии, смелости, дружбе, прощении, любви.

В этот день состоялся ретроспективный показ фильма «В небо… за мечтой» (Россия, 2017) режиссера Игоря Перина из «Золотой коллекции «Лучезарного Ангела». Герой фильма – юный Пашка Новиков – бредит самолетами. Однажды судьба сводит его с настоящим летчиком-испытателем.

В конкурсной программе были показаны документальные фильмы: «Сила» (Россия, 2023, реж. Екатерина Китайцева), «Простые вещи» (цикл «Другие люди?», Россия, 2024, реж. Кирилл Косолапов), «90 years young» («90 лет молодости», Индия, 2022, реж. Атитья Канагараджан), «Петрович. Человек-самолет» (Россия, 2023, реж. Сергей Босенко), «Александра Пахмутова. «Ты моя мелодия…»» (Россия, 2023, реж. Ираида Максимова).

В программе короткометражного кино состоялись показы фильмов: «Офлайн» (Россия, 2024, реж. Алексей Куликов), «Кей» (Россия, 2023, реж. Надежда Михалкова), «Сказка постучится в дом» (Россия, 2024, реж. Михаил Медалин), «Порок сердца» (Россия, 2024, реж. Анастасия Бородина), «Другое небо» (Германия, 2022, реж. Ольга Лисицина).

Для старшеклассников и взрослой аудитории в этот день показывали конкурсное игровое кино «Семь черных бумаг» (Россия, 2023) режиссера Анатолия Колиева. Перед зрителями смог выступить продюсер картины Аслан Сокуров. «Вся остальная съемочная группа, – сказал он, – сейчас на сьемках следующей картины. А эту мы вам покажем в ее осетинской версии, она эмоциональнее» (перевод на русский шел титрами).

Фильм всецело захватывает, – зал смотрел, затаив дыхание. «Взял тебя, точно на эти горные вершины, где разряженный воздух, при первых же кадрах и отпустил только в конце. И то не сразу», – признавались зрители после просмотра.

…1942 год. Осетинское село. Остались только женщины и дети – два брата. Все мужчины ушли на фронт. И вот мальчишки решили скрывать похоронные письма. Как на экране показать взросление? Авторам фильма это удалось. Как понять жизнь и смерть? Есть книга природы, которую раскрыл перед нами Творец. Почему мотыльки летят на огонь и погибают? Изначально зная свой конец, они идут эту жертву? Старший брат после гибели их отца принимает решение идти на фронт. Он погибнет, но он отдаст свою жизнь за Отечество.

«Я совсем не понимаю, что творится у тебя в голове», – говорит главному герою фильма «Мухадракон» (Россия, 2023; режиссер Татьяна Колганова) его мама. И взрослых действительно такая жизнь, что детям непонятно что остается. Уходить в грезы, – мечтать о чем-то лучшем. Пытаться спасать друг друга, но тут же натыкаться на ту ложь, что напутали взрослые. И все равно отчаянно стараться пробиться к добру.

Но совершенно иная жизнь может начаться и с музыки, – как у героя фильма «Ненормальный» (Россия, 2024) режиссера Ильи Маланина. «А кто тебе сказал, что ты ненормальный?» – спросит Юрий. «Папа», – ответит брошенный отцом сын Коля, которого врачи обрекали на медленное умирание в каком-нибудь хосписе. А вот этот дотошный инженер начнет цепляться за любую возможность, чтобы реабилитировать мальчишку, – это так важно, чтобы кто-то в тебя поверил.

С точностью инженера он начнет разучивать с ним ноты. Раз за разом, – нота за нотой… Так, сохранилось свидетельство, Бах писал свои произведения, преодолевая неимоверную тяжесть потерь – 11 детей, жены… Нота за нотой.

Что бы ни случилось – преодолевай себя. И лишь, когда ты встанешь на ноги, ты обретешь свободу. Николай взбунтуется и на престижном конкурсе в Китае, где вполне бы мог занять первое место, сыграет не положенного по регламенту Шопена, а – импровизацию. И ставший ему отцом Юрий примет этот выбор сына.

Кинорежиссер Андрей Истратов, председатель Жюри документального кино кинофестиваля «Лучезарный Ангел» провел 4 ноября мастер-класс «Поэтическая документалистика, или Кино, с которым интересно вести беседу». Ведущий объяснил, почему основа настоящего документального фильма – не репортаж и не нарезка интервью, а художественный образ, возможно, ритмический (а не современный звуковой) монтаж, возвышенный авторский киноязык тех же классиков жанра Дзиги Вертова или Марка Трояновского.

