Дневник кинофестиваля, день шестой. Письмо маме и папе

Дневник кинофестиваля, день шестой. Письмо маме и папе

6 ноября, шестой день кинофестиваля «Лучезарный Ангел», был отмечен специальным событием – показом художественного фильма «Мамино письмо» – о самой кровопролитной войне современности – против собственных нерожденных детей.

Во время круглых столов и творческих встреч в этот день снова говорили о воспитательной миссии кинематографа, смотрели и обсуждали фильмы о святости, воинской доблести и отцовстве. Был представлен проект «Папа, расскажи!»: топ-100 фильмов для отцов и детей.

 

Сразу два круглых стола, посвященных кинопедагогике, воспитанию на высоких нравственных примерах отечественного кинематографа, использованию современных медиатехнологий в просвещении детей и молодежи, состоялись 6 ноября в кинотеатре «Поклонка».

Начался заключительный рабочий день кинофестиваля с круглого стола «Российский кинематограф как зеркало семейных добродетелей: путь к укреплению ценности семьи».

Модератор дискуссии, основатель хаба семейных проектов и программ «Семья 3.0» Ольга Ручьева, предложила учредить на фестивале блок номинаций, посвященных семье, а также представила проект «Папа, расскажи!» Это топ-100 фильмов для просмотра отцов и детей, созданный экспертами хаба совместно с клубом «Хедлайнеры. Импакт Медиа». В плейлист вошли кинофильмы и сериалы, которые вдохновляют, несут уроки для семейной жизни, подходят для совместного просмотра отцов и детей. В списке – советские фильмы разных лет, такие как «Мужики», «Любовь и голуби» и другие, картины-участники «Лучезарного Ангела»: «Ближе, чем кажется», «Сын», «Домашний папа», «Умная дочка», «Отцы», «Куда уходят папы» и т.д.

Кинопедагог, создатель движения «Мы сами снимаем кино» Александр Костюченко, предложил повышать кинограмотность детей и юношества, развивать школьные кинотеатры, где показывать доброе кино, в том числе созданное силами самих школьников.

Игумен Киприан (Ященко), кандидат педагогических наук, писатель и продюсер, отметил, что уже несколько десятков тысяч добрых фильмов входят в коллекцию фестиваля «Лучезарный Ангел». В какой-то момент его организаторы решили, что изначально взятый девиз кинофорума «Доброе кино возвращается» себя исчерпал, доброе кино уже вернулось. Но все-таки еще нельзя сказать, что оно вернулось в полной мере: в народ, детям. Этого пока не произошло. Сегодня необходимо доброе кино сделать доступным.

«Надо производить больше фильмов о крепких семьях, о родовых добродетелях – целомудрии, мужестве, смирении, любви, о святых того или иного рода», – призвал батюшка, рассказав о проекте на эту тему «Мой род – мой народ».

«Если молодежь увидит, кто в роду обладал добродетелями, поймет, какой это дало плод, молодые люди, девушки смогут сориентироваться, как им лучше прожить эту жизнь. Когда они обретут этот родовой тыл и перспективу рода, – всё в жизни устроится и получится», – отметил игумен Киприан.

Разговор о воспитании плавно перетек в следующую дискуссию «Молодежь в современном культурно-информационном пространстве». Ее провела Международная ассоциация молодежных организаций (МАМО), представив мобильное приложение «Мой край». Технология направлена на утверждение семейных и традиционных духовно-нравственных ценностей в молодежной среде.

Подростки в это время собрались на партнерской площадке кинофестиваля «Лучезарный Ангел» – в московской «Школе в Некрасовке», где под руководством режиссера Елены Алферовой прошел киноинтенсив «Учимся смотреть кино: лаборатория юного зрителя». Около 50 старшеклассников посмотрели и обсудили фильм «Дорогие любимые, здравствуйте» (Россия, 2024), который входит во внеконкурсную программу кинофестиваля. На встречу с ребятами из Санкт-Петербурга приехали создатели картины: режиссер Ярослав Шаров, а также его друг и соратник, автор сценария и актер Федор Пьянков. Старшеклассники с большим интересов выслушали рассказ о том, как создавалось кино, обсудили картину с ее авторами и пообещали написать кинорецензии.

