Николай Бурляев: «Мы должны создавать фильмы для Вечности»

Николай Бурляев: «Мы должны создавать фильмы для Вечности»

На XXI кинофестивале «Лучезарный Ангел» 5 ноября в 17:00 состоится творческая встреча с Народным артистом России Николаем Бурляевым, возглавляющим в этом году Жюри игровых полнометражных фильмов. Предварит беседу показ ленты Андрея Тарковского «Иваново детство» (СССР, 1962). Режиссер как-то признался, что не снял бы ее, не будь у него Коли Бурляева в главной роли.

«Правду надо в полный голос говорить!» – слова воплощенного Бурляевым на экране героя еще одного знакового фильма – «Лермонтов» (СССР, 1986), авторская версия которого спустя 40 лет запретов вышла на экраны к 210 годовщине со дня рождения поэта 15 октября 2024 года. О правде и поговорим.

 

Жить своей жизнью и воспитывать личностей

– Николай Петрович, 100-летие «Мосфильма» на кинофестивале «Лучезарный Ангел» отмечаем вашей творческой встречей. Картина Андрея Тарковского «Иваново детство» выбрана визитной карточкой «Мосфильма». Почему? И почему это кино важно сегодня показывать?

–  Когда мы создавали «Иваново детство», никто не думал о том, что этот фильм станет историей нашего и мирового кинематографа. Вот так произошло. Снят фильм гениальным режиссёром Андреем Тарковским. Профессионалами он признан режиссёром номер один не только в нашей стране, но и во всем мире. Я уверен в том, что этот фильм будет правильно воздействовать и на нынешнее молодое поколение. Он предъявит молодым ищущим правды душам образ юного героя, который предан Отечеству и жертвует свою жизнь за други своя (Ин. 15:13).

 

– «Жертва – единственная форма существования личности», – приводятся в вашем фильме «Боже! Чувствую приближение Твое!» слова Андрея Тарковского. А сегодня наша молодежь воспитана на этих идеалах служения, в духе патриотизма?

– К сожалению, упущено очень много времени от начала перестройки – уже почти 40 лет мы идём не той дорогой в области кино. Но приходит время осознания, и тем, кто понимает, где та Россия обетованная и каким должно быть наше отечественное кино, надо действовать. В прошлом веке мы ведь делали потрясающие фильмы, мы умели их делать, а сейчас кинематограф вытолкнули туда, куда вытолкнули… Бывший министр культуры так и выражался: культуру нужно подвинуть на панель. Ее и выкинули туда.

Надо всё это менять. Зачем нам гнаться за Европой и Америкой? Мы должны жить своей жизнью, как говорил великий М.Ю. Лермонтов. И только тогда, делясь своим опытом, мы можем привнести что-то свое и быть ценными для всего мира.

 

Экран – это своего рода икона

– Спасибо за ваш реконструированный к 210-летию со дня рождения поэта фильм «Лермонтов» (СССР, 1986). Просто звенящая высота, – тем более по сравнению с той опошляющей «голивудчиной», что сняли для центрального канала к 200-летию этого пророка 10 лет назад. Другой наш великий поэт, если заговорили о литературе, А.С. Пушкин говорил, что гений всегда укоренен в народе. Как создавать народное кино?

– Кино вообще должно быть для народа. Я лично критически отношусь к этой маркировке: 6+, 18+ и т.д. Кино нужно делать для всех, – чтобы и детям было интересно на их уровне увидеть что-то важное. Идеал, на который можно ориентироваться.  Пусть не всё они в свои шесть лет поймут, но чистые образы героев попадут в их сердца. И обязательно дадут свой плод в жизни. Пройдут годы, они пересмотрят эти фильмы и откроют ещё что-то новое для себя. Вот такое кино создавать надо – для всех и на все времена.

Нельзя относиться к кино как к рыночному продукту, а именно так сейчас к нему и относятся. Главное, мол, чтобы новый фильм принес успех в первый уикенд. Зрителей при таком подходе обманывают рекламой по телевидению, зазывая на всякую чепуху. Иди, Россия, смотри. И люди идут. Прокатчики понимают, что им надо за семь первых дней отжать максимум денег, потому что потом народ поймет подлог.  

Надо перестраиваться. Мы должны создавать фильмы не для первых уикендов, а для Вечности. Мы – Россия, – страна, о которой живущие на всей планете люди говорят: «Спасение России есть спасение мира, гибель России есть гибель для всех». На нас, на нашем кино, лежит огромная ответственность. То, что делали в прошлом веке в советском кинематографе, – это просто источник воды живой (см. Ин. 7:38), к которому будут припадать еще поколения и поколения. И как томик Пушкина снимают с полки и перечитывают, так будут включать фильмы Бондарчука, Шукшина, Тарковского – и пересматривать, и дорастать.

