Более ста школьников пятых–девятых классов приняли участие в первом отборочном туре конкурса на право войти в состав Детского жюри кинофестиваля «Лучезарный Ангел».
О работе Детского жюри рассказывает его руководитель Елена Алферова, режиссер документального кино и телевидения, член Гильдии неигрового кино и ТВ, основатель и руководитель Детской Кинолаборатории «ART FLAME».
Проект Детского жюри является, с одной стороны, частью большой просветительской программы кинофестиваля «Лучезарный Ангел», а с другой стороны, способствует привлечению к сотрудничеству ребят, заинтересованных или увлекающихся кинематографом. Не только тех, кто уже может грамотно оценить работы конкурсной программы, но и тех, кто этому только хочет научиться. В процессе работы по формированию Детского жюри мы заметили, что у ребят, помимо получения знаний и расширения кругозора в области киноискусства, появляются новые важные навыки: они начинают интересно и взвешенно рассказывать о фильмах одноклассникам, друзьям, родителям, знакомым. В том числе о картинах, которые увидели на кинофестивале.
Формирование Детского жюри мы проводим в два этапа, это два отборочных тура с познавательными мастер-классами, просмотром и обсуждением фильмов, а также написанием кинорецензий. Отборочные туры проходят при участии и поддержке Московского городского методического центра, который реализует программу «Московское кино в школе». Проект работает уже шестой год, сейчас в нем принимают участие около 400 школ Москвы.
На отборочные туры Детского жюри мы приглашаем ребят из 5–9 классов. На мастер-классах я рассказываю об основах кинематографа, о том, как смотреть кино, на что обращать внимание, что такое профессия кинокритика и как научиться грамотно составить свою кинорецензию. Мы просматриваем анимационный фильм из конкурсной программы «Лучезарного Ангела» прошлых лет. В завершение ребятам раздаем специальные бланки, на которых они оценивают фильм по нескольким параметрам: режиссёрское решение, художественное, аудиовизуальный ряд, цветовая гамма и пр. Тут же они делятся своими мыслями, впечатлениями: что дал мне этот фильм как зрителю, какой у него посыл, какой смысл заложил режиссер. Обязательно просим придумать яркий заголовок к своей рецензии.
Было очень приятно, что на первый отборочный тур пришли более ста школьников от 11 до 15 лет. Мы смотрели и оценивали анимационный фильм «Курочка-умничка» (Россия, 2020) режиссера Дарьи Сидловской, ребятам было дано задание написать свои кинорецензии. Авторы лучших работ будут приглашены на второй тур, который состоится 25–26 октября.
В ходе второго тура пройдет познавательный мастер-класс об истории анимации и ее жанрах, будет показан анимационный фильм «Мой знакомый медведь» (Россия, 2018) режиссера Екатерины Соколовой. Ребятам будет предложено оценить фильм уже по более сложной шкале, также написать свою кинорецензию.
Победители второго тура – около десяти человек – войдут в состав Детского жюри юбилейного XX кинофестиваля «Лучезарный Ангел».
Для тех, кто, возможно, не попадёт в Детское жюри, а также для всех ребят, которые заинтересуется деятельностью в области кинематографа, в рамках кинофестиваля – 5 ноября в 14:30 в зале № 9 кинотеатра «Октябрь» – состоится Киноинтенсив «Учимся смотреть кино. Лаборатория юного зрителя». Вместе с ребятами мы будем смотреть, анализировать и обсуждать уже не анимационные фильмы, а игровое короткометражное и документальное кино из конкурсной программы фестиваля.
Ну а сформированное Детское жюри будет оценивать конкурсные анимационные фильмы на самом кинофестивале, выберет лучший мультфильм, который получит статуэтку «Лучезарного Ангела». Интересно, что в прошлом году решение Детского жюри практически полностью совпало с вердиктом профессионального. Главный приз дети присудили мультфильму «Синий лев» Зои Трофимовой (Россия – Франция, 2021), и он же получил «Лучезарного Ангела» от профессионального жюри. И наша «внутренняя» тройка лидеров фактически совпала (с небольшими расхождениями) с теми мультфильмами, которые стали лауреатами, заняли второе и третье места.
