Программа документальных фильмов сформирована по принципу «документальной кинолетописи»

Программа документальных фильмов сформирована по принципу «документальной кинолетописи»

В этом году на «Лучезарный Ангел» было подано беспрецедентное количество документальных фильмов – 158. Таким образом, документалистика оказалась на первом месте по количеству заявок (для сравнения: на фестиваль было подано 119 игровых коротких метров, 59 анимационных работ и 56 полнометражных фильмов).

В результате труда экспертов фестиваля по отбору документального кино – киноведа и кинокритика Андрея Шемякина и режиссёра-документалиста Елены Алфёровой, а также экспертов Духовного экспертного совета «Лучезарного Ангела», было выделено 19 фильмов в конкурсные и 12 – во внеконкурсные программы, ещё 6 фильмов будут представлены в рамках ретроспективных показов. В этом году впервые, кроме документального киноконкурса (13 картин), появился телевизионный (6 работ).

 

Прокомментировать ситуацию с формированием программы документальных фильмов согласилась Елена Алфёрова.

Елена, скажите, пожалуйста, были ли какие-то сложности при формировании конкурсной программы, и каковы Ваши общие впечатления от картин, поступивших на фестиваль в этом году?

– Программу этого года мы формировали не совсем традиционно, поскольку поступившие к нам на отбор фильмы, а их было около 160-ти, были на удивление разными по темам, уровню и качеству. Так что до последнего момента было совсем непросто выстроить определенную конкурсную программу, ещё и в рамках заданного количества часов.

На мой взгляд, в этом году, если ориентироваться не только по присланным к нам на фестиваль работам, а посмотреть на срез документального кино в России за 2018–2019-е годы, явно видна тенденция расслоения, размытия профессионального понятия документального кино как вида кинематографа. Что не хорошо, но и не плохо. Это просто факт.

Конечно, лично меня сильно озадачивает ситуация, в которой мы с каждым годом все больше вынуждены рассматривать откровенно непрофессиональные, любительские работы, хотя иногда и любопытные по темам, одновременно с – наоборот – очень сильными по качеству фильмами. При этом мы стараемся составить программу, которая будет интересна самым разным зрителям.

Таковы реалии сегодняшнего дня: кинематограф уже давно перестал быть искусством «избранных», а вышел в широкие слои общества. Сегодня даже дети снимают фильмы, участвуют в кинофестивалях и получают призы.

Елена, и в итоге, по какому принципу Вы с Андреем Михайловичем Шемякиным решили сформировать программу?

– В этом году конкурсная программа сформирована нами по принципу «документальной кинолетописи». Мы собрали абсолютно разные по тематике фильмы, но в каждом есть фиксация времени, наблюдение «здесь и сейчас» за героями, запечатление момента, события или состояния. Внеконкурсная программа составлена по тому же принципу, в этом кино – актуальные темы, необычные герои, неизвестная история нашей страны.

Мы всегда ориентируемся на самую широкую аудиторию. Как и в предыдущие годы, наши показы документального кино заинтересуют и профессионалов, и обычных зрителей.

Елена, спасибо Вам большое за такие ёмкие ответы!

– И Вам спасибо!

 

Списки фильмов, вошедших в программы конкурсных и внеконкурсных показов, появятся на сайте фестиваля позднее.

 

Материал подготовила Елена Чач

поделиться :