Несколько глобальных тем звучали 3 ноября на кинофестивале «Лучезарный Ангел»: греха и святости, войны и мира, сохранения культурного и семейного наследия и самой жизни неродившихся младенцев. Презентация проекта «Россия без сквернословия», беседа многодетного отца протоирея Федора Бородина «Мама, папа, это – я!» с тематическими показами фильмов, сеансы документального кино о святых – Патриархе Тихоне и преподобном Гарвииле Самтаврийском (Ургебадзе), выступление Народного артиста России Николая Бурляева, который представил картину «Никита» – эти и другие мероприятия и показы произвели на зрителей неизгладимое впечатление.
«Мне понравился ежик и клоуны», – поделился своим мнением светловолосый Саша Чернецов, сыгравший в новом фильме «Никита» маленького Никиту Михалкова. Картину Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова «Никита» показали на кинофестивале вечером 3 ноября. А пока мы обсуждали с Сашей и его папой режиссером Дмитрием Чернецовым мультфильмы «Чаинка» (Россия, 2024) Дарьи Столбецовой и анимационный фильм «Дмитрий Кабалевский. Клоуны» (Россия-Белоруссия, 2024) Оксаны Черкасовой.
По словам Дмитрия, замечательно, что есть фестиваль, где показывают такие фильмы. «У меня пожелание одно: чтобы все эти киноленты вышли в широкий прокат, стали доступны для просмотра детям. Потому что доброе кино ведет к созиданию, гармонии, мотивирует совершать добрые поступки», – отметил режиссер.
Сразу после сеанса анимационных фильмов в зале «Рокоссовский» состоялся показ конкурсного документального кино. Фильм «Господин Великий» режиссера Эллы Тухарели представила автор сценария Валентина Лебедева. Это картина, повествующая о Новгородском музее-заповеднике, смиренном Русском Севере, а также о людях, сохраняющих эти удивительные места, музеи и храмы. В том же сеансе был показан фильм «Горький мед» (Россия, 2024) режиссера Юлии Макаровой – о сохранении уже семейного наследия – о людях, которые трудятся на пасеке, созданной ныне почившим главой семьи.
В зале «Жуков» 3 ноября состоялся показ художественного фильма «Лето 1941 года» (Казахстан, 2022) режиссера Бекбулата Шекерова – это основанный на реальных событиях экранизированный рассказ о лейтенанте Ади Шарипове. Его взвод прикрывает отход штаба полка и попадает в окружение в тылу врага на болоте. По-разному ведут себя бойцы. Но командир не спешит судить даже тех, кто смалодушничал. Минуты слабости бывают у каждого, всякий может оступиться, но пока жив человек – у него есть возможность исправиться и даже стать героем. Такое отношение возвышает и вдохновляет как действующих лиц этой истории, так и зрителей, собравшихся на киносеанс.
Яркий и запоминающийся мастер-класс провел в этот день в зале «Василевский» актер театра, теле- и радиоведущий, креативный продюсер Диомид Виноградов. Он рассказал собравшимся зрителям (а их был полный зал), что такое труд актера озвучки, поделился опытом работы над разнообразными проектами (в том числе озвучиванием рекламы Сбербанка).
В интервью нашему корреспонденту Диамид отметил, что профессия актера в жанре озвучивания и дублирования – не так проста и требует понимания цели – для чего человек ею занимается. К сожалению, сегодня поменялись местами две категории – цена и ценность.
Если мы думаем о высоком – это не всегда приносит деньги. Мне помог Пушкин, его строки:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...
А для развития навыков красивой речи артист посоветовал читать больше классической литературы, как русской, так и зарубежной – но только в хорошем переводе, а также слушать выступления людей с правильной речью и богатым лексиконом.
Свою книгу «Следы детства» в зале «Конев» представила в этот день на кинофестивале Ольга Ивановна Нерсесова, Заслуженный учитель Российской Федерации, зачитав со сцены некоторые ее фрагменты.
– Сердце нужно, чтобы любить! – прочла Ольга Нерсесова слова своего правнука.
