Дневник кинофестиваля, день шестой. Война закончится, а музыка будет вечной

Дневник кинофестиваля, день шестой. Война закончится, а музыка будет вечной

6 ноября – заключительный «рабочий» день кинофестиваля «Лучезарный Ангел» –  был насыщен показами и творческими встречами.

Мультпарад для маленьких зрителей ознаменовался премьерой мультфильма «Хор» (Россия, 2023) режиссера Ангелины Гильдерман. По словам Ангелины, цель ее работы – показать силу искусства и его роль в простой и порой серой нашей повседневной жизни, вызвать у зрителя положительные эмоции. Режиссер отметила, что вдохновлялась фильмом «Репетиция оркестра» Ф. Феллини и картинами М. Шагала.

Отдохнуть душой зрители могли на мультфильмах режиссера Натальи Федченко «Заступница» (Россия, 2014) и «Божий дар» (Россия, 2016) – это работы «Студии БАЛТ-ТВ» о православных святынях.

Творческие площадки – целый ряд увлекательных мастер-классов, открытых уроков для детей, подростков и взрослой аудитории – были организованы в дни фестиваля в Музыкальной гостиной кинотеатра.

6 ноября Екатерина Баринова, художник-график, каллиграф и преподаватель РГУ им. А.Н. Косыгина провела мастер-класс детского художественного творчества по каллиграфии «Славянское письмо». В ходе занятий дети прикоснулись к истокам русской письменности: познакомились с основными формами древнего славянского письма и сами вывели пером буквы по предложенным образцам уставом, полууставом, вязью и скорописью.

Наталья Веревкина, сотрудник Музея народной игрушки, провела мастер-класс по декоративно-прикладному искусству «Матрешка – русская игрушка», помогла детям и взрослым создать собственную уникальную игрушку, которая станет отличным воспоминанием о кинофестивале «Лучезарный Ангел». По словам Натальи Веревкиной, матрешка – очень русская по своей сути игрушка, в ней отразилась душа народа. «Она проста, весела, образна, сказочна, патриотична – посмотрите на этих матрешек в образе русских богатырей, будто сошедших с картин Васнецова! Прикасаясь к подобным игрушкам, мы сохраняем наши традиции, более осмысленно смотрим в будущее», – считает Наталья Веревкина.

Киностудия «ФОМА Кино» провела 6 ноября публичную дискуссию киноклуба «Кино и смыслы» на тему «Мать или мачеха: образ России в современном кино». В беседе участвовали Иван Перекатов, режиссер, сценарист, педагог киношколы для подростков «Зерно»; Елена Пискарева, продюсер и сценарист; Антон Мегердичев, кинорежиссер, создатель художественного фильма «Движение вверх» (Россия, 2017), а также журналист Сергей Верейкин. Модератором встречи выступила продюсер киностудии «ФОМА Кино» Анастасия Легойда. Эксперты высказали свое мнение о различии авторского и продюсерского кино, обсудили феномен артхауса, его место и особенности в российском кинематографе, коснулись темы пропагандистских стереотипов.

На вопрос о значении кинофестиваля Доброго кино в жизни российского общества кинорежиссер Иван Перекатов ответил: «Такие фестивали, как «Лучезарный Ангел» – едва ли не единственное место, где можно увидеть хорошее кино с глубоким смыслом, так как в прокат оно зачастую не выходит».

6 ноября прошли показы нескольких фильмов из «Золотой коллекции» «Лучезарного Ангела», в частности, зрители увидели картину «Подкидыш» (Россия, 2019). Это увлекательная история о приключениях потерявшейся в Москве пятилетней Наташи, которая настолько искренне и доверчиво относится к окружающим, что люди, встречаясь с ней, меняются к лучшему.

Новый детский фильм конкурсной программы «Иван Семенов – школьный переполох!» (Россия, 2022) режиссера Антона Богданова прошел при полном зале. Режиссер на показ приехать не смог, но ранее рассказал, что главный герой картины – мальчик из элитной гимназии, которого за плохое поведение переводят в обычную школу на окраине Перми – в чем-то повторяет его собственную судьбу. Антона в детстве выгоняли из школы, но, правда, в вузе – Пермском государственном институте культуры – он образумился и институт закончил очень хорошо.

