Эксперт-отборщик Конкурса сценариев Анна Пендраковская: «Конкурсанты были едины в своем стремлении исследовать трансформации души»

Эксперт-отборщик Конкурса сценариев Анна Пендраковская: «Конкурсанты были едины в своем стремлении исследовать трансформации души»

Статистика Конкурса сценариев «Доброе кино» такова: в 2021 году было подано 147 заявок, из них 65 работ ‒ дебютные. Сценарии поступили из 15 регионов России (от Крыма до ХМАО!), а также из Белоруссии, Узбекистана, Украины. По итогам работы эксперты отобрали 14 сценариев, из них 3 дебюта.

В ожидании определения победителя поговорим о работе эксперта-отборщика с киноведом, психологом, продюсером и преподавателем Анной Васильевной Пендраковской.

‒ Зачем конкурсанты этого года пишут свои сценарии, и есть ли потребность у современного зрителя в фильмах, которые можно снять по этим работам? Иными словами: насколько автор и потенциальный зритель пересекаются?

‒ Сразу два известных высказывания помогут нам ответить на эти вопросы. Одно из высказываний ироничное: «люди тем и отличаются от цветов, что не хотят следовать своей природе». Писательское творчество ‒ это всегда исследование природы человека и свойственного ему стремления выйти за пределы своего «я», чтобы понять себя, других, мир. Второе высказывание из притчи про символизирующих человека злого и доброго волков: «Какого из них ты кормишь?». Автор пишет, насыщая свою темную или светлую сторону, и сценарий как итог его трудов тоже становится духовной пищей, вопрос только в том, какой «волк» в каждом из нас становится после прочтения или просмотра сытым и сильным. Вот так и пересекаются автор и зритель.

‒ Большая ответственность.

‒ Огромная, особенно в том, что касается детского кино, которое помогает ребенку справляться с задачей взросления. Скажу больше, обращение к детям, сами дети ‒ это часть национальной безопасности страны, однако нередко авторы даже детского кино ставят только сиюминутные цели, с неизвестным откликом в будущем. Если вспомнить интересный документ из истории мирового кинематографа, когда стала очевидна сила воздействия на людей нового жанра, особенно при переходе к звуковому кино, ‒ это знаменитый кодекс Хейса 1930 года. В конце 1960-х он был отменен и часто подвергается критике за консерватизм и отдельные специфические (связанные с местом и эпохой своего создания) требования к картинам, однако главные его постулаты сейчас, спустя почти столетие, вновь актуальны как никогда: «Ни один кинофильм не должен снижать моральные устои аудитории. Ее симпатии никогда не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха». И даже сегодня, если оценить североамериканские безусловные киношедевры, очевидно, что лучшее кино, любимое зрителями кино в своих основных сюжетных точках следует устоям этого отмененного «ретроградного» кодекса.

А в нашей драматургии и кино естественные человеческие законы часто отрицаются, и зрителя заставляют сочувствовать антигероям. Желая исследовать человека со всех возможных сторон, наши авторы забывают конечную цель, для которой создается сценарий, и останавливаются на созерцании некой аномалии, даже девиации. Когда такие фильмы накапливаются, в обществе возникает культурная зона вседозволенности, и первыми на нее реагируют дети. Если их не приводят к какому-то жизнеутверждающему результату, а оставляют в этих сумерках, мы в итоге видим то, что видим. Даже чисто развлекательное «кино для разгрузки» можно делать по-разному: смеяться над недостатками (и учить этому зрителей) или в легкой форме показывать, как человек что-то преодолевает, не разрушая жизненное пространство вокруг.

Если оценить конкретно Конкурс сценариев этого года на фестивале «Лучезарный Ангел», я считаю, что мне повезло и я очень благодарна за то, что в массе своей сценарии продемонстрировали авторскую потребность изучать и показывать душу человека в ее разных трансформациях. Может быть, с точки зрения инструментария, драматургии эти исследования не всегда были удачны, но в самом главном авторы были едины. Это значительное отличие от Конкурса сценариев двухгодичной давности.

‒ А в целом, скажите, какие тенденции чувствуются в развитии сценарного ремесла ‒ чего становится в избытке, а что исчезает?

‒ У нас очень много событийного кино, в ущерб образному. Чувствуется, что есть влияние американских профессиональных учебных материалов, с важным пояснением, что в ходе транзита глубокая база этих материалов, очень респектабельная, насыщенная исследованиями мифологии, была утеряна. На нашу почву переносятся лишь лекала, это дает тиражность, ориентацию на быстрые коммерческие результаты. Также поощряется самодеятельность, когда считается, что обучаться сценарному ремеслу не обязательно, можно взять ручку и творить, в основном на одну и ту же тему: переживания автора, его личные комплексы, всё то, что далеко не каждого должно интересовать.

Но ведь даже на примере детской сказки «Колобок» можно рассказать о законах драматургии: на какой основе (из События или из Характера) строить историю и как создавать образы, понятные взрослым и детям. Образность ‒ это важнейшая вещь, с образов мы и считываем то, какого «волка» в нас кормит автор. И хотя в стране были и есть свои собственные сильные методические традиции, мы не до конца их осознали и потому теряем, заполняя пустоты наполовину воспринятым западным массивом.

‒ Что же делать? Можете дать несколько профессиональных советов?

‒ Я понимаю, что всех во ВГИК учиться не отправить, но есть общие принципы, на которые следует опираться. Во-первых, каждый раз, когда рука тянется к перу, думать ‒ для чего вы это пишете, что вы отправляете в мир, и как оно потом вернется назад? Во-вторых, учиться стоит не только по трендовым программам, необходимо изучать классические работы (Е.И. Габрилович, В.Я. Пропп), наконец, даже элементарная «насмотренность» нашим советским кино обязательно перейдет в качественное понимание принципов построения сюжета, характеров, а потом и в необходимые навыки.

‒ Конкурс сценариев на фестивале «Лучезарный Ангел» проводится среди сценариев игрового полнометражного кино. Стоит ли расширить Конкурс: допускать сценарии иных жанров или, может быть, проводить его чаще?

‒ Решать вопросы такого уровня я не могу, это вопрос к организаторам, но и в существующем виде, когда оцениваются только сценарии для полнометражных игровых фильмов, это великий конкурс! Читая каждую работу, я сама будто поднималась на какую-то ступеньку. Еще раз хочу отметить, что за 2 года изменение качества, уровня сценариев очевидно: сценарии пустые или пропагандирующие низменные чувства исчезают.

 

Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» пройдет в Москве в кинотеатре «Поклонка» с 23 по 30 ноября. Посещение кинопоказов и мероприятий бесплатное, по предварительной регистрации. Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, чтобы быть в курсе новостей и расписания мероприятий: Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук

 

Материал подготовила Евгения Костицына

поделиться :