«Не греши, иначе Бог тебя накажет». Почему родители заставляют ходить тебя в храм, а сами грешат? Зачем вообще религия, если Бог у каждого в душе? Зачем родители навязывают мне свою веру?
На эти и другие недетские вопросы о вере участники беседы попробуют найти взрослые ответы в открытом разговоре с популярным православным блогером, священником Николаем Бабкиным, клириком храма во имя святителя Николая Мирликийского в Отрадном.
‒ В рамках нашего фестиваля, 2 ноября, у Вас планируется беседа с подростками о кризисе веры, как вы видите план разговора?
‒ Я обычно заранее ничего не планирую, живая беседа интереснее – начинаю со знакомства и с вопросов аудитории. Расскажу о себе, потому что истории всегда лучше сухой лекции, да и это больше об авторе говорит и помогает в построении диалога, особенно если кто-то из слушателей меня плохо знает. Так определим острые темы.
Кого-то, может, заинтересует, почему я, будучи подростком, решил поступать в духовное училище, возможно, заинтересует тема отношений с девушками, потому что у верующих мальчишек и девчонок бывают с этим проблемы, так как до брака интим запрещен. Затронем тему знакомств по интернету, если конечно аудитории будет интересно.
В контексте моей жизни обсудим проблему кризиса веры – когда человек впервые приходит в церковь, по каким причинам он решается на это, что делать, если потом испытываешь разочарование?
‒ Если я вас правильно понял, то на Ваши беседы по схожим темам, в основном, приходят именно молодые люди. И приходят, вероятно, со своими сомнениями. Было бы интересно узнать, в чем, в основном, сомневаются, с чем, может быть, иногда остаются не согласны даже по итогам обсуждения?
‒ Традиционно бывают не согласны с политикой Церкви, – с тем, что в церквях присутствует эта финансовая составляющая, что свечи и записки за деньги – этот момент часто остается не до конца понятым.
И еще всегда остается сложной тема целомудрия, потому что непросто объяснить, зачем вообще беречь себя – общаться, а не вступать в интимную близость, и в их возрасте нормально этого не понимать.
Так основная сложность обычно в этих трех вещах: деньги, политика и интим. Классическое трио. Всегда обычно это цепляет.
‒ А должна ли церковь, на ваш взгляд, использовать более современный формат взаимодействия?
‒ Конечно, важнее суть, а формат может быть любым, лишь бы ты был услышан. Смысл формата проповеди – говорить с аудиторией об интересующих ее вещах на понятном ей языке.
Конкретно молодежи часто не хватает в школе внимания, про уважение я вообще молчу. Поэтому, если на приходе в неформальной обстановке священник просто их слушает и воспринимает их как взрослых, они очень положительно реагируют на это и с радостью готовы совместно что-то делать, видя в этом для себя пользу. И параллельно, зачастую, ответы на вопросы сами находятся.
‒ То есть, классический религиозно-терапевтический момент все равно сохраняется?
‒ Конечно, во время общения я не перестаю быть священником, даже если просто сидим и говорим о музыке, мы также касаемся и христианских тем – здесь не получается только лишь развлечения или проповеди, не бывает черного и белого.
Ты же не будешь обсуждать только песню, будешь обсуждать и ее смысл. А люди сами для себя будут замечать какие-то ценностные нюансы. То есть, здесь церковь еще и помогает формировать хороший вкус.
‒ Вы говорите, что нет черного и белого, но все равно сохраняется разница: если смотреть глобально, то, на ваш взгляд, какие отличия есть в разговоре в рамках церкви и в разговоре в условиях семинара, в зале или в социальных сетях, это же что-то разное?
‒ Я не знаю, почему разное. Встреча в церкви не предполагает, что ты сидишь под иконами. Это отдельное помещение за столом с чаем, оно неформальное, поэтому, я думаю, это вопрос личности священника, насколько он умеет выключать проповедника и включать человека.
Врач же не обязательно должен всегда доктора включать, не всегда и священник должен находиться в режиме духовника.
‒ Живые эмоции могут сохраняться и в церкви, и в зале, но когда речь идет о соцсетях, насколько вы ориентируетесь на лайки и репосты при выборе тем?
‒ Смотря, о чем говоришь. Лайки, репосты – это алгоритмы для продвижения. Хайп говорит только о вовлеченности.
Можно вызывать людей на дискуссии, брать острые интересные темы, раскрывать их в Христианском контексте. Как и перед большой аудиторией в зале, ты должен поддерживать интерес.
‒ А, на ваш взгляд, можно ли задевать что-то острое и провокационное, и при этом оставаться искренним со своей аудиторией?
‒ У любого человека есть какие-то внутренние крючки, которые ты можешь задевать. Я принципиально не пишу о политике, хотя тема крайне хайповая.
Но пишу про не менее популярные темы, касающиеся семьи. Например, разводы, измены. А как про них не говорить, если ведешь блог о семье и вере? Но ты же берешь их, не чтобы хайпануть. Человек со здоровой самооценкой пишет о том, что ему интересно, и вокруг него образуются единомышленники.
‒ У вас есть много видео, подкастов. Если мы представим, что вам нужно познакомить человека с вашим контентом, с чего бы посоветовали начать?
‒ Контент у меня, правда, разный, если мы говорим о молодежи, то можно посмотреть Тикток, если брать людей постарше, то небольшие ролики в ВК, в дзене и на ютубе. Там я стараюсь давать простые по форме, но не по содержанию ответы на разные вопросы.
Если человек видеоконтент не воспринимает, тогда Телеграм и ВК. Мне кажется, что у меня есть контент на любой запрос.
А если говорить о чем-то универсальном, то – Телеграм, там нет длинных роликов, только тексты, фото, моя семья, моя жизнь.
Ждем вас со 2 по 7 ноября в кинотеатре «Октябрь».
Посещение фестиваля бесплатное, по предварительной регистрации.