Помимо того, что я руковожу работой Детского жюри, мы с кинокритиком, киноведом, преподавателем Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова Андреем Михайловичем Шемякиным являемся экспертами-отборщиками документального кино – уже много лет смотрим, отбираем поступившие на кинофестиваль работы. Мы изучаем большое количество документальных фильмов, их число с каждым годом растет, увеличивается хронометраж фильмов. Ежегодно смотрим около 350–400 российских и зарубежных работ, чтобы выбрать то, что можно предложить на рассмотрение экспертам кинофестиваля – это огромный объём, и всегда думаешь – чем ты занимаешься, на что тратишь время? Но потом, когда программа собирается, формируется ее финальный вариант, мы понимаем, что все было не зря: не стыдно пригласить на кинофестиваль друзей, профессионалов, обычных зрителей, потому что каждый на этом празднике кино что-то для себя обязательно да найдет: интересную тему, событие, героев, впечатления. Еще, мне кажется, эксклюзив нашего кинофестиваля – это то, что на показы фильмов можно приходить всей семьей. Любой зритель от мала до велика получит для себя что-то познавательное, полезное, доброе, важное для души, запоминающееся. А яркие впечатления – всегда событие, особенно когда проживаешь их с семьей.
И зрители, и кинематографисты за годы, пока работаю на кинофестивале (с 2009 года – это уже мой 14-й кинофестиваль!), конечно, изменились, собственно, как и общество в целом. Зрители стали более «насмотренными» и избирательными, а среди коллег-кинематографистов появилось много молодых интересных авторов. Также весьма вырос технический уровень фильмов и жанровое разнообразие.
Поначалу было крайне сложно найти документальный фильм высокого художественного уровня на тему, которая отвечала бы регламенту кинофестиваля. Буквально по крупицам мы собирали такие работы в программу. И вот с годами у нас сложилось своего рода сообщество «Лучезарного Ангела». Теперь зачастую не мы, а режиссёры или продюсеры сами пишут и звонят: «Мы доделываем новый фильм, посмотрите, сможем ли попасть на ваш фестиваль?».
Что касается юных зрителей, то хочу сказать, что сейчас существует большой запрос на разного рода киноинтенсивы, курсы, киношколы. Многие дети, имея телефоны, гаджеты, начинают снимать.
Многие, так скажем, заигрывают с «медийностью», сами придумывают сюжеты, снимают как операторы, сами монтируют, имеют свои страницы в соцсетях и ютуб-каналы. Но зачастую юным творцам не хватает глубины, которую на своих занятиях в киношколе или на мастер-классах я всегда стараюсь показать. Профессионально помогаю – объясняю им, что должна быть осмысленность, сюжет, художественные образы, что ты должен в свой фильм вложить труд, душу, а не просто – снял и выложил в интернет. Более семи лет уже провожу такого рода культурно-просветительскую работу среди подростков. Помимо основ киноискусства в нескучной и доступной для них форме знакомлю ребят и с музыкой, и с изобразительным искусством, и с литературой, и с театром. Всячески стараюсь их из этой тесной медийной коробочки достать. Надеюсь, что-то получается. По крайней мере, многие мои ученики уже являются студентами профессиональных творческих учебных заведений. То есть выбрали профессию в кинематографе или на телевидении.
Поздравляя всех участников и команду кинофестиваля с юбилеем, хочется пожелать всем нам не останавливаться и двигаться вперед, продолжать начатое дело! Потому что важно, что есть такой фестиваль, который проходит каждый год в одно и то же время, и многие его ждут, знают, любят. У нас есть свой зритель, есть замечательное сообщество кинопрофессионалов – друзей кинофестиваля, есть невероятная, высокопрофессиональная и слаженная команда, уникальный Духовный экспертный совет, и хочется, чтобы нас становилось еще больше и круг кинофестиваля расширялся. Чтобы и взрослые, и дети, приходя на «Лучезарный Ангел», не просто смотрели хорошее, доброе кино, но и получали знания, какие-то полезные навыки, которые могут им потом пригодиться в жизни, обогащались духовно. Чтобы мир вокруг нас становился добрее, светлее и лучезарнее!
Елена Алферова