XX юбилейный кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел» тает в дымке прошлого. Утихли страсти, присмирели восторги, высохли слезы (признак живого человеческого сердца). Еще раз от души поздравляя победителей, вспомним и то, что любой земной суд субъективен, а неудача есть лучшая школа успеха. Что истинная награда, небесный «Оскар» художника – быть в со-творчестве со Творцом – и в этой жизни, и в Вечности.
Верим, что в памяти у зрителя останутся лучшие картины, которых на XX кинофестивале было намного больше, чем лауреатов.
На прощанье – несколько добрых и умных пожеланий участникам и организаторам кинофестиваля «Лучезарный Ангел» – теперь уже XXI.
Филипп Москвитин, художник, иконописец-монументалист, член-корреспондент Российской академии художеств:
Конечно, это чудо, что есть такой фестиваль, как «Лучезарный Ангел». Пожелания, чтобы он проходил всюду – в Иркутске, Якутске, во Владивостоке, Хабаровске, Калининграде, Мюнхене, Штутгарте, Сан-Франциско…
Желаю кинофестивалю «Лучезарный Ангел», чтобы он расширялся, ездил по городам и весям.
Всегда с радостью посещаю показы кинофестиваля в Москве – в кинотеатрах на Поклонной горе, на Новом Арбате. Прекрасные картины, но когда смотришь обычную сетку расписаний в кинотеатрах – идет голливудское второсортное кино.
Пора возвращать русский кинематограф российскому зрителю!
Доброе кино настраивает на размышление и даже на какой-то подвиг, а сейчас искусство сдвинули в ту сторону, что оно приучает молодежь развлекаться, а не трудиться.
Интересные отличия присутствуют даже в названиях. В Америке кино называют «movie», что переводится как «движение», то есть кадры в фильме все время меняются. А мы в России смотрим «картину», имеем дело с созерцанием. «Длинные кадры» в фильмах Андрея Тарковского можно сравнить с полотнами Диего Веласкеса – скажем, на картине «Менины» (Семья Филиппа IV) мальчик толкает ногой собаку – это остановленное движение, фотокадр.
И не случайно победителем кинофестиваля «Лучезарный Ангел» в жанре документального кино в 2023 году стал фильм Николая Бурляева «Боже! Чувствую приближение Твое!» об Андрее Тарковском. Фестиваль нас возвращает к созерцанию, которому учили великие иконописцы – Андрей Рублев, Даниил Черный. Наши мастера подолгу рассматривали древние иконы, пытались впитать увиденное, вычленить главное. С фильмом – то же самое, его надо, как и книгу, в какой-то момент «перечитывать».
Добрые произведения – начиная от греческой драмы и заканчивая фильмами Акиры Куросавы – это истории, в которых есть герой.
«Калашников» (Россия, 2020, реж. Константин Буслов) – прекрасный отечественный фильм, но про русских героев картин очень мало.
Жив и здоров, например, разведчик Геннадий Николаевич Зайцев, основатель группы «Альфа». Мой брат Василий Москвитин недавно создал его бюст, который вскоре откроют в Перми, я написал его портрет.
В свое время Зайцев ловил американских «джеймс бондов» – по несколько человек в день – на Кубе, когда мы защищали Фиделя Кастро.
Вместе с Фиделем и Юрием Гагариным они отдыхали на яхте, гуляли в белых костюмах, пили ром, купались в океане – можно полететь в Варадеро и снять великолепное кино… Почему бы не создать русскую «Индиану», где будут не придуманные подвиги, а реальные поступки – с настоящими героями.
Затем – близится столетие (7 апреля 2025 года) со дня смерти святого Патриарха Тихона – какая личность! На него нападали, в него стреляли… И не надо строить павильонов. Есть Храм Христа Спасителя, около которого женщина ударила его ножом, есть Донской монастырь, где он был в заточении. Вот он вышел из тюрьмы, и народ встал на колени! Это же целые сцены!
Создатель Т-34 Михаил Ильич Кошкин – как он собрал свой танк и приехал к Сталину в Москву на этом танке!
Нужно снимать фильмы про великих людей России: об Ушакове, Скобелеве. На мой взгляд, необходим конкурс на лучший сценарий о Минине и Пожарском ко Дню народного единства. Нужны более смелые картины, более героические: чтобы было меньше елейности, больше сути. Старцы говорили, что времена наступают сложные, поэтому требуется выявлять героев, напоминать о них будущим поколениям. На чем будут расти наши дети? На человеке-пауке или на Илье Муромце?
