Протоиерей Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове, некогда успешный актёр, входит в Духовный экспертный совет кинофестиваля «Лучезарных Ангел» практически с самого его основания. Мы беседуем с отцом Константином о добром кино, цензуре и воспитательной миссии современного кинематографа.
Нравственная цензура
– Отец Константин, что удалось сделать за минувшие 20 лет кинофестивалю «Лучезарный Ангел»? И в чем его отличительная особенность?
– Со времён Советского Союза социальное кино утратило свою силу, пропало с экранов. На смену ему пришли фильмы о гангстерах с множеством убийств, ирреальная фантастика. И на этом фоне начал работать такой кинофестиваль, как «Лучезарный Ангел», где отборщиками и Духовным экспертным советом выявлялись фильмы, которые рассказывают о людях, повествуют об их жизни, проблемах, чаяниях, желаниях.
Наш фестиваль отличается от других тем, что мы следим за духовным содержанием фильмов. У нас даже в положении о фестивальной программе прописано, что в картинах не должно быть пропаганды алкоголя, наркотиков, нецензурной брани и т.д. Это традиция отечественного кинематографа. Помните фильм «Республика ШКИД» (Россия, 1966, реж. Геннадий Полока), где самым негативным эпизодом был тот, когда дети назвали учительницу «американской вонючкой»? Хотя это были беспризорники, которые знали плохие слова. Но как-то всё было показано в фильме, что и правдой художники не поступились, и вульгарным ничем не заполнили экран.
Мы отбираем те картины, которые учат добру, стараемся, чтобы на экране были высокие нравственные примеры. Неважно, на религиозную тему или просто в фильм заложено зерно нравственности. За эти годы мы, кстати, много отсмотрели фильмов на религиозную тематику, но часто это была антиреклама Церкви. Снято так, что лучше бы некоторые авторы не трогали эту тему.
– Вы как-то сказали, что цензура должна быть не идеологическая, а нравственная.
– Можно сказать, что нужна нравственная цензура, основанная на Священном Писании. Для нас Священное Писание – эталон, слово Божие, которое содержит в том числе опыт многих поколений. Любое зачало Евангелия можно применить к конкретным ситуациям, оно касается нашего дня – и взрослых, и детей.
Мы как-то с детишками разбирали Евангелие о том, что Господь всех призвал в Свой виноградник. Я говорю: «Он и вас тоже призвал в Свой виноградник, но каждый выполняет особое поручение. Как вы думаете, что сейчас для вас самое главное, чтобы научиться работать в этом винограднике?» И они ответили – послушание.
Я уже много лет состою в жюри большого метра кинофестиваля. Здесь я близко общаюсь с профессионалами, и это дорогого стоит. Человек на протяжении всей своей жизни учится. С огромной благодарностью вспоминаю, например, о Владимире Меньшове, который говорил кратко, ёмко, всегда в тему.
С другой стороны, и актёры, и режиссёры получают пользу от общения со священнослужителями. Они в этом сами признавались.
Фильмы о жизни как она есть
– Отец Константин, какие наиболее яркие фильмы, представленные на кинофестивале за все эти годы, вы бы отметили?
– Помню документальный фильм «Между небом и землёй» (Россия, 2006, реж. Елена Дворецкая) о слепой монахине, которая жила одна в селении. Даже в советские годы к ней приезжал священник, совершал там богослужения. Но батюшки в этом селе продержаться долго не могли: как говорила эта матушка, «батюшкам тяжело». Фильм удивительный! Вот мы спрашиваем – есть ли среди нас святые? Да, безусловно! Конечно, они сами этого не знают: о них свидетельствуют их вера и образ жизни.
Можно назвать ряд фильмов Александра Галибина, например, его картину «Сестрёнка» (Россия, 2019). Из зарубежных мне очень понравился фильм «Наш отец» (Италия, 2020, реж. Клаудио Ноче), который рассказывает о семье, о её проблемах, говорит о самом трудном подростковом возрасте, о воспитании детей. Это фильмы о жизни как она есть.