Тем временем самые юные зрители кинофестиваля стали участниками «Мульт-парада друзей «Лучезарного Ангела» в кинотеатре «Поклонка», посмотрели анимационные фильмы из «Золотой коллекции кинофестиваля», в частности:  «Козья хатка» (Россия, 2009), режиссер Марина Карпова; «Гордый Мыш» (Россия, 2008), режиссер Наталья Березовая; «Непослушный медвежонок» (Россия, 2006), режиссер Наталья Березовая; «Чудесные лапоточки» (Россия, 2022), режиссер Александр Смирнов; «Налим Малиныч» (Россия, 2015), режиссер Степан Бирюков; «Пастуший рожок» (Россия, 2013), режиссер Алексей Почивалов; «Умная дочка», Россия, 2004, режиссер Елена Чернова; «Про солдата» (Россия, 2014), режиссер Валентин Телегин.

Подросткам и юношеству был адресован специальный показ игрового кино «Лед 3» (Россия, 2024) о большой любви и большом спорте режиссера Юрия Хмельницкого.

В рамках ретроспективы «Золотая коллекция «Лучезарного Ангела» в этот день прошел показ короткометражных фильмов «Биг» (Россия, 2023), режиссер Ольга Дымская; «Ежик» (Россия, 2011), режиссер Александра Царева; «Миллиард» (Россия, 2017), режиссер Евгений Дудчак; «Милосердие» (Узбекистан, 2016), режиссер Хасан Алижонов; «Теленок» (Россия, 2019), режиссер Виктория Рунцова.

Полный зал взрослых и детей собрал показ художественного фильма «Вызов» (Россия, 2023) режиссера Клима Шипенко.

Эта уникальная картина, съемки которой велись в космосе, первый подобный случай в мировом кинематографе.

Хотя фильм – про те смыслы, которые человек должен обрести на земле. Возлюбленный главной героини, которую играет Юлия Пересильд, так и говорит: «С прошлого века люди продвинулись в космос лишь на 400 км. А это полпути из Москвы в Питер» – «Может быть, человеку надо слетать в космос, чтобы понять себя», – отвечает она.

Ей, торакальному хирургу, предстоит провести сложнейшую операцию на орбите, чтобы спасти жизнь космонавту Олегу Богданову – его играет космонавт Олег Новицкий. Тот, кому вот-вот грозит смерть, перед наркозом читает нечто из детства: «Я узнал, что у меня / Есть огромная семья, / И тропинка, и лесок. / В поле каждый колосок. / Речка, небо голубое – / Это все мое родное. / Это Родина моя, / Всех люблю на свете я».

С земли командовали всё бросить, но там, в космосе, удается сделать невозможное: операция проходит успешно.

Экипаж космонавтов в благодарность делает врачу подарок – предоставив скафандр в виде «кареты на этот вечер» – пока ЦУП (Центр управления полетами) не видит, женщине устраивают выход в открытый космос. «Если видишь яркий свет, это скорее всего Ангел», – предупреждают.

«Как удалось сделать операцию в космосе, где отсутствует притяжение?» – спросят журналисты после посадки. «Там, где есть русская женщина, там есть притяжение всегда», – получают ответ.

Решение по операции главной героине, впрочем, подскажет коллега с земли, его играет Милош Бикович. И лишь когда она вернется с орбиты, врачи смогут признаться друг другу в любви. Это и есть тот главный смысл, который озвучен при помощи песни «Эхо»: «Покроется небо пылинками звезд».

Специальным событием «Лучезарного Ангела» стал показ в этот заключительный вечер кинофорума художественного фильма «Мамино письмо» (Россия, 2024) режиссера Александра Сукачева, созданного на телеканале «Спас».

Это пронзительный фильм-проповедь о самой кровопролитной войне современности, которая ежегодно уносит миллионы жизней детей по всему миру. В фильме собраны истории женщин, которые либо совершили аборт, либо отказались от него и встали на сторону жизни. Показан путь покаяния – осознав грех, многие занимаются помощью будущим мамам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

В картине сочетается игровое и документальное кино. В центре сюжета – истории двух женщин, матери и дочери, обе оказались перед выбором: сохранить жизнь своего ребенка или пойти на аборт. Разные пути у героинь, но обе приходят к свету. Одна – к рождению сына, другая – после совершенного преступления тяжело страдает и раскаивается.

«Мамино письмо» – психологическая методика, которой пользуются в некоторых женских консультациях, когда беременной женщине, решившейся на аборт, предлагается написать письмо нерожденному ребенку.

