Четвёртый день фестиваля начался с мастер-класса для детей «Мультфильм из чего угодно», который провёл режиссёр-мультипликатор Сергей Меринов. Он показал свои работы и рассказал о каждой что-то интересное, забавное и познавательное.
Например, как снять покадрово чудесное пластилиновое превращение. Или как обычных людей превратить в мультипликационных персонажей. Сколько нужно пластилина для съемки мультфильма и какой удобнее для анимации. Как любой ребенок сможет дома снять свой первый мультик из чего угодно с помощью обычного телефона.
Также Сергей с удовольствием раскрыл разные секреты создания мультфильмов, ответил на все вопросы зрителей и даже задал их сам, проведя небольшую интерактивную викторину по анимации. А в награду ее победители получили на память 5 каталогов кинофестиваля с автографом Сергея Меринова!
В фойе киноцентра «Октябрь» сегодня прошел мастер-класс детского художественного творчества, приуроченный к Году народного искусства в России. Темой стала Мезенская роспись – русский народный промысел, который появился в конце XIX века. Свое название он получил от Мезенского уезда Архангельской губернии, где и возник. Его самая узнаваемая особенность – фрезы в орнаментах со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, выполненные чёрной и красной красками на белом фоне.
В мероприятии приняли участие и дети, и взрослые. С помощью трафаретов они научились воспроизводить народный рисунок на бумаге. А позже расписали фигурные деревянные заготовки.
В рамках дискуссионной площадки «Школа для родителей: Мы и наши Дети» прошёл показ фильма «Родители строгого режима» (Никита Владимиров, 2022). Обсуждение возглавили протоиерей Константин Сопельников и протоиерей Александр Тылькевич.
Даже самый трудный ребёнок, он всё равно самый любимый, за него переживаешь больше всего.
Протоиерей Константин Сопельников
Показы и обсуждение фильмов Дискуссионной площадки «Школа для родителей: Мы и наши Дети» продолжил иерей Игорь Спартесный, который вместе со зрителям посмотрел и обсудил фильмы «Сирван» (Кобра Носрати, 2022) и «Отцы» (Марк Ларионов, 2021).
В рамках конкурсной программы короткометражного кино прошли показы фильмов «Фиксаж» (Олег Лазарев, 2021), «Продавец грёз» (Илья Бородин, 2021), «Раю, мой раю» (Анастасия Бородина, 2022).
Протоиерей Фёдор Бородин представил авторов фильмов, которые рассказали о создании своих произведений и ответили на вопросы зрителей.
Пока ребёнок растёт, тебе кажется, что ты его полностью понимаешь. Но вот он вырастает другим: не таким, как ты предполагал, он оказывается сложнее, глубже и интереснее, чем ты можешь предположить. Он становится твоим другом, тебе с ним не просто хорошо, тебе с ним интересно, потому что он богат внутренне, он живёт этими великими смыслами, которыми живёт всё наше искусство.
Протоиерей Фёдор Бородин
Протоиерей Александр Тылькевич и режиссер Александр Куприн представили премьеру документального сериала «Витим-Навигатор». Это реальная история гуманитарной экспедиции через труднодоступные северные районы Забайкалья по реке Витим и ее притокам. Волонтеры, священники, казаки, кадеты, врачи везут продукты, медикаменты, книги и фильмы, проводят встречи и кинопоказы в сельских клубах. Руководитель экспедиции – священник Александр Тылькевич, офицер запаса, отец 12 детей, 10 из которых – приемные, окормляет 22 храма. За 10 лет многодетным семьям и одиноким старикам доставлено более 20 тонн гуманитарного груза.
Когда приезжает наш медик: к нему выстраивается огромная очередь, даже здоровые. Спрашиваешь, зачем тут стоите? Говорят: «На всякий случай!»
Режиссёр Александр Куприн
Режиссёр Сергей Дебижев представил документальный фильм «Святой архипелаг», участвующий в конкурсной программе. Он рассказал о том, что хотел донести до зрителя своим произведением:
Превратить холодный, чудовищный, бесчеловечный, алчный мир в прекрасный, тёплый и радостный можно по щелчку пальцев: нужно просто остановиться в своем походе к геенне огненной и выйти на «широкую магистральную дорогу», по которой некогда Святая Русь двигалась. Вспомнить об этой дороге, понять, каковы дальнейшие цели у страны, и перестать относиться к людям как к населению. Попытаться население превратить в народ. Как мне кажется, это главная задача на сегодняшний день.
Яркой премьерой стал документальный фильм «ЭОН-12. Свобода деньгами не дышит», на показе которого присутствовали посол Народной Республики Бангладеш господин Камрул Ахсан, военный атташе господин Хайдер Абдуллах и участники экспедиции.
Это фильм о неизвестной странице в истории советских интернационалистов: об участниках 12-ой экспедиции особого назначения. Молодой Республике Бангладеш, которая родилась из конфликта между Пакистаном и Индией, была оказана помощь. По причине антисанитарии было большое количество жертв, число которых лишь увеличивалось. Советский Союз пришёл на помощь во время боевых действий, потому что назревала гуманитарная катастрофа. Было нарушено судоходство, а наши моряки разминировали Бенгальский залив, поднимали затонувшие суда. Экспедиция продлилась 2,5 года. Это кино про уникальных людей, родившихся в советское время, которые помогли появиться народу Бангладеш.
Режиссер Евгений Барханов
Специальный показ документального фильма «Россия ‒ феникс?» вызвал активное обсуждение среди зрителей. Картина рассказывает о трагических порогах истории нашей Родины, сравнивая ее с птицей, которая всякий раз возрождается из пепла. Герои фильма открыто говорят о том, что в современном мире мы как никогда близки к полной потере контроля над судьбой своей страны. Это кино заставляет задуматься, есть ли надежда на новое возрождение?
9 мая 1986 года, когда вас, скорее всего, ещё на свете не было, я бегал по крыше четвертого реактора Чернобыльской атомной электростанции. Как вы думаете, зачем я там оказался? Что мной двигало? Я знал одно, у меня за спиной ещё не родившиеся вы, моя мама, которая не всплакнула, когда отправляла туда. И все понимали, что, если не мы, то никто. Вот сегодня такая же ситуация. Если не вы, то никто страну не спасёт. И этот фильм об этом.
Участник беседы (из зала)