В преддверии фестиваля «Лучезарный Ангел» мы беседуем с экспертом форума, протоиереем Константином Сопельниковым, настоятелем храма Живоначальной Троицы в Чертанове.
– Отец Константин, расскажите, пожалуйста, в целом о Вашем впечатлении от знакомства с фильмами нынешнего «Лучезарного Ангела».
– Имея дело со столь объёмным и разнородным материалом, можно выделить лишь самые общие тенденции и позволить себе только самые краткие характеристики представленных на конкурс фильмов.
К общему разочарованию, скудной оказалась программа художественных фильмов. На фоне откровенно слабой – не столько технически, сколько художественно и особенно мировоззренчески – продукции отечественных студий, порадовали кинематографисты из Средней Азии, Армении, Греции, ближе всех подошедшие к заявленным в девизе фестиваля целям.
Чистота против пошлости и цинизма, красота старости и старчества против культа силиконовых протезов, семейные и – не побоимся этого слова – патриархальные ценности против «свободы» отношений, которая, увы, не даёт покоя нашим авторам уже на стадии подростковых студий… Надо понять, что будущее всё-таки за другим кино – надо воспитывать зрителя серьёзного и взыскательного, а не потребителя американистой киножвачки и её «домашних» суррогатов.
– Выходит, в руках режиссёров серьёзное оружие?
– Мастера культуры могут сделать многое для спасения или оглупления нации! Культура превращается в один из решающих фронтов навязанной нам идеологической войны.
Передача опыта и мудрости старшего поколения и непрерывный ход жизни, который не остановить, любовь и преданность своему делу, своему роду, роду Победителей – к примеру, многие авторы конкурса короткого метра почувствовали потребность общества в этих объединяющих ценностях, и мы надеемся, что им удастся донести своё послание до юной аудитории. Тем более, что краткость времени заставляет авторов максимально сконцентрировать свою идею и найти самые точные формулировки.
– В какой номинации всё же самое интересное кино?
– По традиции самые интересные работы собраны в рамках секции документального кино.
По силе эмоционального воздействия и мастерству создателей, поднявших важные нравственные проблемы, хочется выделить многие фильмы из числа представленных на конкурс, которые излучают оптимизм и полны надежды.
Отдельно хочется отметить фильмы, расширяющие горизонты мировоззрения нашей юной аудитории и способствующие формированию её исторического самосознания. Отрадно, что многие молодые кинематографисты обращаются к военной тематике в наше непростое время, чувствуют кровную связь с героической историей России и ищут в ней своё место.
И все же по сравнению с прошлым годом в целом сократилось количество хороших фильмов, и потому удельный вес совершенно негодных непозволительно возрос. Особенно это касается псевдоправославных фильмов, опасность которых состоит в том, что неискушённые люди могут принять карикатуру на Церковь, на Православие за саму веру Церкви.
Кризис мировоззрения сказывается и в такой «несерьёзной», казалось бы, сфере, как мультипликация. Тяга к насилию и жестокости проявляет себя даже в самом детском сегменте кинопродукции.
При этом, к счастью, возникает много объединений мультипликаторов, которые возродили лучшие традиции советского детского кино, жизнерадостного и весело учащего разумному и доброму…Опыт старших братьев смело перенимают малыши, отважно овладевающие современными технологиями производства фильмов! Слава Богу, земля наша не оскудела талантами!
– Батюшка, Вы сказали о псевдоправославных фильмах. Что может нам помочь отличить их от истинно православных?
– Девиз нашего фестиваля «Доброе кино возвращается». В чём состоит добро? В познании любви. А как познать любовь, не претерпев? Ведь Господь нам говорит: «претерпевый до конца, той спасется» (Мф. 10:22) – только тогда мы сможем познать любовь. Очень важно воспитывать в наших детях терпение, и в то же время вкус к жизни в хорошем смысле этого слова.
Когда я уходил из театра на путь священнического служения, мне говорили: «Куда ты идёшь? Ну, там же одни умные!».
Представляете, какая ответственность лежит на верующих, тем более на священнике. А что такое умный человек? Это добрый человек, который умеет любить. Но православный человек должен иметь ещё и хороший вкус. При отсутствии его, нас не спасут тонны фальшивого елея, который мы можем обрушить на бедную голову уставшего от забот зрителя, и от «молитв» «игрушечного» священника на экране выйдет один вред.
Мы с вами можем много читать, но всегда отличим прозу Чингиза Айтматова, Андрея Платонова от других. Когда я пришёл в театральное училище, первое, что мы изучали – это классику. И только потом я понял почему. Мы начали с хорошего – с познания этого мира, которое даёт классика и познания красоты, которая спасёт этот мир.
Беседовала Ирина УШАКОВА