Пятый день ХI Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» продолжал радовать своих гостей разнообразием программ.
В фойе кинотеатра юных зрителей, да и не только юных, увлек очередной мастер-класс по рисованию «Мой Ангел-Хранитель». В этом году его ведущие художники-педагоги Ольга Нерсесова и Галина Гантимурова предложили участникам мероприятия нарисовать не только символ кинофестиваля – ангела, но и самих себя – зрителей. Шутка ли, ребенку создать свой автопортрет – это под силу не каждому взрослому. Но что интересно, эти два разных задания оказались по-своему связаны, По словам педагогов, у многих детей произошел глубинный поворот в мышлении, ведь они попытались осмыслить себя, и задумались о том, что каждый из нас есть отображение своего ангела-хранителя (а не наоборот, что очень важно). Кстати, эта тема стала основой сюжета мультфильма «Солдатская песня» режиссера Е. Черновой из серии «Гора самоцветов» Анимационной студии Александра Татарского, показанного на одном из прошлых кинофестивалей.
Что же в нас заложено свыше, как оно проявляется на жизненном пути? Этому, так или иначе, были посвящены многие фильмы сегодняшней кинопрограммы. Конкурсный показ игрового короткометражного кино открыла картина «Радуга» режиссера Марины Соловьевой. «Этот фильм о добре, об искренности и о любви» – лаконично отметила автор, предваряя просмотр. Молодой человек получает письмо и узнает о том, что у него жив отец, о котором он ничего не знал многие годы. Приехав в деревню, главный герой встречает девушку-почтальона – местные зовут ее «Радуга», которая помогает ему в поисках, до тех пор, пока не становится понятно, что это именно она прислала то самое письмо… Яркая актерская игра, живые диалоги заставляют нас задуматься о том, что стремясь к чему-то важному, пытаясь восполнить ту или иную потерю, мы зачастую не замечаем самого главного. Мы можем причинить боль очень светлому человеку, лишиться тех, кому мы стали дороги и в итоге, остаться в одиночестве. И всеже картина заканчивается на оптимистической ноте, что не так часто встретишь в современном российском кино. Но на «Лучезарном Ангеле» позитивных фильмов сегодня было особенно много.
Среди них фильм «Тыква», которую представляла режиссер Ю. Сапонова вместе со своей маленькой дочкой и по совместительству одной из главных героинь, давших самую оригинальную аннотацию к работе: «это кино про то, что надо кушать кашу». Получилась очень простая и трогательная история про отношения маленькой девочки и ее матери, про любовь, которая сильнее всех жизненных неурядиц. Но чтобы это понять – маме иногда надо просто превратиться в тыкву и уговорить дочку скушать кашу… Было немало других игровых и анимационных короткометражных работ, заставивших в финале зрителей, в том числе и самых юных, порадоваться за главных героев.
А среди полнометражных конкурсных игровых работ настоящим событием стал показ фильма «Она». Для автора – Л. Садиловой – это история особенно важна именно в наше время. Ведь там переплетаются темы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, западом и востоком. Сколько было сказано за последние четверть века о развале многонациональной страны, о наплыве нелегалов… И высказывания эти, будь то диспут на кухне или очередной видеосюжет, в основном носили и носят полярно-однобокий характер. Фильм «Она», сделанный на очень высоком художественном уровне, представил зрителю пеструю картину жизни таджиков в России. Две разные, во многом противоположные системы координат причудливо и сложно наложились одна на другую, заставив персонажей искать новые точки отсчета. Но, как показывает судьба главных героев, в этом запутанном мире их можно найти только с помощью любви и искренности.
Среди неигровых полнометражных картин обратила на себя внимание работа «Игра вслепую», которую привезла на фестиваль режиссер В. Казарина. Главная героиня – слабовидящая девушка с непростой семейной историей, при этом она талантливая пианистка. Но фильм не о несчастной судьбе слепых людей, не укор тем, кто в чем-то перед ними виновен. Мы видим героев, которые не сдаются и продолжают жить, учиться, любить, строить планы. Более того, в какой-то момент становится понятно, что это целый мир, в котором люди, лишенные зрения, оказывается, могут видеть и чувствовать больше чем те, кто считает себя зрячими.
Картина «Детство на берегу реки», представленная Ю. Киселевой переносит нас в мир тихой прибрежной деревни в республике Коми. Кажется, что даже течение времени там замерло, и это особое пространство вне нашего мира. И там живет молодая девушка, со своим прошлым и планами на будущее, с размышленьями о том, что можно изменить, а что ценить и сберечь. Проблема современной деревни увидена автором без нарочитой «чернухи», излишнего надрыва. Из разных сторон той жизни, словно из тонких ниточек авторам картины удалось соткать особое полотно, которое завораживает своим узором.
Заговорив о деревне, нельзя не вспомнить о В.М. Шукшине. Творческим вечером его памяти завершился пятый день «Лучезарного Ангела». Организаторы кинофестиваля выразили благодарность режиссеру-постановщику Наталье Рослан, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Анне Шукшиной, внучке писателя, и Фонду возрождения национального культурного наследия имени В.М. Шукшина «Формула успеха» за подготовку и проведение этого незабываемого события.
Если для многих современных россиян, увы, жизнь и произведения великого Мастера малоизвестны, то для тех, кто его ценит и знает, на этом мероприятии было немало открытий. Кандидат филологических наук, преподаватель Алтайского государственного университета Дмитрий Марьин (г. Барнаул), посвятивший многие годы изучению и популяризации творчества Василия Шукшина, развеял много мифов и стереотипов, которые сложились о Василии Макаровиче. Некоторые из них писатель вольно или невольно создал о себе сам еще при жизни, другие появились позже. Забавные и грустные истории о мастере поведали работавшие с ним оператор Анатолий Заболоцкий и Народная артистка РСФСР Людмила Зайцева. Из этих воспоминаний, интересных фактов, отрывков из малоизвестных киноработ В.М. Шукшина, аудиозаписей его интервью стал складываться живой правдивый образ Мастера. Казалось, еще немного и он появится прямо в зале, сядет за свой письменный стол, который вместе со стулом и его печатной машинкой (эти вещи предоставила для Творческого вечера Л.Н. Федосеева-Шукшина) стоял на сцене, и примется за работу над новым сюжетом.
Особенную теплоту и душевность вечеру придало выступление актера Владимира Борисова, с неповторимым трепетом прочитавшего рассказ В. Шукшина «Как помирал старик», ему аккомпанировал баянист Иван Шепелев. Максим Аншуков, солист группы «Ключевая», исполнил песню «Шукшинка», ставшую летом этого года популярной на радио и в интернете.
Выступившие артисты поделились, чем именно каждому из них близок Василий Шукшин, какую роль сыграл в их творческом становлении. Гости и участники Вечера долго не хотели расходиться, настолько живой и интересной получилась беседа. Несмотря на то, что мероприятие вышло за временные рамки, зрители остались на просмотр одной из ранних картин В.М. Шукшина – его дипломной работы «Из Лебяжьего сообщают».
Так случилось, что Василий Макарович не смог полностью воплотить все задуманное. Почему его судьба сложилась именно так – вопрос открытый. Быть может, через жизненный путь Мастера и его творчество мы осмыслим наше время, узнаем что-то про себя самих.
А завтра Василий Макарович Шукшин «передаст слово» другому великому русскому писателю – Михаилу Юрьевичу Лермонтову, 200-летию которого посвящен Творческий вечер. Для зрителей прозвучат стихи поэта в исполнении Народной артистки России Светланы Крючковой и артистов Москонцерта.