Шестой день фестиваля был, без сомнения, долгожданным днем для детей и подростков, зарегистрированных на творческие мастер-классы.
Режиссер, художник, аниматор студии «Пилот», неоднократный лауреат, в том числе фестиваля «Лучезарный Ангел», Алексей Почивалов рассказал о секретах создания каркасных персонажей в пластилиновой анимации.
Второй мастер-класс провела режиссер, художник, доцент ВГИК Наталья Грофпель. Она учила ребят секретам кукольной анимации: как делать раскадровку, декорации, персонажей, фон. Мастер также рассказала, что мультфильмы не обязательно служат задаче одного лишь детского развлечения. В зависимости от замысла и исполнения, они могут оставить в душе зрителя более мощную эмоциональную память, чем полноценный игровой фильм. Новые знания, получаемые от Натальи, ребятам было легко закрепить благодаря интересным анимационным примерам.
Мастер-классы, без сомнения, понравились участникам, и кто знает, может быть для кого-то сегодня определилась будущая профессия.
В этот же день в закрытом режиме прошла напряженная работа участников детского жюри, которое решало, какому из конкурсных анимационных фильмов дать свой специальный приз. Несмотря на юный возраст, участники жюри ответственно оценивали мультфильмы, аргументируя свои решения. Об итогах большой работы маленьких экспертов мы узнаем совсем скоро, в день торжественного закрытия фестиваля. Приз, который присуждают победителю дети, абсолютно равнозначен призам профессиональных жюри – это статуэтка Ангела.
Короткометражные игровые киноленты внеконкурсной программы «Вам цветы» (Россия, 2020) и «Screen Love» (Россия, 2021) представили режиссеры Игнат Багиров и Олеся Галькевич.
Игнат Багиров выступил в своем фильме не только как режиссер, но и как автор сценария: «Это фильм о человеческом внимании, о том, как важно дарить его друг другу в эпоху поглощенности интернетом. Я старался сделать свою киноисторию легкой и в то же время насыщенной скрытым смыслом, и если зритель будет смотреть ее с открытой душой, он обязательно получит удовольствие».
Олеся Галькевич рассказала, что стиль «screenlove» был изобретен знаменитым в России и в мире режиссером Тимуром Бекмамбетовым. «К сожалению или к радости, наша жизнь переходит в формат онлайн, мы знакомимся, работаем, отдыхаем в интернете, и свой фильм я снимала именно об этом и еще о любви, очень надеюсь, что вам понравится», – пожелала Олеся Галькевич зрителям.
Документальный телевизионный фильм конкурсной программы «Тем больше наша слава Халхин-Гол» (Россия, 2020) представил режиссер Максим Ловков:
Съемки нашего фильма были настоящим приключением. Мы снимали 8 месяцев, скрупулезно работали с материалами, с поисковиками, полгода провели в архивах. Халхин-Гол – это заповедная и приграничная территория, туда нет доступа обычным людям, только по разрешению Министерства обороны Монголии. После интенсивной подготовки и получения разрешений мы, так получилось, остались без финансирования, но решили все-таки сделать эту картину на собственные средства. Фильм по итогам экспедиции получил резонанс, 6 фестивалей уже отметили его высокими наградами, в том числе в Болгарии.
Короткометражную игровую киноленту конкурсной программы «Меня зовут Иван» (Россия, 2020) представил исполнительный продюсер Тимофей Дорогойченко. «Спасибо всей съемочной группе и детскому реабилитационному центру «Вдохновение». Уникальность нашего фильма в том, что мы снимали игровую историю в том месте, где произошли реальные события. Сотрудники центра играли самих себя – повара играл настоящий повар, воспитателя воспитатель. Надеюсь, что мы справились и смогли вместе воссоздать те события и переживания героев», – поделился воспоминаниями о работе над кинолентой Тимофей Дорогойченко.
Документальные телевизионные фильмы конкурсной программы «Георгий Свиридов. Остановись, время!» (Россия, 2021) и «Последний адмирал Советского Союза» (Россия, 2020) представила автор сценария картины «Последний адмирал Советского Союза» Екатерина Толдонова. «Оба фильма о выдающихся людях нашего Отечества – великом музыканте Георгии Свиридове и адмирале, истинном герое Игоре Касатонове, который отстоял Черноморский флот и базу в Севастополе. Эти работы похожи в своей патриотической направленности, они повествуют о последних представителях замечательной плеяды настоящих советских людей, которые в страшное время, когда на нас рухнуло здание под названием СССР, не только спасались сами, но и спасали то, что можно спасти. Они не продали, не предали, не сдались», – рассказала Екатерина Толдонова.