– Многие родители жалуются, что сегодня нет подросткового кино. Можно вспомнить какие-то удачные показы кинофестиваля для подростков?
– Мне нравятся фильмы Александра Кулямина «Мы с дедушкой» (Россия, 2014), «Новенький» (Россия, 2021), «Колокол надежды» (Россия, 2022). На мой взгляд, картины должны быть, прежде всего, для семейного просмотра, чтобы было интересно всем. При совместных просмотрах, обсуждении можно воспитывать детей, для этого надо использовать любую возможность.
Если вы с детства не приучите ребят смотреть доброе кино, они станут сидеть в интернете. Если не дадите хорошую литературу, не воспитаете на классике, они найдут ту литературу-макулатуру, о которой говорил Василий Белов. Он пояснял: «Раньше была диктатура, но была литература. А сейчас? А сейчас демократия, но макулатура».
Святые отцы вообще говорили, что демократия – это преддверие ада. В Церкви совершенно другой строй, у нас прежде всего послушание. Являясь духовником Православного центра во имя преподобного Серафима Саровского, я сегодня проводил молебен и напомнил детям, что прежде всего они должны научиться послушанию.
– А можно вспомнить фильмы о послушании?
– «Приключения маленького Бахи» (Россия, 2022) того же Александра Галибина, уже упомянутый его фильм «Сестрёнка» – разве не о послушании? О послушании.
Ни на одном другом кинофестивале практически не затрагивается тема маленького человека, ребенка. А у детей свой огромный мир, свои проблемы. Они вроде бы и незаметны, не так глобальны, как у взрослых. Но это только с точки зрения занятых собою взрослых людей, а ребёнку это важно, – и тут необходимо деятельное заботливое внимание.
– Какими формами, кроме, собственно, кинопоказов, кинофестиваль мог бы продолжить разговор с молодёжью?
– У нас очень хорошо работает Киноинтенсив – клуб, действующий во время кинофестиваля, когда после просмотров фильмы обсуждаются с детьми. Причём беседы ведут специалисты – режиссёры, кинокритики, и они учат детей смотреть кино. Живое общение всегда даёт очень много.
По своей светской специальности я работал в Московском областном театре юного зрителя (сейчас он уже не областной). У нас перед каждым спектаклем выступал режиссёр постановки или кто-то из педагогов, которые беседовали с юными зрителями. И к этому надо возвращаться, в том числе на показах фестивальных фильмов. Такие беседы настраивают зрителя на нужный лад. Когда создатели картины рассказывают о мотивах – почему они взялись за эту работу, обращают внимание на какие-то жизненные перипетии, знакомые каждому – появляется личное измерение, при таком подходе детям легче соотнести свою жизнь с увиденным на экране.
Они сражались за Родину
– Подростки сейчас, как правило, не воспринимают тот спокойный небыстрый темп повествования, который был в советском кино. Видимо, должна быть какая-то новая форма, подача материала для детского, подросткового кино?
– Мне трудно сказать, что это должна быть за новая форма, но талантливый фильм, думаю, никого не оставит равнодушным. Я начал с того, что наша задача – представить зрителю социальное кино. Кто-то говорит – люди сейчас не нуждаются в этом. Я не согласен. Как священник знаю, какие у людей беды, проблемы, вопросы. А хороший фильм всегда даёт нужный настрой, от чего-то предостерегает. Поэтому мы и продвигаем именно жизненное – социальное кино. А в этом понятии заключено всё – и патриотизм, и духовность, и мудрость поколений. Это всё выявить и донести до зрителя и пытается наш Духовный экспертный совет.
– Доброму кино – добрая цензура?
– Да, добрая, но иногда и строгая, потому что и в строгости тоже проявляется любовь. Как я уже сказал, социальное кино – это семейное кино. Семью необходимо укреплять. В Церкви это происходит таинственным благодатным образом. Церковь, семья, школа неразделимы, – и только совместными усилиями мы можем чего-то добиться.
Подростковый возраст – это такой период Маугли, как я его называю, когда мальчишки и девчонки зачастую выбиваются из заданных социальных координат. Но потом они всё равно возвращаются – и в Церковь, если они с детства были в храме, и против семьи перестают бунтовать.