В рамках внеконкурсной программы зрители посмотрели игровую ленту «Лев Толстой по ту сторону фотографий» (Россия, 2023). Картину представил режиссер Дмитрий Новиков. Это его дебютная работа в полнометражном кино. Без малого 10 лет назад преподаватель философии МГИМО попробовал выражать высокие смыслы средствами визуального искусства. Он возглавил фонд фотонаследия им. С. Челнокова и снял уже не один фильм. На встрече со зрителями режиссер рассказал, что создавал картину о Льве Николаевиче в Ясной поляне, в том самом доме, где происходили события, описанные в дневниках Толстого – они легли в основу сценария. Режиссер поблагодарил соавторов: «Александр Сергеевич Мелкумов – оператор фильма виртуозно вел съемки в музее. Там даже прикоснуться к чему-то невозможно, тем более переставить, а он так снял, как будто это всё происходит в доме Льва Николаевича, а не в музее».

Этот фильм по смыслу построен на дневниках, а визуально на фотографиях Л. Н. Толстого. Впервые архивные стереофотографии Толстого интегрированы в фильм, снятый в 3D, а сцены, запечатленные в Ясной Поляне тогда и сейчас дополняют друг друга.

6 ноября был показан документальный фильм «Боже! Чувствую приближение Твое!»  (Россия, 2022). Эти слова – молитва великого режиссера Андрея Тарковского, обращенная к Создателю, записанная в его дневнике. Картину представил ее режиссер, Народный артист России Николай Бурляев – ученик Тарковского, исполнивший главные роли в его фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Бурляев назвал свой новый фильм «ключом к пониманию Тарковского». Артист поделился историей личных отношений с русским гением, пророком мирового кинематографа, которые начались с 1961 года и продолжаются до сих пор: «Каждый день этот человек со мной, хотя он уже давно там, на Небесах».

По поводу кинофестиваля «Лучезарный Ангел» Николай Бурляев сказал следующее: «Я радуюсь за своих коллег, помогаю, чем могу: и «Лучезарному Ангелу, и «Вечевому колоколу», и другим. Чем нас будет больше, тем лучше!»

Фильм «Защитники духа» (Россия, 2022) представила творческая группа: режиссер Александра Богучарская, композитор Олег Богучарский и главная героиня – фотограф-документалист Анна Короб, которая занимается поиском в российской глубинке затерянных святынь. Своей исследовательской работой подвижница привлекает внимание к проблеме сохранения культурного и исторического наследия России. В фильме много кадров заброшенных храмов в разных уголках России.

Художественную картину «Жили-были» (Россия, 2017) представил продюсер, Народный артист России Федор Добронравов. «Весь этот фильм просто окутан Божьей благодатью», – рассказал артист.

Снимать картину мы поехали в Карелию. Нам сказали, что там, куда мы едем – волки, медведи. Ни связи, ни навигации! Мы ехали-ехали и приехали в одно живописное место. Местные жители объяснили, что это деревня, где уже снимались два фильма, а селяне знают, что это такое кинопроцесс. Наша оператор Маша осмотрелась и сказала:
– Я больше никуда не поеду – такая тут красота!

В 2017 г. фильм «Жили-были» с большим успехом был представлен в Сингапуре. «Лучезарный Ангел» связывает с картиной своя собственная история взаимоотношений. Несколько лет назад сценарий тогда еще не созданного фильма победил в конкурсе сценариев «Доброе кино» кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

Картина эта о жизненной силе нашей глубинки, пусть там и осталась всего одна ранее овдовевшая женщина и двое стариков, по-своему вспомнивших Божию заповедь «нехорошо быть человеку одному» и решивших поконкурировать за внимание единственной невесты села…

Клирик храма благоверного князя Александра Невского МГИМО МИД протоиерей Александр Овчаренко 6 ноября провел встречу «О творчестве, блогерстве и о душе». Разговор шел о том, как, занимаясь блогерством, сохранять чувство меры и духовного такта, просеивать свое творчество через Заповеди Божии. «Экспериментируйте, а иначе в блогерстве ничего не получится. Не гонитесь за «хайпом», – советовал отец Александр. – Хотя есть такая формула еще советской торговли: покупатель всегда прав. Чувствуйте: что-кому-когда говорить, чтобы созидать, а не разрушать и не саморазрушаться».

