Юрий Назаров: «Душа дана человеку, чтобы творить добро»

Юрий Назаров: «Душа дана человеку, чтобы творить добро»

4 ноября 2025 года в 16:00 в зале «Конев» кинотеатра «Поклонка» в рамках кинофестиваля «Лучезарный Ангел» пройдет творческая встреча Народного артиста России Юрия Владимировича Назарова со зрителями. В свои 88 лет артист по-прежнему радует и удивляет нас. В этот день будет показан документальный фильм «Народный» (Россия, 2025) режиссера Вадима Цаликова, в котором использованы фрагменты книги артиста «Юрий Назаров. Только не о кино».

 



Юрий Владимирович Назаров
, советский и российский актер театра и кино. Число фильмов, в которых он снялся, составляет около 400. В том числе – две роли в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Преподает на кафедре искусства в Московском гуманитарном университете.


 

– Юрий Владимирович, чем для вас важна встреча со зрителями?

– Я всегда с радостью встречаюсь со зрителями. И надеюсь на откровенный разговор с ними. Наверное, важно сверить наши взгляды. И если люди понимают мою жизненную и творческую позицию, я отношусь к ним с восторженной благодарностью.

 

– «Лучезарный Ангел» – фестиваль доброго кино. Какие фильмы, на ваш взгляд, могут входить в эту категорию?

– Это непростой вопрос. Если говорить: «Ребята, давайте жить дружно» – конечно, фильм про кота Леопольда – из этой категории. Но, думаю, этого недостаточно. Все-таки доброта – это своего рода идеология. Значит, кроме призыва к дружбе и любви, в добром фильме должен быть еще и призыв к разуму человека.

Приходит человек в жизнь, а зачем он приходит? Мы пережили время деидеологизации. Эти годы нельзя назвать иначе как маразматическими.

Разве не было никакой идеологии у Пушкина, Мольера, Шекспира? Если не было идеологии, то их творения – ни о чем. Но это же не так! У всех великих классиков литературы была идеология добра.

 

– Правильно ли я понимаю, что идеология добра лежит в основе культуры?

– Да, и именно в основе ее высших проявлений, самых великих произведений. Поль Валери, французский поэт, эссеист, говорил, что ему известны три чуда взлета культуры. Первый – примерно 400 лет эллинизма, начиная с Древней Греции. Второй – период европейского Ренессанса, Возрождения (XIV–XVII вв.) – в Италии, Франции, Германии, Испании, Англии. И третье мировое чудо – это русский XIX век. Это эпоха великих русских классиков, золотой век русской культуры. И это время высочайшего развития и литературы, и театра, и живописи, и музыки.

И именно в XIX веке родились будущие классики научного коммунизма. Я убежден, что все это связано между собой единой линией развития культуры.

 

– Последние годы у нас очень много говорят о патриотизме. Что для вас патриотизм?

– Патриотом я стал в четыре года. Родился я в 1937-м в Новосибирске. И вот 1941-й, война. Я, может быть, не очень понимал, что происходит. Но сводки Совинформбюро слушал вместе с родителями. И вот по радио передают: наши войска оставили Киев, наши войска оставили Смоленск, оставили, оставили. И только в конце октября их остановили. А кто остановил? Сибиряки! А я тоже сибиряк. И меня просто распирало от гордости. Не генерал Мороз и не генерал Грязь, как говорили враги, а наши люди отстояли Москву. И у меня, в моем детстве, была расписана вся война. И Сталинград, и Курская дуга, и взятие Берлина. Я как будто вместе с нашей армией прошел войну. Вот это было для меня основой патриотизма.

 

– В молодости вы поступили в Щукинское училище, но через полгода ушли оттуда. Почему?

– Я считал, что если выходишь на сцену, то не для того, чтобы покрасоваться, а чтобы сказать людям что-то важное. И знал, что Лев Толстой добровольно пошел на Кавказскую войну и на 4-й бастион в Севастополе – чтобы знать, что такое война. И Максим Горький проходил свои университеты в странствиях по стране. Я решил пойти по такому же пути. Поехал сначала в Казахстан, работал стропальщиком, проходчиком, бетонщиком, разнорабочим на строительстве железнодорожных мостов, в стройколонне в Новосибирске, в сибирском колхозе, молотобойцем в кузне в одной из станиц на Дону. Пытался поступать в сельскохозяйственный институт, в Одесское мореходное училище, но провалил экзамены. А через два года опять поступил в Щукинское училище.

...Сегодня мне 88 лет. Человеку, прожившему столько времени, столько эпох вместе с народом, со страной, есть что сказать людям. У Лермонтова в поэме «Мцыри» есть такая фраза: «А душу можно ль рассказать?». Судя по интонации, он не очень твердо верил, что можно. И никто за прошедшие с тех пор без малого двести лет особенно не преуспел ни в возражении ему, ни в переубеждении его и нас, что можно. Не знаю, можно ли, но – надо. Если что-то и надо рассказывать, так только душу. Да вся культура человеческая многовековая – что это, как не постоянная попытка «рассказать душу»?

Только душой человечество и связано. Без нее мы – особи, индивидуумы. Как в животном мире. С ней – человечество, семья. Единство. И борьба вечная, но все равно – единство! И тот, кто постарался, помучился, пострадал для общей души человеческой, пытаясь понять ее, разобраться (для начала – в своей собственной хотя бы, сознавая ее частью общей души человеческой), тот и остался в памяти людской. Чем более преуспел на этом поприще, тем более и памятен.

Почему я говорю: давайте становиться людьми? Потому что душа человека предназначена творить добро! А мы сейчас озверели всем миром, потеряли представление о добре и зле. У нас ничего нет, кроме резни и уничтожения себе подобных.

Вы спрашивали меня о фестивале «Лучезарный Ангел». Я очень надеюсь, что доброе кино поможет человеку определить грань между добром и злом! Поможет начать ему творить добро.

поделиться :