5 ноября «Лучезарный Ангел» изобиловал фильмами и беседами о семье, детях, воспитании. Были показаны картины о незримой связи настоящего, прошедшего и будущего, о влиянии наших поступков на жизнь следующих поколений.
В этот день дети и взрослые стали участниками ретроспективного показа из «Золотой коллекции «Лучезарного Ангела»» мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» (Россия, 2015) режиссера Сергея Антонова. Это волшебная история о доброй и тихой девочке по имени Серафима Воскресенская, дочке репрессированного священника. Фильм погружает зрителей в атмосферу военного времени, помогает современным детям в доступной и интересной форме познакомиться с непростыми событиями отечественной истории.
Параллельно с показом шел круглый стол «с острыми углами» «Мультипликация для детей в XXI веке. Проблемы и перспективы». Его модератором выступил режиссер, участник Духовного экспертного совета кинофестиваля Лев Чернявский.
Собравшиеся кинематографисты, психологи и педагоги обсудили проблемы современной мультипликации, одной из главных назвали недостаток положительных образов, высоких нравственных примеров в анимационных фильмах. У детей просто нет моделей доброго поведения, неоткуда брать образцы для подражания (особенно, если родительский пример не всегда достойный). Необходимо именно в мультфильмах, на языке, близком и понятном детям, с помощью привычного и понятного визуального ряда, доносить важные смыслы, формировать добрый образ мышления.
Именно такие фильмы и показывали в тот день на кинофестивале. 5 ноября состоялась демонстрация конкурсного игрового фильма «Катя-Катя» (Россия, 2022) режиссера Анны Чернаковой. Это картина для подростков и семейного просмотра о любви и незримой связи настоящего и прошлого: тех, кто отстоял нашу Родину в Великую Отечественную и ныне живущих поколений. Москвичка Катя, талантливая скрипачка и непростой подросток, сама того не осознавая, начинает идти по следам другой Кати – ее сверстницы военных лет.
Картина создана по сценарию самого режиссера, а также опытнейшего мастера Александра Адабашьяна. Он выступил перед показом, сообщив о том, что для некоторых детей, снявшихся в фильме, картина стала путевкой в творческую жизнь.
Вечером в рамках программы «Открытые диалоги о важном» состоялся разговор с летчиком-космонавтом, Героем Российской Федерации Федором Юрчихиным на тему «Космос русского характера». Обсуждали художественный фильм «Время первых» (Россия, 2017) режиссера Дмитрия Киселева. Ему-то Юрчихин и указал, прочитав когда-то сценарий, что в фильме представлен Алексей Архипович Леонов (его сыграл Евгений Миронов), первый человек, побывавший в открытом космосе; но нет Павла Ивановича Беляева, командира корабля. Недочет исправили, в итоге Беляева сыграл Константин Хабенский, и история стала более объемной.
Победа всех зависит от участия каждого. Корабль «Восход-2» неожиданно приземлился в заснеженной тайге в 200 км от Перми. Космонавты, что пробыли в стуже глухого леса двое суток, могли замерзнуть, если бы их сигнал SOS не поймал местный радиотехник-любитель. Причем он рисковал собой, семьей, так как неизвестно, как отнеслись бы к его персональным опытам ловли радиосигналов компетентные органы. Но забота о других оказалась в приоритете, герои были спасены.
Космонавтам часто приходится действовать мгновенно, решая сложнейшие задачи во внештатных ситуациях. Об этом повествует и второй фильм о покорителях космоса, показанный на фестивале в этот вечер: «Салют-7» (Россия, 2017, режиссер Клим Шипенко).
Федор Юрчихин между тем предложил собравшимся тесты на сообразительность, разработанные в Центре подготовки космонавтов. Пока взрослые «ломали головы», дети давали верные ответы. Кому-то ведущий даже порекомендовал посвятить свою жизнь космонавтике. Много говорил о том, как важно не критиковать тех же американцев, а самим стараться учиться, трудиться так, чтобы наша страна была первой, и не только в космосе.
Для подростков в этот день был показан конкурсный игровой фильм «Часы для Веры» (Россия, 2023) режиссера Максима Горяинова. И снова прошлое в фильме подчиняет себе настоящее. Поездка на место строительства загородного дома оборачивается для героини находкой женских часов времен Великой Отечественной войны с надписью на обороте «Вере Комаровской от папы». Прошлое начинает оживать и влиять на настоящее, когда молодая девушка Вера находит останки бойцов, павших в годы Великой Отечественной войны.
Просмотром картины «Иваново детство» (СССР, 1962) выдающегося режиссера Андрея Тарковского и встречей с Народным артистом России Николаем Бурляевым, сыгравшим в юные годы главную роль в этом фильме, отметили на кинофестивале 100-летие «Мосфильма». Это военная драма и первый полнометражный фильм Тарковского, снятый по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».
На своей творческой встрече со зрителями Николай Бурляев рассказал о том, как попал на киностудию «Мосфильм». Когда-то его подозвал к себе упитанный (тогда он был упитанным) паренек и сказал: «Я учусь во ВГИКе и все лето ищу такого, как ты, мальчика для съемок». Это был Андрон Кончаловский. Потом в своей книге воспоминаний он напишет: «Этот мальчик мне вдруг и говорит: “А документы у вас есть?”». В зале сейчас смеялись, а тогда Андрон показал свой студенческий студента ВГИКа. Потом именно он познакомит Колю с Андреем Тарковским. Десятилетия спустя режиссер признается в интервью одному зарубежному журналисту, что, если бы у него не было Коли Бурляева, он бы за «Иваново детство» не взялся. А ему тогда пришлось спасать ситуацию, – этот фильм ранее пытался уже делать режиссер, который провалил работу, потратив, впрочем, значительную часть бюджета. В итоге картина стала шедевром мирового кинематографа, Андрей Тарковский состоялся как режиссер, Николай Бурляев как актер.