Мы призваны открывать через экран обратную перспективу – обращать от этой мельтешащей до умерщвления душ суеты к величию и простору вечного духовного мира.

 

– Знаю, что вы своему оператору в фильме «Лермонтов» ставили задачу: каждый кадр должен поражать красотой. И действительно это отрывающая от земли съемка.

– Потому что экран – это своего рода икона. Как перед святым образом мы обращаем свою душу ко Спасу, к Богоматери, ко святым, – то есть к лучшим представителям человечества, так и кино должно быть окном в горний мир. А не в его маняще гибельный антипод, куда нас сталкивают. Надо исправлять положение.

 

Если армия защищает тело, то работники культуры обязаны защищать душу

– Что необходимо предпринять, чтобы это исправить?

– Об этом я говорил уже неоднократно, в том числе с трибуны Государственной Думы. Нужна реорганизация Министерства культуры Российской Федерации, которое с годами, – а я знаю это министерство еще с 1959 года, – выродилось в Министерство развлечений. Я не против развлечений, пусть будут. Но экран – это духовно-стратегическое оружие государства. Нужно возобновлять плановое производство на всех крупных государственных киностудиях, – на «Мосфильме», «Ленфильме», Киностудии им. М. Горького.

Последняя была уничтожена как студия детских и юношеских фильмов. Я работал там, весь штат просто вышвырнули на улицу. «Боже мой, что же вы делаете?» – но ни до кого тогда было не достучаться. Акционировать и приватизировать крупные государственные киностудии, тем более занятые воспитанием молодежи, – это всё равно что приватизировать ВПК. Сейчас уже пытаются эту киностудию возродить. Но надо бдительно смотреть, что будет предлагаться детям.

Нужно создавать Госкино Российской Федерации и подчинять этому ведомству все экранные искусства, – и кино, и телевидение. Иначе они не обращают внимания на указы Президента о государственной культурной политике, которая должна основываться на традиционных духовно-нравственных ценностях. Нет для них этого указа, они продолжают оглуплять нашу страну этими чудовищными ток-шоу. Но тогда они сами расписались в том, что к культуре они не имеют никакого отношения.

Я и предложил в Госдуме шоу-бизнес отделить от понятия культура. Это не культура, это доходный промысел, который столько лет понижает духовно-нравственный и интеллектуальный уровень народа. Пусть они где-то там под забором изгаляются, эти разодетые, как павлины, самозванцы да королевны разврата. Но не в Кремле же. Не в этом знаковом дворце на главной сцене страны, не на центральных каналах. Это же невозможно смотреть на этих кривляк.

 

– Как донести до современной молодежи духовно-нравственные ценности?

– Министерство культуры – это ведомство столь же важное, как и Министерство обороны. Если армия защищает тело, то работники культуры обязаны защищать душу. Я утверждаю, что культура и рынок несовместимы. Экран нельзя отдавать рынку. Необходимо реорганизовать Минкульт, создать Госкино. В ситуации, когда все нацелены на доход, отсутствуют хорошая драматургия, режиссура. Всё нацелено на спецэффекты и выгоду. Надо менять сознание, уходить от этой жажды денег, ставок на рекламный ажиотаж. Нужны смыслы.

 

Должна быть ответственность

– В фильме «Иваново детство» есть фраза: «Неужели эта война когда-нибудь повторится». Сейчас повторяется. И это результат ментальной войны, которая только усиливается. Какое кино в этих обстоятельствах насущно нам?

– И здесь мы опаздываем, – уже больше двух лет идет Специальная военная операция, а где достойные фильмы о ее героях? Я приводил этот пример в Думе. Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, уже через несколько месяцев в сентябре на экраны вышли с десяток фильмов о героизме, о подвиге… И уже – о Победе! Это какое-то чудо было! А сегодня где такие фильмы?

 

– Народ сейчас уже, когда люди от семьи отрывают последнее, чтобы что-то купить для фронта, тем сильнее на каждый бездарный и при этом, как правило, безнравственный фильм возмущается: и на это тратятся миллиарды налогоплательщиков?

– Должна быть ответственность у тех, кто руководит Министерством культуры. Сейчас этой ответственности нет, у них ее отнял по указке с Запада в 1992 году господин Ельцин, издав закон, который запретил государству регулировать нашу культуру. Вы только давайте деньги творцам, и пусть они вытворяют, кто во что горазд. И у нас на всей этой вседозволенности уже поколение выросло.