В рамках тематического показа «От Великой Отечественной до наших дней» были представлена картина «Блажен муж» (Россия, 2023) режиссеров Ольги Стрельцовой и Владимира Золотова, а из конкурсной программы «Транзит» (Ирак, 2023, реж. Бакер Альрубайе) и «Женщина у окна» (Россия, 2023) режиссера Арсения Гончукова.

Война за жизни и души человеческие идет постоянно: в фильме «Стрижка» (Иран, 2023, реж. Али Халеди) человек совершил преступление и приговорен к смертной казни, но он желает постричься, чтобы не пугать родных при их последней встрече…

История сражения за душу близкого человека, младшего брата рассказана в фильме «Намыс», (Россия, 2022, реж. Рафаэль Мукаев). А в картине «Здравствуй, мама» (Россия, 2023, реж. Оксана Коваленко) описана трагедия игромана, упекшего мать в дом престарелых, чтобы продать ее квартиру за долги. Людей разлучают страсти. Но многие претерпевают и мучительную борьбу за любимых – это в фильмах «Не хочу, чтобы ты уходил» (Россия, 2023, реж. Богдан Птицын), «Белые слоны» (Россия, 2023, реж. Равшания Махмудова), «Сыновья Большой Медведицы» (Россия, 2023, реж. Дмитрий Чирков); «Петров день» (Россия, 2022) режиссера Ивана Орлова.

Режиссер Дарья Елена Дашунина представила 6 ноября свой фильм «Жук» (Россия, 2023). Это драма нашего цифровизируемого общества, когда всё переведено на электронный учет и трудно достучаться до сердца другого человека. И поговорить-то можно разве что с жуком, запертом в банке. Герой картины – бывший школьный учитель, знаток насекомых Зябликов ищет выход. Чем-то сюжет поход на «Превращение» Кафки.

Режиссер Александр Котт представил в этот вечер свою картину «Испытание» (Россия, 2014). «Смотреть ее – тоже своего рода испытание. Это кино без слов, где история рассказана при помощи визуального ряда. Посвящена картина первым испытаниям советской ядерной бомбы и тем людям, которые жили вокруг. Это кино о любви, о мечтах. Конечно, об экологии, о том, что мы своими руками можем уничтожить мир, который создан не нами». «Очень тонкая грань пролегает между добрым кино и сладким, с патокой, – сказал Александр Котт, отвечая на вопрос нашего корреспондента о том, что такое доброе кино. – На «Лучезарном Ангеле» показывают кино в том числе сложное, неоднозначное, представлена очень разнообразная программа. Но, мне кажется, сегодня в целом не хватает простого зрительского фильма. Чтобы отдохнуть, а не «загрузиться», выдохнуть, а не вдохнуть».

Тем не менее, в этот «прощальный» вечер кинофестиваля «Лучезарный Ангел» были показаны фильмы, требующие работы человеческой души. Событием заключительного вечера стал специальный показ в рамках программы «От Великой Отечественной до наших дней» игрового фильма «Нюрнберг» (Россия, 2023) режиссера Николая Лебедева.

Многим нацистам удалось избежать суда, но и те, что предстали на этом процессе, чаще всего лгали, не признавая свою вину. Мир мог бы сойти с ума от всего этого, если бы ни любовь – она всё также уберегает тех, кто на нее способен, от расчеловечивания.

