Протоиерей Фёдор Бородин: «Время становится всё серьёзнее, и кино должно быть серьёзнее»

Протоиерей Фёдор Бородин: «Время становится всё серьёзнее, и кино должно быть серьёзнее»

Блиц-интервью с протоиереем Фёдором Бородиным, настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

 

– Отец Фёдор, каково общее впечатление от фильмов программы кинофестиваля этого года?

– Как мне видится, в целом уровень нашего кино вырос. Всё стало более профессионально. То сложное время, которое мы переживаем, конечно, влияет на кинопроцесс, картины стали поглубже, сами темы берутся из основополагающих для мировоззрения. Люди стали посерьёзнее: и сценаристы, и режиссёры, и те, кто воплощают их замыслы. Появилась новая степень вовлеченности в решение общих для всех нас проблем.

 

– Плюсы, минусы программы можете отметить?

– Работы на фестиваль подают те, кто близок нам по духу, по взгляду на мир. Поэтому минусов не назову. Но если строго подойти, то меня, например, честно говоря, расстроил фильм «В списках не значился» (Россия, 2025, реж. Сергей Коротаев). Вроде качественно всё отснято, масштабно, дорого. А вот художественного произведения нет. А тема сейчас важна как никогда.

 

– А какие-то фильмы в хорошем смысле запомнились, понравились?

– Мне лично понравился фильм «Я рожаю» (Россия, 2025, реж. Медея Властопуло). Замечательная идея и ее воплощение. Фильм «Азбука Морзе» (Россия, 2024, реж. Оксана Харламова) – на актуальнейшую тему сохранения жизней неродившихся младенцев.

 

– Отражает ли программа кинофестиваля, его фильмы общее духовно-нравственное состояние общества?

– Да, безусловно, причём по верхней планке. Большинство киношников вращаются в индустрии развлечений, тратят себя на бессмысленные зрелища, не ставя никаких ни перед собой, ни перед зрителями вопросов, а наоборот, отвлекая – лишь бы не задуматься. Просто повеселиться, заработать. Но эти люди к нам и не особенно хотят попасть, и слава Богу.

 

– А можете назвать еще какие-то конкретные болевые темы, что раскрываются в фильмах, кроме уже названной вами демографической и острейшей, связанной с нею, – проблемы абортов?

– Мне запомнился, например, фильм «Пять сыновей Марии» (Россия, 2024, реж. Павел Игнатов), он представлен во внеконкурсной программе. Тема новая, – не помню, чтобы ее ранее поднимали. Там показана мать воюющих в Великую Отечественную войну сыновей. Живет она в деревне, это достаточно узкое сообщество, где все друг друга знают. У этой женщины один за другим начинаются возвращаться сыновья с фронта, кто-то покалечен, но все живы. А такое – далеко не у всех. Большинству не довелось встретить своих вернувшимися с войны... Начинается ревность, злоба.

 

– Чем-то напомнило, как мать героя Сталинградской битвы маршала Василия Чуйкова, Елизавета Федоровна, староста Никольского храма в п. Серебряные Пруды Тульской области, вымолила восемь своих сыновей: все вернулись с войны живыми, и даже без серьезных ранений.

– Здесь на этом не фокусируется внимание, хотя и показано, что она молилась, пусть и какой-то народной молитвой. На это дан намёк. Но главное – там показано внутреннее напряжение, что нарастает в ожидании сыновей, и как потом они один за другим приходят – живые. И как это воспринимается внутри семьи и извне.

 

– Отец Федор, по каким причинам не допускали фильмы на кинофестиваль?

– Если с экрана звучала ненормативная лексика или присутствовало что-то развратное, жестокое. Такие фильмы, конечно, отсеивались. Зло порождает зло. Один грех тянет за собой другой, еще более страшный, а в итоге все это вызывает реки крови, ведет, толкает просто к исчезновению народа. Пока не опомнится. Потому-то мы и не допускаем весь этот яд ни под каким видом. Это наша борьба, в том числе и за будущее России.

 

– Против нас же ведется еще и ментальная жесточайшая война.

