Третий день кинофестиваля 3 ноября начался со специального показа мультфильма «Урочный час» (Россия, 2023) режиссера Николая Белова и фильма «Чебурашка» (Россия, 2022) режиссера Дмитрия Дьяченко. Самая кассовая российская картина и в этот раз собрала полный зал: взрослые и дети с интересом смотрели приключения современного Чебурашки в тихом приморском городке, утирали слезы под хит певицы Севары «Там нет меня». История о дружбе, любви и верности, о том, что своих не бросают – не только на фронте, но и в мирной семейной жизни, которая сегодня приближена к боевой, – находит отклик в сердцах зрителей разных возрастов.
Чуть позже дети и взрослые увидели несколько забавных коротких анимационных фильмов из конкурсной программы: «Первая космическая» (Россия, 2023), реж. Светлана Жукова, «Пальцы в танцах» (Россия, 2022), реж. Елизавета Байкина, «Непал» (Россия, 2022), реж. Мария Гавриленко, «Давай поиграем» (Россия, 2023), реж. Анастасия Дымнова, «Дикие соседи» (Россия, 2021), реж. Дарья Зимина, «Тшшш!» (Россия, 2021), реж. Нина Бисярина, «Носки для звезды» (Россия, 2022), реж. Ольга Титова.
В этот день ребята не только смотрели мультфильмы, но и оценивали их. 3 ноября состоялось заседание Детского жюри кинофестиваля, которым руководит кинорежиссер и кинопедагог, основатель и руководитель Детской Кинолаборатории «ART FLAME» Елена Алферова. По итогам его работы будет назван лучший анимационный фильм, который получит приз Детского жюри.
Творческие площадки – целый ряд увлекательных мастер-классов, открытых уроков для детей, подростков и взрослой аудитории – организованы в дни фестиваля в Музыкальной гостиной кинотеатра «Октябрь». 3 ноября детей и взрослых здесь встречал Максим Должанский, фотограф, ассистент преподавателя Колледжа кино, телевидения и мультимедиа ВГИК им. С.А. Герасимова. Был проведен мастер-класс по художественной фотографии, объявлен конкурс на лучшее фото, сделанное в дни кинофорума, которое войдет в общий коллаж кинофестиваля. Максим Должанский рассказал юным любителям фото- и видеосъёмки о важности работы с цветом и тенью, о людях, которые трудятся над художественной стороной фильмов. Собравшиеся обсудили, какое кино можно считать качественным, изучили различные жанры фотографии, выделили основные принципы фотосъемки. Главная мысль мастер-класса – важность умения подмечать красоту окружающего мира и палитру эмоций окружающих нас людей.
Обучающий семинар для взрослых и юношества провели 3 ноября актер и режиссер Алексей Свиридов, а также актер театра и кино, телеведущий Илья Глинников. Участники встречи посмотрели и обсудили короткометражный фильм для детей «Гадкий утенок» (2022, 16 мин., реж. Оксана Костенюк), найдя в нем высокие ценности и смыслы. Это история девочки Маши, для которой единственным другом был игрушечный утенок Пух. Ее старшая сестра Света случайно сожгла игрушку, но, видя страдания малышки, призналась родителям в содеянном. И как-то утром Маша нашла у своей кроватки лебедя – новую ипостась гадкого утёнка, веря, что это подарок Г.Х. Андерсена, которому она «написала письмо» с просьбой о помощи.
Зрители очень тепло встретили дебютную работу молодого режиссёра, многие узнали в героях себя. «Я думаю, этот фильм о любви и о том, как важно, чтобы близкие тебя поддерживали. Ещё мне кажется, что признаться в ошибке осень сложно», – высказался 11-летний участник семинара. Ведущие были впечатлены тем, как рассуждали юные зрители. А Илья Глинников отметил: «Очень просто сделать кино, где убивают и используют низкопробный юмор, завлечь зрителя, но дорогого стоит создать фильм, на который будет такая живая реакция».
По словам Алексея Свиридова, сегодня как никогда важно смотреть фильмы вместе с детьми, отмечая доброе, воспитывая их вкус к хорошему кинематографу. А добрые фильмы – это те, которые несут надежду, побуждают действовать, изменяться к лучшему.
Такая картина, в частности, была показана 3 ноября в рамках «Золотой коллекции» «Лучезарного Ангела». Это детский фильм «Солдатик» (Россия, 2018) реж. Виктории Фанасютиной – история о событиях, произошедших в жизни маленького бойца – героя Великой Отечественной войны, шестилетнего Сережи Алешкова.
Более старшие зрители посмотрели в этот день два документальных фильма конкурсной программы о выборе жизненного пути и служении профессии: «Мой мастер Класс» (Россия, 2021) реж. Сергея Зайцева и «Белые розы Медные трубы» (Россия, 2023) реж. Юлии Шульгиной.