Наше послевоенное поколение воспитывалось на фильмах, которые укрепляли в нас чувство Родины: «Александр Невский», «Кутузов», «Суворов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Рядовой Александр Матросов», «Зоя». Мы росли на этих примерах, и мы хотели быть такими, как эти герои. А какие сейчас образы для подражания предлагаются молодежи?

 

– «Слово пацана» какое-нибудь, еще и профинансированное на госсредства… Само это определение «пацаны» в переводе с идиш означает – рабы, слуги.

– После таких фильмов тут же кривая особенно подростковой преступности ползет вверх. Вся эта романтизация бандитизма на экранах калечит жизни, убивает. Наши дети перенимают образ жизни и лексику гопников из подворотни. Должны быть общественный контроль и цензура. Это всё очень серьёзно. Кино, повторюсь, это стратегическое оружие нации. Применяться оно может только для защиты, а не на уничтожение своих же людей.

 

Что необходимо для Победы?

– Николай Петрович, фестиваль «Лучезарный Ангел» в этом году проходит в кинотеатре музея Победы на Поклонной горе. Что нам сегодня необходимо для Победы?

– Надо менять сознание народа, огромная часть которого не понимает, что сейчас идёт война. Там гибнут наши мальчики, а в тылу не прекращаются гулянки, эти бесконечные ток-шоу… Президент еще в 2022 году издал указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Вот мы и должны через экран закладывать эти ценности.

 

– У вас Лермонтов дан как образ русского офицера, а не какого-то там повесы, запутавшегося в чувственных приключениях. Как и в фильме «Боже, чувствую приближение Твое», кстати, получившем первую премию за лучший документальный фильм на кинофестивале «Лучезарный Ангел» в прошлом году, заложены смыслы, способные поддержать воинов, семьи: «Смерти нет, есть страдания, боль. Страдания будут обращены в Победу».

– Мне всё пеняли: «А как дети будут это смотреть? Вы там говорите о смерти, о бессмертии, о вечности, о Создателе». Куда им, мол, такое? Они же к другому привыкли. И вот я приехал показывать фильм за Урал в Новокузнецк. Зал был полон – 200 человек. Когда я вышел перед фильмом, то увидел в центре зала двух подростков – девочку лет 15 с ярко-фиолетовыми волосами и парня с ирокезом огненного цвета, – виски бритые, татуировка… «Залом ошиблись, что ли?» – невольно пронеслось и у меня в голове, и тут же вспомнились нарекания: как же молодежь будет смотреть о смерти, о бессмертии, о вечности, о Создателе… И действительно думаю: как?

Сказал я слово перед показом, мне надо было срочно улетать в Москву. А через три дня мне прислали видеоинтервью, которые брала местная ГТРК у зрителей фильма. И вот из зала выходит та самая девушка – узнал ее только по ультрафиолетовым волосам, глаза распахнуты и точно слезами омыты. Она произнесла всего две фразы: «Я не понимаю, что со мной произошло. Я как будто в ином мире побывала». Души детей, подростков жаждут разговора о главном. И именно на такие серьезные темы их сердца откликаются.

 

Безбожник не может быть поэтом

– Как бы вы оценили программу кинофестиваля «Лучезарный Ангел» этого года?

– На конкурс полнометражных игровых фильмов представлены яркие профессиональные работы, нам трудно будет выбирать победителя. Для показа отобраны именно те фильмы, которые имеют глубинные смыслы. Это, например, «Повелитель ветра» (Россия, 2022), «Вызов» (Россия, 2023). Последний фильм – это вообще отрыв в космос. Первый в мире полнометражный художественный фильм, снятый на орбите. Я считаю, что те, кто создали эту картину, – режиссёр Клим Шипенко, актриса Юлия Пересильд, вся съемочная группа – совершили подвиг. Кто повторит этот подвиг? Опять мы первые в космосе – теперь уже с фильмом.

 

– Если не воздавать славу Богу, достижения могут обернуться поводом для гордыни, а за нею неминуемо, согласно духовным законам, поражение. Бог гордым противится (1 Пет. 5:5; Иак. 4:6). От чего бы вы предостерегли кинематографистов, деятелей культуры?

– Это сформулировано нашим президентом в указе «Об основах государственной культурной политики…», – надо опираться на традиционные духовно-нравственные ценности. Вот и всё, – опирайтесь на достояние нашего великого русского народа.