«История деда Азамбая» (Россия, 2024, режиссер Марат Никитин) – кино о любви и верности, о земном и вечном. На войну уходят молодые ребята, их возвращения ждут родители, невесты. «Не плачь, – говорит девушке погибшего парня его отец, – если бы счастье соизмерялось с количеством пролитых слез, то не было бы никого счастливее меня». «Спасти человека – это спасти целый мир», – напоминает отцу его же слова пришедший с того света сын, завещавший невесту другу. Жизнь должна продолжаться. А ушедшие, положившие жизнь свою за Родину, продолжают жить в Вечности.
После показа режиссер Марат Никитин поделился историей создания картины. Он рассказал, как приехал в родные Чебоксары, встретился там с народным писателем Чувашии Михаилом Юхмой, тот подарил свою книгу, читая которую, режиссер проехал нужную остановку. Его так захватила эта история, что захотелось ею поделиться с другими. Он долго искал финансирование, пока не сообщил об этой проблеме в соцсетях, и люди помогли собрать необходимую сумму. Сейчас режиссер думает о продолжении работы в своих картинах над темой Великой Отечественной войны.
Вечером состоялись показы двух документальных фильмов конкурсной программе, посвященных семье. Первый фильм «Я – мама» (Россия, 2024) творческого объединения «Яблоня» – поэтический рассказ о невероятно красивых многодетных мамах, которые молоды, успешны и буквально светятся тихой внутренней радостью, но одновременно – и силой. Среди главных героинь фильма – мама семерых детей, руководитель Объединения многодетных семей Москвы Наталья Карпович.
Автор сценария и режиссер картины Ольга Ажнакина сама представила фильм на кинофестивале, рассказав о том, что тоже родилась в многодетной семье и хотела разрушить стереотипы об ущербности подобных семей. Все героини ее фильма говорят с экрана о том, что рождение детей – самое лучшее, что с ними случалось в жизни. Впрочем, об этом можно было и не сообщать – столь прекрасны их визуальные образы, а также лица детей, снятые крупным планом: вот ребенок роняет слезинку, смеется, тихо дремлет у мамы на груди. Зритель буквально погружается в особый домашний уют, чувствует материнскую любовь.
В том же сеансе был показан еще одни документальный фильм «Семь дней осени». Его герои – полная противоположность предыдущим. Это внешне не слишком привлекательные мужчина и женщина, семья двух глухонемых людей, потерявшая детей. Уже 30 лет эти люди живут в тайге, в одной из долин Верхоянских гор за северным полярным кругом. Герои не разговаривают, их историю зритель узнает, читая титры. Но их жизнь полна внутренней гармонии, для счастья у них есть все – дом, озеро, собаки и кони, бесконечное звездное небо над головой, нежное, бережное отношение друг к другу…
«Как поладить со своим ребенком-подростком?» На эту тему состоялась 5 ноября беседа протоиерея Федора Бородина, многодетного отца, участника Духовного экспертного совета кинофестиваля. Собравшиеся посмотрели короткометражный художественный фильм «Одним летом старше» (Россия, 2024). Его представила режиссер Мария Дибижева.
В фильме рассказана история девочки и ее вечно занятых родителей, которые любят ребенка, но строят карьеру, а потому времени с дочкой проводят очень мало. Из школы девочку забирает дедушка, он же играет и разговаривает с ребенком. Дедушка был Аделе лучшим другом. Его смерть, которую родители решили скрыть от девочки, отдыхавшей в лагере, стала для ребенка большим потрясением.
Отец Федор Бородин отметил в тот вечер, что любовь – это труд, а труд любви осуществляется в общении. Сердечную связь с детьми помогает установить сказкотерапия: это истории, которые родители могут сочинять сами и рассказывать детям, прорабатывая те индивидуальные проблемы, с которыми сталкиваются. Это ненавязчивая форма воспитания, хорошо, если герой таких сказок чуть-чуть постарше ребенка. Идеально, если подобные истории рассказывает отец. Установленную таким образом сердечную связь ничем не заменишь.
Завершил вечер конкурсный показ игрового фильма «Отца сын» (Россия, 2024). Картина режиссера Ильи Зимина – это дебютная работа, снятая автором на свои средства по рассказу В.М. Шукшина. Илья заканчивал вовсе не творческий вуз: то, как учили на режиссера (поступал в Питере), его не устроило, и он стал учиться сам – по пятитомнику С. Эйзенштейна, по дневникам А. Тарковского. А главное смотреть и смотреть их фильмы.
При обсуждении картины со зрителями режиссер признался в некоторых кино-цитатах из «Соляриса» Тарковского. Как герой Тарковского Крис заглядывает в окно в поиске дома, внутреннего дома души, так и в фильме «Отца сын» главный герой, беглый заключенный, заглядывает в хижину старика-отшельника в тайге.
Тут дана метафора вечной гонки человека за иллюзорным счастьем, которое на самом-то деле, как и Царство Божие, внутрь нас есть (Лк. 17:21).
Ольга Орлова, Ольга Каменева, Елизавета Легойда
фото Вадима Преслицкого