Фильм из «Золотой коллекции» «Лучезарного Ангела» «Ночь длиною в жизнь» (Россия, 2010) режиссера Николая Хомерики – драматическую историю девушки, любовь и счастье которой отняла война – представили в этот день артисты Сергей Кемпо, Игорь Самойлов и Анастасия Веденская. «Это картина о любви, предательстве и цене человеческой жизни», – отметил Сергей Кемпо.
3 ноября был показал новый полнометражный фильм внеконкурсной программы «На солнце, вдоль рядов кукурузы» (Россия, 2023) реж. Сарика Андреасяна. Картина основана на реальных событиях и посвящена подвигу летчика Дамира Юсупова – Героя России. В августе 2019 года у самолета, на котором Юсупов совершал рейс, отказали оба двигателя, но летчик сумел посадить лайнер на кукурузное поле и спас 233 жизни. По словам сценариста Алексея Гравицкого: «Это фильм про обычных людей, про «бытовой» героизм. Наше кино – про советского мальчишку, который мечтал быть летчиком и добился своего. Оно про то, что нужно получить сильную встряску, чтобы понять, насколько у нас все в жизни прекрасно и как мы это недооцениваем».
Сразу несколько короткометражных игровых фильмов были показаны вечером 3 ноября: «Бебия, бабуа, Анзорик, я и мама» (Россия, 2022), реж. Раул Гусейн Оглы Гейдаров, «Чайкин остров» (Россия, 2023), реж. Антон Долганов, «Кокон» (Иран, 2023), реж. Саид Бойноорди, «Отпечатки» (Россия, 2022), реж. Серафим Ореханов, «Янек Делец» (Россия, 2023), реж. Владислав Емелин. Они затронули близкие каждому темы семьи, любви, памяти, призвания и необходимости внутренних перемен в человеке.
При полном зале прошел показ художественного фильма конкурсной программы «Папы» (Россия, 2021). Это несколько отдельных киноновелл о выстраданной отцовской любви – тех мужчин, которые по разным причинам когда-то оставили свои семьи. Режиссеров у фильма тоже несколько: Анна Матисон, Карен Оганесян, Сергей Юдаков, Армен Ананикян, Михаил Погосян. Зрителей всех возрастов глубоко тронули экранизированные истории. «Этот фильм смешной, но он учит тому, что пап надо любить и помнить, даже если с ними давно не виделись», – говорит очередной взволнованный зритель. «Замечательный фильм, просто великолепный! Тема пап у нас редко поднимается, а здесь каждый отец переживает за своего ребенка. Этот фильм надо смотреть всем – и детям, и родителям, чтобы не делать ошибок».
В рамках спецпрограммы «От Великой Отечественной до наших дней» состоялся показ фильма «Фагот» (Россия, 2023) и обсуждение картины с участием протоиерея Андрея Ткачева, священника Василия Бакулина и режиссера фильма Анны Артамоновой, многодетной мамы, которая не только помогает раненым в госпиталях в наши дни, но и ездит на линию фронта, чтобы поддержать дух бойцов. С этой целью был снят фильм. Причем основан он на реальных событиях. Прототипом главной героини, которую сыграла дочь режиссера Люба, является ее одноклассница.
…12-летняя девочка из Донецка раз за разом просит братика произнести слово «папа», а он молчит. Он вообще теперь всегда молчит. И спать не может один, а от развеселого салюта прячется под кровать и весь зажимается. Мама просматривает списки раненных и пленных по ночам, оправдывая бессонницу тем, что у еще одного ее новорожденного сына режутся зубки.
Главная героиня хочет вернуться на Донбасс. Там без вести пропал отец, ушедший на фронт. Но однажды она сворачивает по пути в музыкалку – в госпиталь! И начинает играть для бойцов на своем фаготе — это такая труба, по виду похожая на противотанковый гранатомет. А что происходит дальше, вы — если не посмотрели этот фильм на фестивале — сможете узнать, увидев фильм на канале режиссера в интернете.
«Это так и работает, — объяснил при обсуждении фильма отец Андрей Ткачев, — помогая другим, ты помогаешь себе. А война нас всех и мобилизует – возвращая патриотизм в политику, милосердие в общество, верность в семьи, веру в сердца. Хотя спросите любого батюшку – вот мужики ушли на фронт, а стало ли женщин больше в храмах? Ведь нет. А у каждого бойца в тылу – как минимум мать, а еще – жена или невеста, дочь или дочери, сестра и т.д. Где они, все эти женщины, если их не стало больше в храмах? Но война возвращает на экраны простых людей. Потому что именно они, простые люди, и вывозят на себе беду – женщины плетут сейчас сети, идут в госпиталя. Как вот эта девочка в фильме. Но, если, посмотрев картину, вы не пойдете к раненым или хотя бы в храм – молиться за тех, кто на передовой, то зачем вы смотрели этот фильм?»