Зрителям был показан короткометражный документальный фильм «Маленькая история о человеческой доброте» (СССР, 1978) режиссера Александра Опрышко. Это тоже классика советского документального кино 70-х годов прошлого века, история о собаке, которая два года ждала своего хозяина в аэропорту Внуково. Тот оставил друга на взлетной полосе: у Пальмы тоже был билет, но не оказалось нужной справки. 19 сентября 1976 года материал на эту тему журналиста Юрия Роста напечатала «Комсомолка», которую читатели засыпали письмами с предложениями забрать собаку. Нашелся и хозяин. Но долгожданная встреча не состоялась, человек и не собирался возвращаться за своим другом. Однако, у собаки нашлась-таки новая хозяйка, молодая женщина, к которой пес проникся доверием. Она и забирает его с собой…

После просмотра фильма, анализа его образов, символов, ритмического рисунка, зрители засыпали режиссера вопросами: где можно посмотреть подобное кино, почему его не показывают по телевидению? «В этом большая проблема, – ответил Андрей Истратов, – телевидение зарабатывает деньги, для этого нужно «поймать хайп», никто из продюсеров не будет вглядываться, изучать образы. Продюсерам кажется, что зритель чуть-чуть туповат».

Встречу на тему «Как найти и не потерять свое счастье в жизни», полную глубоких духовных наставлений и добрых шуток, провел в праздничный вечер 4 ноября архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

По словам пастыря, в Священном Писании нет такого понятия, как счастье, его эквивалентом является слово «блаженство».

«Счастье – это когда просто хорошее настроение. И, оказывается, настроение зависит от устроения. Мы не может переменить саму жизнь, но мы можем и должны переменить отношения к жизни», – поделился архимандрит Мелхиседек своим пониманием счастья.

Иоанн Златоуст спрашивал: «Вы думаете богатый человек – тот, у кого много средств? Нет, богатый человек – тот, кто умеет довольствоваться необходимым». «А бедный человек, – вы думаете, – тот, у кого мало средств? – продолжил логический ряд отец Мелхиседек, – Нет. Бедный тот, кто не может и не умеет довольствоваться необходимым. Здоровый человек – это не тот, у кого мало болезней. А тот, кто в болезнях мало ноет. Больной человек – это не тот, у кого много болезней, это тот, кто при болезнях много ноет».

Много добрых шуток прозвучало в тот вечер из уст любимого православным народом пастыря. «Девочки сегодня хотят походить на женщин, женщины хотят походить на девочек, а бабушки хотят просто походить»…

Вместе с батюшкой участники встречи посмотрели фильм-притчу «Рыжий очкарик» (Россия, 2024) режиссеров Ирины Глебовой и Ясмины Мухамедовой о добром учителе, покрывшем проступок своего ученика и не осудившем его за воровство. Тот был настолько потрясен, что и сам решил стать педагогом. Был показан коротенький мультфильм о любви «Ау» (Россия, 2023) режиссера Тимофея Шилова. Создатели киноработ поприветствовали собравшихся зрителей лично.

«В ближайшие десять дней солнца и тепла не предвидится, – заявил в конце встречи архимандрит Мелхиседек, – грейте и светите самостоятельно. От всей души желаю всем счастья: простого, человеческого, сердечного. Нам до высокого далеко, а до простого близко. Хочешь порадоваться – порадуй. Один поэт, Апполон Майков, сказал:

В чем счастье?
В жизненном пути.
Куда твой долг велит идти.
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и верить.

Еще один практический совет дал архимандрит Мелхиседек на прощанье: друг друга в семье называть так, как называла когда-то преподобная Ефросиния Московская своего любимого супруга князя Димитрия Донского – Ангел мой светлый.

«Придя сегодня домой, к своему мужу так и обратитесь к нему. Он удивится: ты где была? А ты скажи – на Лучезарном Ангеле! И расскажи все, что было. Как назовешь человека, вот такой он и будет!»

Завершил праздничный вечер 4 ноября иерей Игорь Спартесный, эксперт Духовного экспертного совета кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Он представил картины о воинских подвигах, духовном родстве поколений отцов и детей: художественный фильм «Доброволец» (Россия, 2024) режиссера Дмитрия Пасичнюка с Егором Бероевым в главной роли – о Великой Отечественной войне, а также документальный фильм «Отцы Донбасса. Отцы и дети» (Россия, 2023) режиссера Константина Зайцева – о современных событиях. Последний фильм – о легендарном командире батальона «Спарта» Владимире Жоге и его отце Артеме, ныне полномочном представителе Президента России в Уральском федеральном округе, который когда-то занял место погибшего сына в строю.

«Эти созвучные фильмы, которые объединяет героизм, примеры для подражания, воспитания. Мальчик – это ведь человек подвига. Значит и отец должен быть таким же, тот, кто его воспитывает. Иначе откуда брать этот пример?», – отметил отец Игорь Спартесный.

 

Ольга Каменева, Ольга Орлова
фото Вадима Преслицкого

поделиться :