Специальный конкурсный показ фильма «Ташакор. Послесловие…», созданного по итогам экспедиции в Афганистан, состоялся с участием всей съемочной команды, убежденной в том, что сколько бы лет не прошло, нельзя забывать о сгинувших на афганской войне и в плену советских военнослужащих, об их трагедиях и семьях. Проходит время, исправляется взгляд общества на те события, растет интерес к подлинным фактам десятилетнего противостояния в войне, где не было победителей и по сей день не наступило подлинного мира.
Дискуссионная площадка «Отцы и дети. К 15-летию Дня семьи, любви и верности» прошла с участием создателей короткометражных фильмов «Бойцовская рыбка» (Россия, 2021), «Из Ховрино» (Россия, 2020) и «Чернильное море» (Россия, 2020); ведущим мероприятия выступил иерей Алексей Котельников, руководитель Отдела дополнительного образования Московской Духовной Академии.
Три киноленты наглядно и емко показали распространенные ситуации, через которые так или иначе проходят почти все семьи: испытание семьи, распад семьи, восстановление семьи. При обсуждении участниками и зрителями были высказаны такие интересные и познавательные идеи о современных проблемах, с которыми сталкивается Семья:
Один из важнейших разломов современности – появление в обществе идеи, что право человека на любовь и уважение, даже от своих детей, зависит от его успешности, а не в силу природной связи. Снимая кино, я пытаюсь передать зрителям свои размышления о живом и формальном, о цифровой реальности и жизни души, о том, где живет любовь и где живет самозащита, которая заставляет нас прятаться внутрь себя, и о том мужестве, которое позволяет любить и принимать любовь. Я хочу, чтобы человек уходил из зала обеспокоенным и не утешался счастливым финалом, на всех уровнях восприятия – звуком, цветом, монотонностью, знаками – я заставляю зрителя не успокаиваться. И я рада, что зрители очень проницательно это чувствуют. Режиссер фильма «Из Ховрино» Дарья Елена Дашунина | |
Самое главное в жизни – это семья, только семья оказывается рядом в разных ситуациях. Большое счастье, когда растешь в большой семье, это надо ценить и любить каждого члена семьи со всеми особенностями характера, я в это верю, и именно так было со мной в детстве. Взрослея, мы познаем мир, и очень важно, когда в семье ты можешь говорить о своем взрослении, например, с отцом – о том, что такое быть мужчиной, о первой любви, о сложных запутанных ситуациях. Школа, общество, внешний мир в целом этого не могут дать настолько же, насколько это может семья. Режиссер фильма «Бойцовская рыбка» Сергей Батаев | |
Эмоции, которые я сыграла, основаны на моих страхах, я очень боюсь распада моей семьи, и через эти страхи у меня получилось сыграть, возможно, даже и не сыграть, а перевоплотиться в мою героиню. Запрет встречаться с папой – это очень страшно, для девочки он человек, родной человек, которого она любит, ее мама не права, пусть отец и сделал зло во имя добра. Моя героиня очень сильная, что смогла это пережить. Исполнительница главной детской роли в фильме «Из Ховрино», ученица 6 класса Агния Цветкова | |
Какое, к сожалению, немалое количество обратных параллелей – вот нам Агния говорит, что она доверяется семье, а в обществе, в школе есть правила поведения. Но огромное количество подростков сказали бы, что в школе или где-то еще они могут быть сами собой, а дома – нет. Это значит, что крепость семьи под давлением общества, его многочисленных стандартов, требований, стереотипов и предрассудков не устояла, она разрушена, и в семье ребенку поговорить по душам не с кем, тогда им ищется опора во внешнем мире, в любых структурах общества, в том числе жестких, даже деструктивных. Ведущий дискуссионной площадки, иерей Алексей Котельников |
Завтра, 29 ноября, показов фестивальной программы не будет.
Торжественное закрытие будет транслироваться в прямом эфире 30 ноября в 18:00 ЗДЕСЬ ⇒
Материал подготовила Евгения Костицына