В картине практически нет профессиональных актеров – там, в основном, все играли себя или своих близких. Правда, однокласснице Любы фильм не показали. Потому что в реальности ее отец на Донбассе погиб.
Завершился вечер показом двух документальных фильмов короткого метра из конкурсной программы – «Война и мир отца Зосимы» (Россия, 2022) реж. Анастасии Екимовой и «Война и вера» (Россия, 2022) реж. Веры Водынски. Оба фильма входят в тематическую коллекцию «От Великой Отечественной до наших дней» и посвящены современным событиям на Донбассе.
Главный герой первой картины – донецкий архимандрит Зосима (Сокур) – за много лет до военного противостояния начал говорить о зреющих духовных проблемах на своей родине. Герой второго фильма – знаменитый десантный батюшка, выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова и Герой России протоиерей Михаил Васильев – рассказывает в фильме о служении православных пастырей на фронте. Отец Михаил погиб на Донбассе вскоре после съемок картины. Его интервью, весь облик – своего рода завещание и благословение пастыря нести каждому свой Крест, оставаться верным своему долгу и служению.
Лица кинофестиваля: пожелания и поздравления с юбилеем
Сергей Алексеевич Смирнов, генеральный директор Фонда социально-культурных инициатив:
Участникам кинофестиваля «Лучезарный Ангел» у нас всегда два пожелания – побед и чтобы их фильмы нашли своего зрителя. Не только на фестивалях, но и в кинотеатрах, на телевидении – чтобы доброе кино можно было смотреть и обсуждать всей семьей.
Потому что «Лучезарный Ангел» – это фильмы о неравнодушии, о справедливости, о добре, о взаимодействиях детей с родителями. Это такой пласт кинематографа, который может раскрыть любой аспект жизни в обществе, при этом в наших фильмах есть главная особенность – они находят, показывают зрителю правильную дорогу, дорогу добра.
Организаторам кинофестиваля желаю крепости и сил, чтобы в следующем году состоялся XXI кинофестиваль «Лучезарный Ангел», который уже планируется и обсуждается.
Андрей Валерьевич Геласимов, писатель, педагог, режиссер, кандидат филологических наук, член жюри короткометражного игрового кино:
Желаю, чтобы кинофестиваль «Лучезарный Ангел» как можно дольше работал. Мне кажется, что с каждым годом он становится все лучше, профессиональнее, растет и количество картин, и уровень мастерства, есть настоящие шедевры в коротком метре, такие, которые могут получать крупные европейские призы.
Что такое доброе кино? Мне кажется, хорошо, когда у фильма есть happy end. Не надо никого «убивать», поддерживать депрессии у зрителя. Кстати, в нынешнем конкурсном этапе есть депрессивные фильмы, хотя, может быть, они моим студентам Литинститута и понравились бы – как некое сочувствие: многие из них сегодня сидят на антидепрессантах, ходят грустные. Но надо ли говорить о депрессии со зрителем, или каждый должен сам перебороть это? Я думаю, что при таком разговоре кино может быть не очень добрым.
Самое главное в жизни и в кино – бороться с унынием! Уныние – смертный грех. Когда человек теряет целеполагание, цели в жизни, или жизнь становится для него иллюзорной, когда он просыпается утром и не понимает – зачем, это и есть уныние, которое человека губит.
Протоиерей Константин Сопельников, настоятель храма во имя Живоначальной Троицы в Чертанове (Москва), эксперт Духовного экспертного совета кинофестиваля «Лучезарный Ангел», бывший актер:
Знаете, когда у меня спрашивают в жизни «как дела», я говорю: «Слава Богу». Так что – слава Богу, что есть кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Слава Богу, что я «уроженец» прошлого, советского кинематографа, который был «настоящим», почему, потому что фильмы, которые мы смотрели, были социальными. То есть эти картины были о людях, ради людей. То, что сейчас есть такой фестиваль, который говорит о людях – слава Богу. Человек – это образ Божий, отображение Бога в этом мире, это икона. Так вот я желаю, чтобы мы как можно больше думали о человеке.
И заметьте, что мы говорим не только о героях этого времени, но и о «маленьком» человеке, потому что у «маленького» человека очень большое предназначение в этом мире. Например, на прошлом кинофестивале был фильм про маленького человека «Папье-Маше» (Россия, 2020) режиссера Виталия Суслина. Если вам удастся, посмотрите эту картину. Оглянувшись на свою жизнь, рядом с собой вы тоже увидите «маленьких» людей. Они вроде бы незаметны, но они выполняют великую миссию на этой земле, потому что они идут за Богом и видят впереди идущего Христа.
Дневник подготовили: Мария Аль-Сальхади, Анастасия Симонова, Ольга Орлова