Вспоминали в начале этого разговора слова Тарковского о единственном способе существования личности, так и у Лермонтова о том же: «Личность начинается не с самоутверждения, а с самоотдачи». Это то, на чем возрастали наши величайшие творцы и герои. Кто об этом говорит с нашей молодежью?

 

– Наоборот, «воспитывают» лидеров, потребителей…

– А раньше весь мир удивлялся на русских гениев. На того же Тарковского в кино: «Какой он недосягаемый!» Мы должны возродить наш отечественный кинематограф.

 

– Как на экране создавать икону?

–  Помолившись надо создавать экранную икону. И не нужно, что называется, в лоб говорить о Боге, показывать купола, непременно креститься. Это всё может быть – как у Тарковского есть в кадре и кресты на актёрах, и церкви, но он никогда впрямую не говорил о Создателе, а просто был проводником воли Божией. Чувствовал Творца интуитивно. Я не могу сказать, что мы всё время с ним говорили о Христе, о вере – нет, не говорили. Но знаю, что он в дневнике записал: «Безбожник не может быть поэтом».

 

– В вашем фильме приводятся его потрясающие размышления о поэзии, о том, что в широком понимании это искусство создавать свой мир, то есть обращать в драгоценность всё, к чему прикасаешься.

– И благодаря сопротивлению поэтов мир, человеческий род и продолжают существование, – далее говорит он. Иначе: цивилизованное общество без духовности – не более чем собрание животных.

 

– А таких и порабощают. Вот на это и нацелено всё это оглупление русского народа. 

– Надо обращаться к нашей героической истории. Она способна объединить, поднять народ. Кого из наших гениев ни возьми, все говорили о том, как важны наши корни. Они исследовали в своем творчестве: откуда мы такие. И в этом черпали силу.

В истории остаются только те, кто служили Господу и Отечеству. Сергий Радонежский, Александр Невский, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь… – все! Поэтому-то они и остались в нашей истории, и на них взирает весь мир.

 

Господу и Отечеству служить

– Николай Петрович, понимаю, что это будет провокативный вопрос. В свое время даже митрополит Питирим (Нечаев), возглавлявший Издательский Совет Русской Православной Церкви, ушел с поста, сказав: «Я при рыночной экономике работать не могу». При безбожном режиме умудрялись служить Богу и Отечеству, а при рыночной экономике?  

– Господу и Отечеству можно и нужно служить всегда. Но в том числе и тем, что вывести культуру из рынка. Необходимо стопроцентное финансирование кинопроизводства. Сейчас дадут на фильм какие-то 20%, а прочее ищи-побирайся. Как это возможно? Что это за подход? Мизерный выделяется бюджет на наш кинематограф. Кто-то говорит, что-то все же прибавили. Да что там прибавили! Весь бюджет нашего кинематографа на год – это бюджет трех-четырех анимационных американских блокбастеров. А ментальная война, как было замечено, идет вовсю. И на Западе в эти технологии воздействия вкладывается уйма средств. А у нас? Привлекаются, конечно, частные деньги. Но все-таки заботиться о собственном кинематографе должно государство.

Поэтому я в Госдуме и предложил увеличить расходы на культуру и кинематографию с 0,6 до 3% от ВВП и усилить контроль. Это крайне необходимо, потому что погибает наша культура. Точно так же, как погибают храмы. Я избран депутатом от Ярославской области, правящий архиерей говорил мне, что в регионе 700 храмов-скелетов. 700! Во Владимирской, Ивановской областях чуть меньше, но тоже сотни разрушенных церквей. И так по всей России. И сюда нужны средства, – восстанавливать наше духовное и культурное наследие, чтобы дети приходили в эти храмы, смотрели, понимали, какая же Россия – великая держава.

 

– Война не получается быстрой. Она обнажила проблемы в тылу. Нужна победа не только на фронте, но и в самой России. Как ее достичь?

– Мы надеемся, что власти на всех уровнях будут перестраивать свое отношение к народу. Как и сами наши люди очнутся. У мыслителя Ивана Ильина есть потрясающие слова про войну: «Мы словно проснулись и опомнились, поняли, что над нами стряслось, и почувствовали, как вновь загорелось в душе древнее чувство родины». Надо уходить от внедряемой нам латентной русофобии и пренебрежения к своим традициям. О, какой же у нас крепкий фундамент! Нужно обращаться к нашей истории, к корням, которые нас питают. И примеры такие давать с экрана, за которыми потянется душа человеческая. Не в преисподнюю, а ввысь устремлять ее надо – к Господу Богу.

 

Ольга Орлова

поделиться :