«– Да, Ванечка, это самое главное! – отреагировала она, а Ваня продолжил:
– Я люблю тебя, маму, папу, всю нашу семью! И Россию, Христос Воскрес!»
Ольга Ивановна делилась с собравшимися воспоминаниями на тему детства. Собравшиеся дети и взрослые активно поддержали беседу.
Цель сегодняшнего мероприятия – не только представить свой труд, книгу, но и вдохновить участников встречи на ведение дневников. Воспоминания ускользают, поэтому сохраняйте историю вашей семьи, вашего рода, очень важно знать – что доброго, веселого или даже трагичного происходило с вами. Тем более что у детей память фиксирует яркие теплые впечатления.
В программе документального кино 3 ноября на кинофестивале был показан фильм «Голгофа Патриарха Тихона» (Россия 2025, режиссер Галина Огурная), раскрывающий тяжелейший период жизни в истории Русской Православной Церкви. В качестве ведущего в фильме снялся митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов), ныне кандидат исторических наук.
Кинокартина повествует о том, как после долгого Синодального периода вновь избранный Патриарх Тихон (Беллавин) выстраивал отношения Церкви с новой властью, проходя через суровые испытания и гонения. Фильм проиллюстрирован уникальными документами из архивов, которые воссоздают хронику борьбы Патриарха Тихона с антицерковной политикой советской власти в 1917-1925 годах, когда вопрос стоял о самом существовании Православной Церкви. Беспримерное мужество Патриарха состояло, в частности, в открытом осуждении расправы безбожной власти над семьей святых Царственных Страстотерпцев.
Фильм собрал полный зал и был показан в одном сеансе с другой картиной о святости – «Монаниеба» (Россия, 2025), режиссер монах Афанасий (Николаев), посвященной Христа ради юродивому, преподобному Гавриилу (Ургебадзе), исповеднику веры в годы советской власти. Картину представил духовный сын преподобного Гавриила, грузинский актер Давид Гиоргобиани.
На представление своих короткометражных игровых фильмов в зале «Василевский» в этот день прибыли многие кинематографисты, которых зрители лично благодарили за создание великолепного доброго кино.
Фильм «Доброе дело» (Россия, 2025) представила режиссер Наталия Конова. Картину «Я рожаю» (Россия, 2025) презентовала режиссер Медея Властопуло. Пронзительный 16-минутный фильм «Ариец» (Россия, 2025) представил его режиссер Олег Голуб. Киноленту «Не пыли» (Россия, 2025) представляла режиссер Анастасия Пастори. Фильм «До» (Россия, 2024) о тяготах и подлинных героях войны представил режиссер Игорь Иванов. О картине «Мирный» (Россия, 2024) рассказала ее режиссер Владислава Бросалова.
3 ноября в зале «Конев» прошла презентация актуальнейшего в наши дни проекта «Россия без сквернословия», которую провела его руководитель Олеся Дьяченко. В рамках сеанса был показан фильм «Хула. Правда о русском мате» (Россия, 2024) режиссера Геннадия Стрельцова и продюсера Бориса Корчевникова. Олеся Дьяченко рассказала о сути сквернословия, которое есть не что иное, как хула на имя Матери – Божией Матери, кровной матери, матери-земли, матери-Церкви. Подобная лексика несет разрушительную энергию, а опытные военные знают, что матерная брань способна привлекать и смерть на фронте.
На протяжении всей русской истории матерная брань осуждалась и порицалась. Олеся развеяла миф о том, что на войне всегда использовалась нецензурная лексика, приведя в пример великих полководцев Кутузова и Суворова, строго запрещавших мат и карающих за непослушание. Из самых сложных ситуаций военные спасались благодаря тому, что отказывались использовать в своей речи бранные слова.
Еще одна очень сильная и глубокая кинокартина, показанная 3 ноября на фестивале – «Азбука Морзе» (Россия, 2024, режиссер Оксана Харламова), посвященная теме сохранения внутриутробной жизни младенцев.