Картину представили креативный продюсер Анна Захарова, исполнитель главной мужской роли актер Николай Перминов и автор сценария Ольга Гурова. После показа зрители долго обсуждали фильм. В частности, предложили создать продолжение картины под названием «Папино письмо», ведь ответственность за аборты с мужчин никто не снимал.

Несмотря на тяжелый сюжет, в фильме – счастливые финал, показан свет, путь к Богу через покаяние, исправление жизни и жертвенную любовь.

В конкурсной программе документального кино в этот день была продемонстрирована киноработа «Когда придет весна» (Россия, 2023) режиссера Юлии Клименко. Фильм повествует о поездках профессиональных музыкантов на новые территории. Они дают концерты на передовой для военных, общаются со священниками, выступают перед местными жителями, которые делятся личными переживаниями и болью. В финале молодое поколение – дети-музыканты из разных городов Донбасса – собираются для участия в музыкальном фестивале Леонида Лундстрема и рассказывают о своих целях и мечтах. Война закончится, а музыка, любовь будут вечно.

Фильм «Ветреные будни» (Россия, 2024) режиссеров Александры Андроновой и Антона Белоусова рассказывает о пастырском служении молодого священника на далекой Камчатке, на Командорских островах. Фильм показывает жизнь многодетной священнической семьи, усыновившей двух местных ребятишек, вдали от городской цивилизации. Живописные кадры суровой природы сменяются теплыми зарисовками уютной семейной обстановки. После показа на вопросы зрителей ответила режиссер картины Александра Андронова. Она поделилась впечатлениями от поездки на Командорские острова, рассказала о подробностях съемочного процесса.

Событием вечера стал документальный фильм режиссера Сергея Медведева «Святые и близкие. Лука Крымский» (Россия, 2023). Картина знакомит зрителя с жизнью замечательного святого, исповедника Церкви Русской, выдающегося хирурга, лауреата Сталинской премии святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он был гениальным врачом, филигранно проводившим сложнейшие операции, ученым, сделавшим важные медицинские открытия, и в то же время прекрасным проповедником, архипастырем, обладавшим даром благодатного слова.

Следующий в этом показе документальный фильм конкурсной программы режиссера Дениса Казанцева – «По ком звонит колокол» (Россия, 2024) – рассказывает об отце Сафронии (Выдрыганове), необычном священнике из Кемерово. А выделяется батюшка своим «цирковым» прошлым, в котором он был и клоуном, и эквилибристом, и жонглером. Сейчас он посвятил себя служению Богу и людям, активно занимается жизнью прихода, обучает молодых людей искусству звонарного дела, своими силами строит Свято-Троицкий мужской монастырь.

В конкурсной программе документального кино была показана также картина «Исповедь» (Белоруссия, 2023) режиссера Алены Соколовской. Начинается повествование с вполне типичной жизни молодого человека из рабочей среды: ПТУ, выпивка, работа на заводе, первая затяжка марихуаной. А потом душа героя покидает тело, и ценности по ее возвращении у этого человека меняются. Как-то выпросил у друга почитать Библию, – отец у того бывал за границей и мог позволить привезти и такой раритет. А потом за несколько японских кассет Юра (так зовут главного героя) выторгует и икону Христа. В итоге он крестится с именем Георгий, а потом и примет сан. Зрителям предлагается пройти всеми ухабами его жизни, чтобы также в конце туннеля почувствовать свет.

В том же сеансе зрители смогли увидеть документальную картину «На фронт» (Россия, 2024) режиссера Ульяны Герасимовой. Это дебютная курсовая работа, захватывающая зрителя с первых минут до последних. Главный герой – священник Александр Кузнецов, возрождает храм, ездит в командировки на фронт. Занимается с ребятами в учебке. «С Богом воевать намного легче», – объясняет им. «Моя задача – прививать добро. Есть люди, задача которых пресекать зло. Моя задача, чтобы воины остались людьми, чтобы, вернувшись домой, они принесли победу и добро, а не войну сюда», – поясняет свои цели.

Сам между хлопотами настоятеля – тренируется: «Там ребята (он окормляет десантников) накачанные, неудобно ходить мешком». Сам любит бокс, но, став священником, выходы на ринг не позволяет, может только на подвешенной груше побоксировать. А потом мчится на занятия со школьниками. «Каждому мужчине надо обязательно победить в своей жизни одного человека. Кого?» – спрашивает мальчишек. – «Самого себя», – отвечает помнящий прошлое занятие. – «Победишь себя, будешь непобедим», – цитирует А.В. Суворова. «Мужчина – это ответственность», – напоминает.