Вот началась СВО, и выпускники нашей гимназии пошли на фронт, некоторые из ребят сейчас там сражаются. И они благодарны за то воспитание, которое им дали в семье, в Церкви. Они сражаются за веру, за Отечество – это для них не абстрактные понятия. И смерть для них – не мрак небытия. У нас двое выпускников посмертно награждены орденами Мужества, стали героями.
Сегодня многие говорят, что сейчас молодёжь другая, – но это не она другая, это мы не воспитываем детей, не объясняем им, не показываем хорошие красивые примеры.
Каким должно быть кино о войне?
– Батюшка, вы упомянули ребят-героев, скажите, пожалуйста, а какими должны быть фильмы о войне?
– В прошлом году был снят фильм про Донбасс «Квартет» (Россия, 2022, реж. Никита Сташкевич). По сюжету учительница Лариса, скрывая трагедию собственной семьи, продолжает заниматься с детьми музыкой. Она хочет, чтобы классические мелодии помогли им справиться с охватившем их ужасом. Я не помню в этой картине ни одного выстрела.
– Но они там все же есть…
– Но все внимание сфокусировано на человечности, а не на этой разрушительной стихии войны. И я считаю, что это заслуга режиссёра.
В ГИТИС я поступил в 1979 году. Это было время, когда, что ни театр – то имя, что ни имя – то театр. Какие были спектакли! Мы доставали билетики в кино, потому что это были картины талантливых мастеров. И сейчас тоже есть таланты, но так устроена киноиндустрия, что требует отвечать на спрос, идти на поводу у масс.
А художник сам должен вдохновлять общество, а не зависеть от платёжеспособного интереса. Я вас уверяю, если мы устроим семейный просмотр и покажем фильм «Квартет», люди не останутся равнодушными. Всё зависит от того, как снят фильм.
Помните «А зори здесь тихие» (Россия, 1972, реж. Станислав Ростоцкий)? А «Белорусский вокзал» (Россия, 1971, реж. Андрей Смирнов)?
– Да, замечательные фильмы, классика советского кинематографа. Там не было натуралистичности, кровавых сцен…
– Это зависит от режиссёра. Кстати, в этом году на кинофестиваль поступил фильм «Нюрнберг» (Россия, 2023, реж. Николай Лебедев), мне он понравился. Хотя я помню и старую картину 1961 года. Та, может быть, по режиссёрскому профессионализму и выше, но в этом фильме есть то, что нравится современному зрителю – как раз-таки динамика, взрывы, выстрелы и т.д.
Но вместе с тем фильм имеет смысл, и все эти спецэффекты уходят на задний план, хотя в чём-то даже иногда мешают, потому что прежде всего хочется понять, а что же происходит? А почему всё так? Что привело этих людей к тому, чтобы идти и убивать других? И не просто убивать, а зверски расправляться.
Понятно, многое зависит от воспитания. И, кстати, воспитания режиссёров, сценаристов, актёров тоже…
Я помню, на каких спектаклях воспитывались мы. Я как-то играл главную роль Бори Огородова в спектакле «Незнакомка» известного тогда режиссёра Вячеслава Кокорина. Он поставил современный спектакль, у нас там даже причёски были «по последней моде». Мы учились танцевать брейк-данс и пр. Но мы как раз смогли показать наносной характер всех этих «трендов» – не в них суть. Дети уходили после просмотра задумавшись, а стоит ли вообще всё это того, чтобы так уж за этим гнаться? «Шторы у нас новые и люстра красивая, – как говорила героиня спектакля, – а счастья нету».
Не надо сейчас пенять на детей, что молодёжь, мол, у нас не та. Это мы им покупаем гаджеты. Мы их приучили ко всей этой безвкусице. Я сегодня, кстати, на молебне детям говорил – если книга развивает ребёнка, то интернет ведёт к его деградации.
Кино и цирк современного общества
– Но мы живём в том мире, который есть.