После просмотра этого фильма состоялась дискуссия с протоиереем Федором Бородиным, отцом восьмерых детей, а также режиссером Оксаной Харламовой. Зрители приняли активное участие в обсуждении столь насущной проблемы нашего общества. А отец Федор поделился своим личным пастырском опытом, рассказал, что тем пожилым уже женщинам, которые в молодости совершали аборты, от душевных терзаний и мук помогало избавиться не только церковное покаяние, но и реальная помощь многодетным семьям, в результате которой все обретали только поддержку и любовь. Пастырь отметил, что для воспитания детей самое важное – это не материальные блага или модные игрушки, а любовь и внимание родителей, поддержка и общение внутри семьи. Например, сам он сочинял и рассказывал своим детям сказки, которые они, повзрослев, с благодарностью вспоминают.
Вечером 3 ноября в зале «Жуков» прошел показ фильма «Северный полюс» (Россия, 2025) режиссера Александра Котта. Это современный блокбастер о первой советской атомной подводной лодке К-3, которая отправляется в поход подо льдами Северного Ледовитого океана. В пути экипаж ожидают необыкновенные приключения. В главных ролях снялись известные артисты Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, Ольга Ломоносова, Елена Север, что делает фильм ярким и запоминающимся.
Тем временем в зале «Конев» режиссер и общественный деятель, Народный артист России Николай Бурляев вместе со своим коллегой режиссером Дмитрием Чернецовым представляли новый документальный фильм «Никита» (Россия, 2025) по мотивам одноименной повести Николая Бурляева, приуроченный к 80-летию Никиты Сергеевича Михалкова.
Никита Михалков – артист и режиссер от Бога, по факту своего рождения в древнем роду Михалковых-Кончаловских-Суриковых.
Николай Бурляев дружен с Никитой Сергеевичем уже 66 лет. Его новый фильм продолжает серию Бурляева о людях его судьбы, к которым режиссер относит Андрея Тарковского, Сергея Бондарчука, Владимира Высоцкого, Никиту Михалкова.
И книга, и фильм «Никита» затрагивают темы творчества, а также разнообразной общественной и политической деятельности Никиты Михалкова, его «служения Богу, царю и Отечеству». В этой исповедальной картине Бурляев задает Михалкову вопросы о жизни и смерти, грехе и святости. «Свобода – это абсолютное доверие Богу», – говорит юбиляр, цитируя Мережковского. «Самый страшный грех – это зависть, из-за нее распяли Христа». «Главная тема моего творчества – любовь», – делится Никита Сергеевич.
«Я всегда хотел быть первым», – отмечает юбиляр. «Быть первым на Руси – тяжелый крест», – парирует Николай Петрович.
«Масштаб личности Никиты, как водится, в полной мере оценят позже, когда будут оглядываться на прошлые достижения, – рассказывает Николай Бурляев, – но я называю его, и это будут повторять – великим режиссером. То, что Никита таков по сути своей, – это Промысел Божий о нем».
В фильме есть много неизвестных страниц из жизни Никиты Михалкова – например, о том, как он замерзал на службе в армии, куда пошел по призыву. И неожиданно нашлись уникальные кадры его службы на Севере. Сам Михалков не знал, что они сохранились.
Отыскалось и видеоинтервью Никиты Михалкова в Каннах, когда режиссер высказался по теме варварской бомбардировки Югославии, а также видео, запечатлевшее его общение с президентом Милошевичем.
Фильм глубокий и яркий, в нем много интересных документальных кадров, в которых жизнь и творчество Михалковых переплетаются с историей и судьбой России.
«Все складывалось при создании фильма. Интервью Михалкова, которое легло в основу фильма, продолжалось два часа. Из этих двух часов мы только 15-20 минут использовали в картине. Я думаю, что мы покажем и все оставшееся интервью в отдельном фильме, который предстоит создать», – рассказал Николай Бурляев.
С 21 октября 2025 года фильм «Никита» идет в прокате, его можно посмотреть во многих кинотеатрах.
Мы же приглашаем наших читателей и зрителей посетить кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Напоминаем, что вход на мероприятия и показы свободный. Приходите, даже если все места уже забронированы – всегда найдутся дополнительные места. Познакомиться с программой двух оставшихся дней кинофестиваля можно ЗДЕСЬ ⇒
Анастасия Симонова, фото Вадима Преслицкого