«Лучшее мерило жизни – смерть. Ты готов ради дома на берегу, ради бизнеса умереть? Не готов умереть. Значит, ради этого не стоит жить. За семью я готов умереть. Значит, ради этого стоит жить».

Тему верности, мужества и любви продолжили участники открытого диалога о важном «Герой нашего времени» в рамках показа документального фильма конкурсной программы «Гилёв» (Россия, 2023) режиссера Геннадия Каюмова. Фильм посвящен чемпиону мира по каратэ, тренеру и педагогу Петру Борисовичу Гилёву, который пережил плен, пытки и издевательства украинских националистов, но несмотря на полученные увечья не сломался ни морально, ни физически, не изменил ни себе, ни России. И сегодня он продолжает тренироваться сам, тренировать и воспитывать ребят, сильных духом мужчин, снимая за свои деньги для этих целей подвал в Ялте. Кстати, своей квартиры у него тоже нет, жилье приходится арендовать, свое осталось в Угледаре.

На встречу со зрителями кинофестиваля приехала группа создателей фильма, включая режиссера Геннадия Каюмова, который привел на показ и сына Сережу. Ведь когда-то он искал для мальчика тренера – того, кто научит парня мужеству, преодолению себя. Так и познакомился с Петром Борисовичем Гилёвым – чемпионом мира и Европы по каратэ, узнал его историю, после чего появился документальный фильм «Гилёв».

Собравшихся участников встречи поприветствовал военный священник, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Пскове протоиерей Алексей Воронюк. Организаторы кинофестиваля передали отцу Алексею письма и рисунки детей, юных зрителей «Лучезарного Ангела», собранные в эти дни. Все эти добрые и очень важные для солдат послания батюшка отвезет на фронт.

Зрители, потрясенные мужеством и стойкостью главного героя фильма, решили написать письмо главе Крыма Сергею Аксенову с предложением помочь Гилёву, выделить ему бесплатное помещение для тренировок детей, оказать помощь в приобретении жилья.

Завершил вечер и весь кинофестиваль разговор о святом подвижнике наших дней преподобном Паисии Святогорце. К 100-летию со дня рождения святого состоялся показ документального фильма «С преподобным Паисием Святогорцем по жизни» (Россия, 2024) режиссера Ирины Ланиной.

Это фильм о молодежной экспедиции на Афон, по местам подвигов преподобного Паисия. Необычную реконструкцию жизни святого, включающую встречи с его родственниками, односельчанами и учениками, разработал игумен Киприан (Ященко), автор многих замечательных идей, включая проект кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Из первых уст звучат свидетельства о подвижнике наших дней. Ребята и сами пробуют прожить, как преподобный Паисий: не обижая никого и не обижаясь, учатся творить добрые помыслы.

Но возможно ли сохранить полученную благодать, тот фаворский свет, которым светились лица участников после паломничества?

Через пять лет создатели картины встретятся с участниками того паломничества и засвидетельствуют: опыт жизни по Евангелию не прошел бесследно.

Об этом говорил, уже не в фильме, а на встрече с участниками кинофестиваля, иерей Александр Демидов, один из участников паломничества «Реконструкция жизни преподобного Паисия Святогорца».

В вечере приняли участие музыканты творческого коллектива Греческого Культурного Центра, прозвучала песня «Письмо матери» (написанная на стихи преподобного Паисия Святогорца) в исполнении барда Владимира Щукина.

О наследии преподобного Паисия рассказывали ученые и богословы: протоиерей Димитрий Беженарь, Валерий Яковлевич Саврей, доктор философских наук, профессор МГУ и МДА, Афанасий Георгиевич Зоитакис, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории церкви МГУ.

Состоялась презентация музея-выставки «Архондарик преподобного Паисия Святогорца», собравшиеся смогли поклониться святыням, связанным с преподобным Паисием.

Закончился вечер теплой молитвой этому удивительному современному святому, объединившему многие традиции, народы и поколения.

 

Ольга Орлова, Ольга Каменева, Анастасия Симонова
фото Вадима Преслицкого

поделиться :