Наталья Милосердова: «Задача фестиваля в том, чтобы доброе кино увидело как можно больше зрителей»

Наталья Милосердова: «Задача фестиваля в том, чтобы доброе кино увидело как можно больше зрителей»

О кризисе современного кинематографа говорят не первый год. Однако репертуар XXI кинофестиваля «Лучезарного Ангела» вселяет надежду на его преодоление, возвращение отечественному кино собственного лица, – считает эксперт Духовного экспертного совета кинофестиваля Наталья Милосердова. Публикуем ее размышления.

 

Сформировались несколько отчетливых тенденций «импортозамещения». Во-первых, в коммерческих фильмах, ориентированных на Голливудские лекала, постепенно усиливается «русский след», – есть надежда, что мы, освоив западные приемы захвата зрительского внимания, все же предпочтем опираться на свой собственный менталитет, на «загадочный русский характер», избегая лобовых примитивных ходов. И самое удивительное, что в итоге становится ясным, что это, по сути, путь возврата к лучшим образцам советского зрительского кино! На мой взгляд, фильм «Хоккейные папы» – пример такой попытки, почти на всем протяжении фильма удавшейся.

Вторая тенденция касается фестивального кино (то есть – интеллигентного психологического европейского кино), которое было ориентировано на западные площадки, а там приветствовался негатив по отношению к России. Сегодня фестивальное кино обретает мощное свободное дыхание – мастера кинематографа будто осознали заново (точнее, пришли другие мастера, с другим видением и душой), как «широка страна моя родная», как интересен и своеобразен мир за границами Московской области, и что население страны не состоит из бизнесменов и эскортниц… Фильмы «Ненормальный» и «Далекие близкие» – замечательные образцы тонкого психологического, но и теплого, задушевного, искреннего кино.

Третье – просто цунами кино регионального, национального, «общественно-тематического»: оно может быть практически самодеятельным – технический уровень и владение гаджетами с младенчества позволяет делать короткий метр практически любому, и потому появились десятки картин, сделанных по принципу «социального ролика», только более развернутых, где-то более психологичных, более тонко сыгранных. Это – реакция на дефицит профессионального социального кино. Но среди этих «соцзаказных» рождаются, на мой взгляд, просто шедевры. Меня до слез «проняло» «Мамино письмо», полнометражный фильм, сделанный вне законов кинематографа – на слиянии игрового и документального жанров. Но сделан он не только умной головой, но и горячим сердцем, с тонким пониманием остроты и значимости проблемы, и с проникновенностью и сочувствием к женщинам разных возрастов, находящимся в неблагоприятной жизненной ситуации и при этом – в положении судии, решающего – дать жизнь или отнять…

Тема прерывания или сохранения беременности – безусловно соцзаказ, сверхактуальный, но он так прочувствован, так глубоко и неравнодушно воспринят, снабжен такими фактами и так точно выстроен, что, на мой взгляд, вызывает в зрителе те самые чувства, ради пробуждения которых и делался.

Вообще – тема семьи на этом фестивале – главенствующая. И охват ее разнообразен и широк, от фильма «Страсти по Матвею» – о терзаниях молодого алтарника, которому срочно нужно жениться, чтобы получить сан и не упустить элитный приход, до 5-минутного «Тирана» – замечательного, талантливого фильма – почти безмолвного, но создающего напряжение, как в классном триллере. А всего-то семья ждет возвращения с работы главы семейства…

Я бы к этой же группе отнесла и очень теплое, живое кино для детей и родителей «Мухадракон», – поскольку все эти фильмы о сверхценности, незаменимости, целительности семейных отношений, родственных связей!

Но самое главное – что у нас каждый год находится фильм-событие! Кино выношенное, выстраданное, заряженное нравственной энергией высокого напряжения.

В прошлом году таким фильмом был «Доктор» с Сергеем  Пускепалисом в заглавной роли, после которого зал аплодировал стоя, все время, пока шли бесконечные титры…

В этом году для меня таким событием стали два – очень разных – фильма. Первый – это «Позывной «Пассажир»» Ильи Казанкова, стоящий, на мой взгляд, в одном ряду с «Иди и смотри» Э. Климова, «Восхождением» Л. Шепитько, «Проверками на дорогах» А. Германа – только действие происходит на Донбассе в 2015 году! Авторы показывают события глазами человека «со стороны», модного столичного писателя, для которого это – «не его война». Вместе с ним мы шаг за шагом проходим трагический путь к осознанию сути происходящего.

Фильм обжигает трагизмом и абсурдностью вражды близких народов. Мне кажется, если бы это кино можно было бы показать на всех экранах мира, ни у кого не осталось бы сомнений в вынужденности и справедливости СВО. А также в необходимости скорейшего прекращения конфликта, а не в разрастании его.

У режиссера были опытные консультанты, поэтому многие сцены, например, атака штурмовика на бреющем полете, производят шоковое впечатление. Илья – опытный кинематографист – кинорежиссёр, сценарист и актёр. Ему за 40, в 1997–1999 годах он был курсантом Высшего военно-морского училища им. Ф. Э. Дзержинского. Затем поступил в Театральный Институт на Моховой (РГИСИ), где учился на актёра. С последнего курса ушёл во ВГИК на режиссуру. В его багаже около двух десятков работ, одна из первых, «Мама», кстати, была награждена нашим фестивалем.

Совсем другой фильм – «Отца сын» Ильи Зимина, 40-летнего режиссера-дебютанта (фильм заявлен как курсовой, но мне не удалось найти инфо о том, где он учится) из Иванова, до 35 лет работавшего в строительной фирме, всю сознательную жизнь мечтавшего снимать кино – как Тарковский и Шукшин, – самоучки, снявшего фильм на собственные средства. Можно сказать, что это – философская притча, редкий гость в нашем репертуаре. Великолепно, изумительно сыгранная и снятая, внятная – подтекст читается; напряженная, как сжатая пружина. Просто библейского масштаба какая-то история (в основе которой рассказ Василия Макаровича), взыскующая к человекам об ответственности за того, кого «пустил в свет».

Кстати, Иван Соснин, снявший уже несколько интереснейших работ, тоже пришел в кино не со школьной скамьи, ему скоро 35, он учился на металлургическом факультете Уральского федерального университета (кафедра «Теплофизика промышленных печей»), директор студии Red Pepper Film (Екатеринбург). И 30-летний Илья Маланин, успешный актер театра и кино, дебютировал «Ненормальным», потому что ему очень захотелось сделать «классную, вдохновляющую, жизнерадостную, искреннюю историю»…

Я думаю, что будущее нашего кино за ними, 30-45-летними – за теми, кто идет в режиссуру и к каждому фильму – как альпинист к вершине. Они уже получают возможность снимать. Они уже выходят на фестивальные экраны. Наша задача – помочь им обрести массового зрителя, помочь добиться для такого кино широкого экрана.

 

Ольга Орлова

поделиться :