У нас мало семейных фильмов (таких, как музыка Чайковского – для всех возрастов, когда не надо писать 18+). Мало экранизаций классических произведений, фильмов на уровне Владимир Бортко и Игоря Масленникова. При этом следует иметь в виду, что картины по Достоевскому, Лескову, Тургеневу быстро устаревают. Не случайно кино по роману «Джейн Эйр» (английской писательницы Шарлотты Бронте) переснимают каждые 3-4 года, стараясь сделать его более современным, более точным.
Сегодня нужны фильмы не в стиле голливудских блокбастеров, требуется обращение к душе, к корням. Чтобы победить – нужен подвиг. А о помощи просят Господа.
Александр Кулямин, актер и режиссер театра и кино, сценарист:
С большой радостью приезжал в этом году на показы кинофильмов, хотя в конкурсной программе XX кинофестиваля мои картины не участвовали. Но я с удовольствием смотрел, очень переживал за своих коллег. Всегда желаю даже не побед, а участия в показах, долгой и счастливой жизни картинам. Чтобы фильмы дошли до зрителей, чтобы как можно большая аудитория о них узнала. Печально, если у картин есть только фестивальная история, даже несмотря на высокий уровень и ранг фестиваля.
Безусловно, «Лучезарный Ангел» – это наш христианский «Оскар», очень почетная награда (их у меня три). Две получила картина «Мы с дедушкой» (Россия, 2014) и одну – «Колокол надежды» (Россия, 2022).
Поэтому желаю большой светлой дороги работам, которые были представлены на XX кинофестивале Доброго кино «Лучезарный Ангел».
Хочу отметить, что доброе кино не должно быть назидательным, оно работает исподволь, зритель сам отвечает на вопросы, грамотно и правильно поставленные – и такие фильмы возвышают душу, раскрывают сердце, делают зрителя добрее и милосерднее.
Владимир Шуванников, кинорежиссер, сценарист, креативный продюсер:
Фестиваль «Лучезарный Ангел» создавался по благословению архимандрита Кирилла (Павлова). Старец почувствовал, увидел в этом начинании большое будущее, молился, и это придало кинофоруму особый импульс и значение. Рад, что наш фильм о старце «Сталинградское Евангелие Кирилла (Павлова)» (Россия, 2019) получил в свое время приз Духовного экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел».
Минувшие 20 лет показали, насколько идея кинофестиваля была правильной. Можно лишь сказать спасибо всем тем, кто стоял у его истоков, не побоялся начать этот кинофорум в непростое время. Потому что в первые годы были серьезные сомнения – найдется ли достаточное количество добрых фильмов, чтобы показать зрителям.
Доброе кино должно хоть чуть-чуть преображать человека в лучшую сторону. Но, когда говорят, например, о произведениях Достоевского, трудно однозначно ответить – добрые они или нет? Они непростые. Тем не менее, человек, который их читает, задумывается, и, возможно, становится лучше. Очень важно, чтобы кино было искренним, не злым, и тогда творческие поиски выведут художника на правильный путь.
Протоиерей Андрей Ткачев:
Кинематограф – это искусство молодое и быстро постаревшее. Фильмы о Христе и фильмы на евангельские сюжеты стали снимать сразу после возникновения кинематографа. Но потом они были вытеснены всем остальным – фантастикой, эротикой, триллерами, детективами – это сразу вторглось еще в черно-белое немое кино.
Наш отечественный кинематограф создавался на руинах царского молодого только зарождавшегося, – но сам он был безбожный. И вот, наконец, впервые у нас сейчас наступило время, когда можно снимать нравственные фильмы.
Они никого не меняют по-настоящему – никакого могучего влияния на мир не оказывают. Это не тот рычаг, который переворачивает людей. Но совесть авторов создание таких фильмов успокаивает, какое-то ограниченное доброе влияние на мир все-таки оказывает.
И, как я уже сказал, кинематограф уже успел постареть – неизвестно, что будет дальше: как это будет, что это будет?