Илья Васильев, креативный продюсер фильма «Нюрнберг», ответил на вопрос нашего корреспондента о том, что такое доброе кино. «Это фильмы, которым можно сопереживать и которые делает человека чуть-чуть лучше. Сейчас этого не хватает. Люди ожесточаются, новостная повестка очень тяжелая. Поэтому тем более важно, чтобы было больше хороших фильмов, а для этого и нужны такие фестивали, как «Лучезарный Ангел».  Наш фильм посвящен судебному процессу в Нюрнберге по преступлениям против мира и человечества. И этот фильм – попытка вернуть победу добра над злом в центр общественного внимания. Мне кажется, это послужит умножению добра в мире».

В конкурсной программе короткометражного кино 6 ноября зрители увидели несколько разных по тематике и режиссерским решениям лент. Например, в фильме «Человек идет» (Россия, 2021) режиссера Светланы Николаенко рассказана история победы музыки над страхом и гибелью – в чем-то эта короткометражка пересекается с еще одной картиной этого вечера – фильмом «Квартет» (Россия, 2022) режиссера Никиты Сташкевича. Если в первом случае речь идет о Великой Отечественной войне, то во втором – о наших днях…

Война каждому предъявляет свой счет и свое задание. В фильме «Квартет» нет крови, но война запечатлелась в глазах и душах детей – квартета юных скрипачей из города Донецка. Главная героиня фильма – учительница музыки Лариса, скрывая трагедию своей семьи, психическую болезнь дочери, продолжает заниматься тем, к чему призвана – дает уроки музыки детям. «Все проходящее, война тоже закончится, а музыка будет вечной», – говорит она ученикам. Картина эта документальная – от первого до последнего кадра. Режиссер использовал метод «прямого кино» – длительных наблюдений и съемок своих героев. Фильм создавался в Донецке, Москве, Ейске. Это – дипломный проект 23-летнего выпускника ВГИКА режиссера Никиты Сташкевича (мастерская режиссера Сергея Мирошниченко, который и познакомил Никиту с героями картины).

По словам Никиты Сташкевича, он не пытался говорить в фильме о политике, его кино о людях, которые оказались в сложной ситуации. «Для меня главная героиня Лариса – человек огромной силы воли – пример для подражания», – сказал режиссер перед показом картины.

Фильм «Квартет» представил также протоиерей Константин Сопельников, эксперт Духовного экспертного совета кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Батюшка и сам родом из Донецка, хотя много лет живет в Москве. Но на Донбассе у него остались родные и близкие, которые с 2014 года находятся в условиях войны, но не желают покидать родную землю. «И я знаю, как дети переносят эти ужасы войны, как они продолжают жить, показывая пример стойкости взрослым. Мне кажется, что доброе кино – это то, после просмотра которого хочется жить. После фильма Никиты Сташкевича – хочется жить».

 

Лица кинофестиваля. Поздравления с юбилеем и пожелания

 

Народный артист России Николай Бурляев:

Я радуюсь за своих коллег из «Лучезарного Ангела»: чем больше подобных кинофестивалей, тем лучше. Прежде родился «Золотой витязь», потом ко мне пришли организаторы будущего «Лучезарного Ангела», чтобы я поделился опытом и контактами. Так что я был у истоков кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

Слава Богу, мы смотрим в одну сторону. И это богоугодное дело, как говорил мой учитель Андрей Тарковский. Фильм как молитва – это был его принцип. Хотя Тарковский напрямую о Боге и не говорил, у него экран «дышит» этим самым главным измерением. И я утверждаю, что экран должен стремиться быть похожим на икону, помогать людям находить Горний мир.

Самое главное, чтобы создавались достойные фильмы, потому что их сейчас мало по простой причине – кино и культуру «двинули» в рынок. А культура и рынок – понятия несовместимые. Культура и кино поднимают дух нации, а рынок делает деньги. И пока российский кинематограф с трудом начинает понимать, что пришло другое время. И поэтому сегодня очень важен фильм, который я представляю «Господи! Чувствую приближение Твое».

Что необходимо сделать, чтобы доброе кино стало доступнее? Надо либо поменять мозги нашим чиновникам, либо их самих поменять. Потому что есть Указ Президента об утверждении Основ государственной культурной политики, где все сказано.