– Всё зависит от нас же самих, от наших школьных программ. Я прекрасно отношусь к западной классике, но почему так сокращена школьная программа по русской литературе? В ней осталось буквально несколько имен! Конечно, дети будут другие. Наш фестиваль «Лучезарный Ангел» – это большая заслуга тех, кто вспомнил о воспитании подрастающего поколения. Он был создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, потом его поддержал Святейший Патриарх Кирилл, и его Святейшество очень внимательно следит за развитием кинофестиваля.
Этот фестиваль необходим, и он набирает силу. И то, что в нём есть Духовный экспертный совет – это огромный плюс. Сейчас в обществе принято хвалиться тем, что мы, мол, ушли от цензуры. А к цензуре надо возвращаться. Мне небезразлично, что мой ребёнок смотрит, с кем он и как посредством кино общается. Как только мне становится безразлично, – всё, я не люблю этого ребёнка.
Как однажды сказал в моем присутствии архимандрит Иоанн (Крестьянкин): детей надо любить. И он так это сказал, что до всех смысл, наконец, дошёл.
Мы носимся: то им надо, это… – да любовь им нужна! Почему-то в Большом театре даже при дороговизне билетов на классику – аншлаги, и сколько там детей с родителями! А сколько детворы в Большом зале Московской консерватории! Родители приводят своих детей, чтобы те послушали замечательную музыку. Всё зависит от нас. А если мы даём им попкорн и отправляем на разные сомнительные аниме и боевики, – какое их ожидает будущее? Вот это страшно.
Любящий отец, как это сказано в Евангелии, не даст своему ребёнку вместо хлеба камень, вместо рыбы змею и вместо яйца скорпиона (Лк. 11:11). Наша боль – у нас потеряны целые поколения. Они и потеряны, потому что старшие слишком расслабились, увлеклись заработком и т.д. И дети пришли в мир вседозволенности – что хочу, то и делаю. А так не может быть.
– Вы согласны с тем, что кинематограф сегодня является самым главным воспитателем у детей?
– Да. Так ещё и вождь пролетариата говорил, что важнейшим искусством является кино.
– Оригинальная цитата – кино и цирк. Видимо, цирк – это сейчас интернет.
Профессионализм на защите добра
– Отец Константин, а что можно пожелать участникам юбилейного 20-го фестиваля и его организаторам?
– Фестиваль развивается в правильном направлении. Моё пожелание, чтобы и дальше было так. И пусть будет побольше талантливых участников. Сколько же у нас талантов! Последний просмотренный мною фильм Николая Бурляева «Боже! Чувствую приближение Твое!» (Россия, 2022) меня просто потряс. Так молился Андрей Тарковский. С какой любовью этот фильм снят!
Хотелось бы, чтобы было больше таких картин. Конечно, объять необъятное невозможно, и нам Господь всегда посылает столько, сколько мы можем вместить, а больше – это уже от лукавого.
Но на хороших фильмах можно и нужно учиться. А плохим не давать ходу. Другое дело, что зло всегда навязчиво, его выгнали в двери, а оно в окно влезает…
На канале «Культура» в прайм-тайм (а не ночью, когда дети спят) почему бы не показать хороший фильм, который соберёт у экрана всю семью? Можно ведь на этом канале открыть рубрику доброго кино. Показать, например, замечательный фильм «Доктор Лиза» (Россия, 2020, реж. Оксана Карас). Когда у людей спрашиваешь: «А вы видели?» – они задают встречный вопрос: «А где его можно посмотреть?». Нам есть что показать. Но почему мы не показываем?
Так что фестивалю пожелание, как поётся в современной песне – оставайся собой. Будем оставаться собою. Не надо смотреть по сторонам. Что где-то там есть Каннский фестиваль, Московский, у них другие задачи.
– А какие перед фестивалем стоят задачи?
– Первое, на что обращаешь внимание, – это профессионализм. Его и надо обратить на защиту, продвижение добра.
– А что можно пожелать родителям?