Православный кинематограф – это не столько кино про православие, сколько кино про что угодно, снятое православным человеком. У нас все-таки не так много нормальных православных людей, которые могут обо всем на свете говорить – о природе, о балете, о хоккее, о космосе, но смотреть на всё это православными глазами и делиться этим своим взглядом на жизнь. Таких не хватает. Но повторяю, что это не рычаг для перемены сознания. Это подспорье, это помощь людям в нахождении правильных ориентиров.
Я желаю всем, кто занимается добрым кино, помогать другим находить верные ориентиры, но не думать, что мы переворачиваем мир.
Ксения Голуб, режиссер документального кино:
Что для меня значит доброе кино? Главное, чтобы люди, которые посмотрели эти работы, поняли, что жизнь – это прекрасно, что надо ценить каждый момент, каждое ее проявление, и если бывают какие-то несчастья, то это все преодолевается с Божией помощью. Надо просто знать, когда и к Кому обратиться. Это то, что я и пытаюсь выразить в своем творчестве. Стремление к Творцу – самое главное.
Алексей Демин, режиссер, сценарист, художник-постановщик анимационного кино, член жюри анимационного кино кинофестиваля «Лучезарный Ангел»:
Доброе кино соединяет людей в общении, и всеми тогда овладевает чувство, как же это интересно – жить! И жить после просмотра хорошего кинофильма хочется, и понимаешь, что столько еще всего можно сделать и есть с кем этим поделиться.
Андрей Шемякин, киновед и телеведущий, вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков России:
Сегодня нам как никогда важна, необходима духовная поддержка и, если угодно, внутренний союз деятелей искусства и наших священников, отцов, которые помогают нам держаться в самых подчас немыслимых по тяжести ситуациях. Очень надеюсь, что фильмы, показанные на фестивале, помогут зрителям в их собственных внутренних поисках и движении.
Что такое хороший документальный фильм? Это фильм, с героем которого вам хочется в реальной жизни познакомиться – уже без участия режиссера, сценариста. Просто этот человек вам стал близок, и вы ищите с ним встречи.
Настоящее искусство рождается от великого страдания, и это наша традиция, – но я думаю все же, что здесь имеются в виду некоторые варианты: делиться своим счастьем иногда значит не меньше, чем рассказывать о своем страдании так, чтобы вас услышали.
Конечно, тот факт, что этот фестиваль собирает вокруг себя интереснейших людей и, не оскудевая, растет – медленно, но верно, – очень отраден. Общение на фестивале незаменимо, – желаю всем еще и позитивного его последействия в духовном мире каждого.
Сергей Мирошниченко, режиссер-документалист, педагог, руководитель мастерской документального кино во ВГИКе и студии «Остров», заслуженным деятель искусств РФ:
«Лучезарный Ангел» – у вас молодой, ему всего 20 лет. Это такой замечательный возраст. Поэтому надо шалить, надо играть лучами, не костенеть, не стареть раньше, оправдывать свою юность и помнить, что Бог есть любовь. Надо любить всех, любить разных – и брать их под свои крылья. Так как если Ангел сильный, он может всех защитить, приютить.
Конечно, тот, кто много любит, много и ошибается. Но тот, кто не любит, тот просто зло.
Будем же воплощать любовь в своей жизни и на экранах.
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе:
Наш мудрый Н.А. Некрасов в одном своем стихотворении, которое так и называется «Сеятелям», сказал:
Сейте разумное, доброе, вечное
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…Если попытаться – может и получиться. А если не пытаться – не получится точно. Поэтому надо браться за все – доброе, светлое, в противовес тому негативу, который льется с экранов телевизоров, идет в кинотеатрах. «Лучезарный Ангел» – это попытка донести евангельские образы, евангельские примеры через кинематограф, который может стать в том числе инструментом миссионерства и проповеди.
И поэтому всем устроителям, всем участникам кинофестиваля «Лучезарный Ангел» желаю помощи Божией. Дерзайте! Александр Васильевич Суворов говорил: «Отвага – половина победы! Смелость города берет».
Каждый на своем месте должен делать то, что он умеет и что должен. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Петр. 4:10). «И все что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей» (Кол. 3:23).
Поэтому – дерзновения, вдохновения, благословения и помощи Божией «Лучезарному Ангелу» – на всех путях его жизни. В надежде на то, что хоть какая-та часть, какая-то маленькая толика кинематографистов и зрителей сподвигнется к тому, чтобы возлюбить Ангельскую жизнь, а не жизнь во грехе и безбожии.
Мария Блинова, Ольга Орлова, Ольга Каменева