Необходимо, чтобы наш кинематограф стал, как и прежде, самым светоносным. Будем возвращаться к высоким образцам Тарковского, Бондарчука, Шукшина, этих апостолов кино, которые делали умное доброе кино, прекрасное по форме и по содержанию.

В любом фильме обязательно должен быть высокий смысл. Ключ к пониманию того же Тарковского в том, что искусство не только духовно, но и религиозно. О Боге, о вере мы никогда с ним не говорили. Но почему-то после фильма «Андрей Рублев» я стал говорить прессе, что Тарковский – человек верующий. А доказать этого я не мог, я ждал доказательства. И когда Тарковский ушел из жизни, я прочел его дневник. И там была такая молитва: «Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твое на затылке моем. И только тяжесть грехов и злобы низменной души моей не дают мне творить Твою волю. Верую, Господи. Хочу видеть мир и людей такими, какими Ты их создал. И ничего не прошу, Господи, помоги и прости.

 

Народный артист России Фёдор Добронравов:

Доброе кино или не доброе определяю интуицией. Прочитаешь сценарий – если сердце екнуло – значит, доброе кино. Но это для тебя это кино доброе, а на самом деле все люди разные – кого-то что-то другое за живое заденет.

Наш фильм «Жили-были» – для меня это – доброе кино, фильм про деревню. У меня родня из деревни – кони, картошка, колорадские жуки – всё это в моей жизни было. А потом я стал артистом, всё изменилось, а в связи с последними геополитическими обстоятельствами тема русской деревни как-то отошла на второй или непонятно какой план – вот и захотелось среди массы фильмов про стрелялки снять то, что трогает душу. Ведь Россия – это и есть глубинка.

Помню, как-то ставили спектакль по рассказу Шукшина, и я всё думал, что Василий Макарыч немного приукрашивает своих героев – чудаковатые такие, добрые-добрые. «Разве такие есть?» – сомневался я. А вот съездил на Алтай, познакомился с местными жителями и понял, что он ничего не приукрасил, не выдумал. Всё так и есть. Все там – такие. И слезы рядом, и радость рядом – прямо на поверхности. Что плохо, они сразу говорят: «Это плохо». Мы в мегаполисах иначе всё воспринимаем, реагируем – прячем свои чувства, улыбаемся, когда не до того…

А вот такие искренние герои, как в этом фильме, возвращают нас немного самим себе. Я вырос на таких фильмах, как «Весна на Заречной улице» (1956), «Девчата» (1961) – они все добрые, и эта картина в их ряду. Над ней и поработать – было счастье.

Наша страна настолько богата, прекрасна, велика, необъятна, да еще и Богом поцелована, – и надо самим себе напоминать об этом.

 

 

Протоиерей Александр Овчаренко:

Поздравляю организаторов, участников, зрителей фестиваля с его юбилейной датой. Это замечательная киноплощадка, где есть возможность встретиться, посмотреть доброе кино, обсудить его, пообщаться. Этот кинофестиваль вдохновляет на создание добрых фильмов, на труд и радость. Известно же, что вместо того, чтобы осуждать и как-то пытаться разогнать тьму, лучше зажечь свечу. Вот зажигать такой свет в своих сердцах посредством доброго кино все мы и призваны, а когда этот огонек затеплится, необходимо беречь его и нести дальше людям.

Для меня доброе кино – это не только те фильмы, которые напрямую говорят о Христе, в которых можно увидеть купола, кресты, свечи. Главное помочь человеку обрести самого себя, а через самого себя человек обретает Бога. Так что добрым будет то кино, где пытаются показать эту связь человека с глубиной его души. Люди удобопреклонны ко греху, но все-таки в каждом есть образ Божий. Всякий режиссер, сценарист, на мой взгляд, и должен стремиться показать человеку этот путь к самому себе.

 

Дневник подготовили: Анастасия Симонова, Ольга Орлова, Ольга Каменева, фото Вадима Преслицкого

поделиться :