– Да, это настоящая война на поражение. Тем более должен очнуться народ, – те, до кого еще не дошло.

 

– Недавно смотрела ролик к песне «Русская рать» («Ой, что-то мы засиделись, братцы»), но сделан он так, что там довлеет образ направляющего вражеское войско мага-хана. В рамках ролика выведена победа нашего воинства, но Евпатий Коловрат (которого неоязычники пытаются выдать за своего) ставит в качестве флага некую порванную красную тряпочку, – это не стяг со Спасом. В итоге, известно, герой погибает, – и этот ролик, как и фильм, откуда заимствованы кадры, по сути, смоделированное поражение. Темной силе не противопоставлен Сильнейший.

– К сожалению, сейчас вся эта муть поднимает голову. Даже среди силовиков, в МВД, в Росгвардии неоязычество распространяют. Поскольку подобного рода в кавычках «духовность» не требует ни напряжения, ни измерения себя, ни чистоты, то она у тех, кто не готов на подвиг, находит отклик. Хотя весь этот неоязыческий миф просто выдуман, он не имеет никакой исторической правды под собой. Но люди на это сами ведутся.

 

– Отец Федор, а что можно сказать о фильмах для детей, для семейного просмотра?

– Мне очень понравился фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки» (Россия, 2025, реж. Андрей Зайцев). Замечательная картина для семейного просмотра. Показана пара – муж и жена, которые всю жизнь провели вместе, у обоих было блокадное детство.

 

– Где-то попадалась фраза: если ты увидел хорошего человека, знай, что он страдал.

– Да, так и есть. У меня дочка (режиссер Анастасия Бородина. – Ред.) ездила волонтёром в госпиталь. И это настолько произвело на нее впечатление, что она решила свою дипломную работу в кинематографическом ВУЗе посвятить девушке, которая сначала идёт раненым песни петь вместе с фольклорным коллективом, а потом понимает, что она должна там остаться и помогать уже как медсестра. У нее завязываются отношения с раненым воином, не имеющие разрешения, так как он обратно уходит на фронт.

 

– Как раз хотела спросить про фильмы об СВО, о Великой Отечественной войне. Упомянутая картина «Ветер поднимается» (Россия, 2025, реж. Анастасия Бородина), знаю, вошла в конкурсный показ.

– Время от времени сталкиваешься с тем, что кто-то желал бы ничего не знать о войне, даже слышать о ней не хочет. Лишь бы отгородиться, замкнуться в своем комфортном мире. К нам-то, мол, это никакого отношения не имеет. Но на самом деле всё это рядом. Это же наши люди гибнут за всех нас. Отдают свои жизни. Молодые жизни. Даже те, кто еще не успел построить семью, родить детей. А к кому-то сыновья, отцы, мужья возвращаются искалеченные, с израненными душами и телами. Кто-то отвозит на фронт, в пострадавшие регионы и приграничье гуманитарную помощь, заботится о тех, кто оказался в беде, едет помогать беспомощным старикам. Добровольцы восстанавливают дома после обстрелов. Огромное количество людей включилось в это движение.

Врачи едут добровольцами на передовую. Подвигу медиков обязательно надо посвящать фильмы. Известно, допустим, о хирурге из донецкого госпиталя (хотя далеко не все знают, что это реальная история): этот хирург всё стоял, оперировал каждый день без выходных, без отпусков, потому что поток тех, кому требовались срочные операции, был таков, что не отойти. В итоге он упал замертво у хирургического стола. Сердце остановилось от перегрузки, от перенапряжения.

 

– Меня в свое время потрясло, как святитель Лука Крымский близко к сердцу воспринимал потерю каждого – даже никому не известного человека – как общенародную потерю и боль.

– Так и есть. Мы все взаимосвязаны.

 

– Что бы вы пожелали кинематографистам?

– Время становится всё серьёзнее. Кино должно быть всё серьёзнее. Говорить надо на всё более глубокие и, если хотите, высокие темы.

 

Беседовала Ольга Орлова

поделиться :