Портрет эпохи на экране. Эксперты ДЭС о фильмах XXI кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел»

Портрет эпохи на экране. Эксперты ДЭС о фильмах XXI кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел»

Уже совсем скоро – в начале октября – ожидается публикация шорт-листа XXI кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Мы познакомимся со списком фильмов, которые выдержали строгий профессиональный отбор и будут показаны в конкурсной и внеконкурсной программах кинофорума.

Но на «Лучезарном Ангеле» есть еще одно условие: картина должна получить положительное заключение Духовного экспертного совета кинофестиваля, который рассматривает ее нравственную составляющую.

Какое общее впечатление производят работы, заявленные в этом году в программу кинофестиваля Доброго кино? Почему некоторые фильмы не были допущены на фестиваль? Что можно пожелать современным кинематографистам? На эти вопросы ответили члены Духовного экспертного совета (ДЭС) кинофестиваля «Лучезарный Ангел», которые участвовали в отборе фильмов.

 

Протоиерей Александр Овчаренко
Показать красоту Русского мира!

В 2024 году я впервые присоединился к Духовному экспертному совету. Благодарен организаторам кинофестиваля за возможность быть причастным к такому замечательному проекту, трудиться вместе с единомышленниками и профессионалами. Все больше людей объединяется вокруг создания, продвижения и развития созидательного контента для детей и подростков. Инициатив много. Запрос от нас родителей, а также педагогов и, главное, от самих детей – огромный! Президент России также дал поручения соответствующим ведомствам. Но работа в этом направлении идет не так быстро, как хотелось бы. Хотя люди, идущие навстречу друг другу, обязательно встретятся.

Сейчас много миллионов тратится «на патриотизм», он в тренде. Но как объяснить художественными средствами, что патриотизм – это хорошо, это здорово, и что нам действительно угрожает опасность?

Среднестатистический человек теряется в длинных экскурсах в историю и объяснениях геополитических реалий. Но на наши аргументы можно найти 1000 вражеских контраргументов, и нам нужно будет опровергать их 2000 своих аргументов. Так может продолжаться до бесконечности. Надо бить наверняка.

Но в целом современный кинематограф стал производить больше фильмов, замечу, качественных, о нас и для нас. Чтобы мы, наконец, вспомнили, кто мы и куда должны обращать свои взоры. Единственное, хотелось бы меньше голливудщины, чтобы появились все-таки свои новые Тарковские и Балабановы, позволяющие не столько переживать эмоции, сколько думать и размышлять.

Народу не хватает ответов на самые простые вопросы. Он ищет модели поведения и образы для подражания. При этом существуют две крайности: мы встречаем либо «розовых единорогов», слащавые фильмы с большим вкраплением церковной лексики; либо глупые пародии с грязными репликами и сценами, непонимание бытийных вопросов и церковного мировоззрения.

Важно, чтобы у нас, в России, формировался корпус фильмов, которые способны помогать нашим современникам увидеть подлинную красоту Православной веры, Евангелия, красоту Русского мира.

Например, можно брать русскую мифологию, интересные предания других народов России и грамотно интегрировать их в современный контекст. А не тащить в наши сериалы чужую нечисть вроде лепреконов да баншей с гномами. При этом нужно в принципе избегать обеления инфернальных темных персонажей нашей мифологии. А то уже есть попытки снимать сказки, где Кащей и Баба Яга – позитивные герои. Нет! Не надо черное делать белым, и, наоборот.

Русский добрый молодец и красна девица с крестом православным на груди и верой в сердце всю эту нечисть должны в итоге побеждать. Правильные ориентиры у детей и молодежи надо воспитывать и через грамотную экранизацию сказок, даже верную идеологию внутри мистических сериалов. Добро всегда побеждает зло. Воины Господа всегда торжествуют над приспешниками сатаны.

Кстати, мистический сериал о борьбе русского православного воинства (или воина, – потому что православный, когда с ним Бог, и один в поле воин) с западной демонической силой уже просится на экраны.

 

Режиссер Лев Чернявский
О простом праве человека на жизнь 

В текущем году в программе фестиваля появились фильмы – документальные и игровые, которые затронули тему Специальной военной операции. Это стало отличительной особенностью фестиваля, т.к. временной диапазон конкурсных фильмов: 2022–2024 гг.

Мне пришлось не допустить на кинофестиваль целых четыре короткометражных фильма одного кинорежиссёра и продюсера. Не стану подробно распространяться о каждом в отдельности, скажу только, что в них малыми средствами кинопроизводства и великими ресурсами Интернета создаётся превратное представление в головах нашей молодёжи о подвигах партизан в годы Великой Отечественной войны, о дураках-немцах, о «войнушке»… Это фильмы, направленные на развенчание великого подвига нашего народа в борьбе с фашизмом тогда и сейчас! Настоящая идеологическая диверсия.

В качестве положительных примеров можно выделить очень сильный игровой полнометражный фильм «Ненормальный» (Россия, 2024, реж. И. Маланин) с А. Яценко, документальный фильм «Кинооператор Астахов» (Россия, 2023, реж. С. Ландо) со знаменитым, талантливым, творческим, изобретательным Сергеем Валентиновичем Астаховым, мультипликационный фильм «Поэт», образный строй которого можно определить как побудительный, фантазийный, именно поэтический.

Создателям современного кино можно пожелать крепости духа, отказа от эпигонства и поклонного преклонения перед мощной, но идейно выхолощенной индустрией Голливуда, где проповедь наживы любыми средствами превалирует над простым правом человека на жизнь…

 

Диакон Сергий Сальников
Не будем забывать классику!

Духовный экспертный совет не допускал на кинофестиваль некоторые картины, не отвечающие нравственным критериям. Ведь нравственное состояние в современном кинематографе – в целом низкое, и это ещё очень мягко сказано.

Кинематографистам я пожелал бы не забывать классику, в том числе фильмы советского периода 60–70-х годов, а, может, и раньше. Но и не зацикливаться на них, а вносить что-то новое, насущное для нашего времени, но по-прежнему воспитывающее в людях и подрастающем поколении нравственность, добро, любовь.

 

Диакон Иаков Кудрин
От доставки идей – к большому искусству

Много риторики, «доставки» идей, но мало искусства как такового. Я боюсь, что это определенная тенденция. Качественный фильм, который из этого ряда стал приятным исключением – «Страсти по Матвею» (Россия, 2023, реж. С. Ильин). В нем видно рефлексию Церкви о самой себе. Фильм хорошо сделан, образы в нем подлинные.

Еще на меня произвел впечатление фильм «Далекие близкие» (Россия, 2022, реж. И. Соснин). При своей простоте, при том, что он транслирует некие современные молодежные идеалы, он очень трогательный и напоминает о важном – о любви к тем, кто рядом с нами. Отметил бы и документальные фильмы: «Перевал Евгения Анямова» (Россия, 2023, реж. Е. Толдонова), «Любо Любэ» (Россия, 2023, реж. М. Горбунов), по-своему заинтересовал фильм «Около нас» (Россия, 2023, реж. А. Кухарев).

Что касается детской программы: некоторые создатели картин забыли, что детей обманывать – плохо (под обманом я имею ввиду не столько суть того, что требовалось донести, сколько саму форму изложения). Но мультфильмы многие понравились, и зарубежные, и наши.

Не допускали фильмы – из-за неподлинности, фальши, прежде всего.

Было бы здорово видеть то же серьезное и глубокое отношение к делу, которое было, скажем, у великих актеров (таких как Е. Леонов, А. Фрейндлих и другие) и режиссеров.

 

Ольга Орлова

поделиться :