– Чтобы они любили детей своих. А любящий никогда не даст своему ребёнку вместо хлеба камень. Любить, быть внимательными. А то нам обычно нет дела, мы устаём, хотим отдохнуть, расслабиться. А каждый ребёнок, начиная с самого маленького возраста, нуждается во внимании. Иначе у него и при создании своей собственной семьи потом возникнут сложности. Сейчас поветрие такое, человеку 40 лет, спрашиваешь его: «А почему не женишься?» – «Не знаю, достойной ещё не нашёл». Такой великовозрастный инфантилизм. Наше поколение как-то по-другому было воспитано.
Передача «В гостях у батюшки»
– Отец Константин, у вас есть любимый фильм? Из детства?
– Самый любимый фильм – это хороший фильм, и у меня их очень много. А из детства, пожалуй, – «Операция Ы и другие приключения Шурика».
Как-то мы по-доброму смеялись над тем, что там происходило. Молодёжь засматривалась на пару Шурик – Нина, даже песни какие-то про них сочиняли. Шурик сказал любимой нужные слова. И сердец это как-то касалось.
Хороших фильмов много. «Братья Карамазовы» (Россия, 1968) в режиссуре И.А. Пырьева мне очень нравился. И я хорошо, кстати, знаю актрису, которая играла в этом фильме Катерину Верховцеву, – это актриса МХАТа, народная артистка России Светлана Ивановна Коркошко. У меня была главная роль в спектакле «Свидетель обвинения», и она там играла мою жену.
– Батюшка, а почему актёров не благословляют быть священниками?
– Меня благословил Святейший Патриарх Алексий II стать священником.
– Вы же оставили профессию?
– Оставил, только в работе кинофестиваля «Лучезарный Ангел» продолжаю так или иначе трудиться в этой сфере. Сейчас я бы и сам не вышел на сцену. Самое большое, что я бы сделал, так это передачу вроде «Спокойной ночи, малыши!» или «В гостях у сказки» – только «В гостях у батюшки». Рассказывал бы детям сказки.
– Отец Константин, а что такое доброе кино?
– Доброе кино помогает человеку жить, дает верные ориентиры. Разное бывает настроение, а посмотришь хороший фильм, и можно жить дальше. Как-то, вспоминаю, у меня прямо валилось все из рук, и я посмотрел «Любовь и голуби» (Россия, 1984, реж. Владимир Меньшов). Я и смеялся, и плакал, пока его смотрел, но после фильма у меня возникло какое-то светлое чувство и сильное желание жить.
Вот это главное, чтобы человеку после просмотра кино хотелось жить, чтобы энергия, полученная в кинозале, тебя подвигала на что-то важное, хорошее в жизни.
Или не так давно я смотрел фильм «Ласточки Христовы» (Россия, 2021, реж. Юлия Бочарова) – какая же это замечательная картина о владыке Амфилохии Черногорском! Вот такие фильмы помогают жить.
А то, бывает, мне дочка-педагог показывает что-то, а я вздыхаю в ответ: «Аня, ни о чём. Это только потерянное время и испорченное настроение». Потому что любой фильм сильно воздействует на человека. Дети начинают примерять роли героев на себя. Или же смотришь фильм и потом начинаешь задумываться – а дальше-то что. Помните фильм, в своё время нашумевший, «Интердевочка» (Россия, 1989, реж. Пётр Тодоровский)?
– Конечно, все ходили, смотрели.
– Кинотеатры были забиты. А мне стало страшно после этого фильма. Не дай Бог, думаю, вот так человеку заблудиться по жизни.
– Да, безысходность какая-то в этом фильме.
– На чём я ещё себя поймал. Я очень любил свою актёрскую профессию. Закончил два учебных заведения. Сначала театральное училище как актёр музыкального театра, потом ГИТИС. Но сейчас, смотря фильмы, общаясь с кинематографистами, я задаю себе вопрос – хотел бы я сниматься сейчас в кино? И сам себе отвечаю – нет, не хотел бы. У меня особенное счастье – мое священническое служение, в нём всё остальное заключено.
– Спасибо огромное, батюшка, за эту беседу!
Беседовали Наталья Красавина, Дарья Затулина, Ольга Каменева