Рисуем Победу. Дневник кинофестиваля, день пятый

Рисуем Победу. Дневник кинофестиваля, день пятый

4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери и праздник Народного единства, к которым и приурочен кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел», на кинофоруме состоялись яркие творческие встречи с Народными артистами России Юрием Назаровым и Федором Добронравовым.

На «Открытых диалогах о важном» собравшиеся обсудили тему кинематографа о войне – «От Великой Отечественной до наших дней». Победу рисовали участники мастер-класса по мультипликации.

А в самом большом зале кинотеатра «Жуков» дети и взрослые посмотрели в этот день замечательный фильм «Каруза» (Россия, 2025) режиссера Ивана Харатьяна – картину о собаке, которая помогает своим хозяевам выжить в блокадном Ленинграде.

 

Открытые диалоги о важном на тему «От Великой Отечественной до наших дней» модерировал 4 ноября Максим Ловков, продюсер, режиссер, преподаватель РУДН. Перед беседой были показаны два короткометражных фильма – документальная картина «Неубиваемый» (Россия, 2024, режиссер Дарья Кумова) и игровой фильм «Кресты» (Россия, 2024, режиссер Дмитрий Пасичнюк). Обе киноленты – о героях Великой Отечественной войны, картины представили их режиссеры.

Герой первого фильма – Петр Алексеевич Михин, прослывший на фронтах Великой Отечественной «неубиваемым», всегда готов броситься на помощь, – вот он под обстрелом откапывает детишек, которых засыпало землей (его более старший товарищ идет мимо), вот точно рассчитывает траекторию полета снарядов – чтобы сохранить жизнь солдат. В каждую минуту он готов положить душу свою за други своя, все время находится на самых сложных участках фронта. По словам героя, «ему казалось, что без него война не закончится». И Господь каждый раз сохраняет ему жизнь, казалось бы, в безвыходных ситуациях. Видимо, действует духовный закон: когда человек забывает о себе, о нем думает Бог.

Сегодня память о подвигах деда сохраняет его внук, педагог Павел Михин.

Герой второй – художественной – картины «Кресты» – участник еще Первой мировой войны, который теперь сражается на фронтах Великой Отечественной – жертвует своей жизнью, чтобы задержать немцев: его отряд отступает и бойцам нужно выиграть время. Этот фильм – из серии короткометражных художественных фильмов «Про людей и про войну», которая создается Дмитрием Пасичнюком с 2021 года. Отвечая на вопрос нашего корреспондента, в чем отличительная особенность доброго кино о войне, Дмитрий подчеркнул, что за мишурой спецэффектов не должны теряться идеи и смыслы, нельзя смаковать жестокие и кровавые сцены.

Кино про войну, которая всегда является глобальной темой, затрагивающей жизнь огромного количества людей, всей страны, должно затрагивать в первую очередь внутренние переживания героев, которые в военное время бывают особенно глубокими. Здесь все обостряется, время ускоряется: не скажешь, не сделаешь что-то сегодня, возможно, не сделаешь этого уже никогда. Кто-кто прячется, паникует, предает, а кто-то – наоборот – собирается и идет до конца, превосходит сам себя, совершает подвиги, демонстрирует беспримерное мужество. И такие поступки, таких героев нужно помнить и брать с них пример. Даже сюжет, может быть, и подзабудется, а герой останется в памяти зрителей...

В ходе дискуссии режиссеры затронули тему исторической правды в художественных картинах: как преподнести её зрителям так, чтобы было понятно, красиво и в то же время не стало вымыслом.

Режиссер Дмитрий Пасичнюк:

Фронтовики рассказывают, что иногда на войне происходят совершенно невероятные вещи, такое, что мы даже не можем себе представить, и на экране такой случай будет казаться небылицей. Мы неизбежно прибегаем к неким обобщениям, которые становятся художественным вымыслом, но они должны быть основаны на реальных случаях, исторической правде.

На вопрос о том, можно ли сравнивать советские фильмы про войну с современными картинами, Максим Ловков ответил, что лучшие фильмы в советское время создавались людьми, которые сами прошли войну. Если это накладывалось на талант (в случае того же Сергея Бондарчука), появлялись выдающиеся произведения.

Мастер-класс по созданию мультфильмов «Мы рисуем Победу» провел в этот день режиссер анимационного кино, художник-мультипликатор Алексей Почивалов. Вместе с участницами студии «Мульт Улет» Московского кадетского корпуса «Пансиона воспитанниц» Министерства обороны РФ Алексей Почивалов представил работы детей за последние 10 лет. Юные зрители увидели фильмы, созданные руками их сверстниц.

А затем ведущий Алексей Почивалов и воспитанницы пансиона погрузили всех пришедших в тонкости процесса создания мультипликации, рассказали историю появления работ, посвященных военным художникам. Одна из главных сложностей заключалась в том, чтобы уложить повествование в три минуты экранного времени! Далее юные мультипликаторы поделились лайфхаками по озвучиванию мультфильмов. Например, девочки брались за руки, чтобы лучше чувствовать своих персонажей, ритм их диалога.

В режиме реального времени было показано, как создается анимация, на большой экран вывели изображение рабочего места, за которым прямо на сцене Алексей Почивалов и его ученицы творили магию анимации. Благодаря этому зрители узнали, как создаются многослойные изображения, обеспечивается глубина кадра, оживают персонажи.

Незабываемая творческая встреча прошла в этот день с актером театра и кино, Народным артистом России Юрием Назаровым, сыгравшего почти в 400 фильмах, в том числе – две роли в картине Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

После просмотра документального фильма «Народный» (Россия, 2025, реж. Вадим Цаликов) о творческом пути и судьбе актера Юрий Владимирович ответил на вопросы зрителей и поделился личными историями из жизни.

Например, рассказал о том, как уже в четыре года стал патриотом:

Родился я в 1937-м в Новосибирске. И вот 1941-й, война. Я, может быть, не очень понимал, что происходит. Но сводки Совинформбюро слушал вместе с родителями. И вот по радио передают: наши войска оставили Киев, наши войска оставили Смоленск, оставили, оставили. И только в конце октября их остановили. А кто остановил? Сибиряки! А я тоже сибиряк. И меня просто распирало от гордости. Не генерал Мороз и не генерал Грязь, как говорили враги, а наши люди отстояли Москву. И у меня, в моем детстве, была расписана вся война. И Сталинград, и Курская дуга, и взятие Берлина. Я как будто вместе с нашей армией прошел войну. Вот это было для меня основой патриотизма.

А на вопрос о том, какова роль доброго кино, ответил:

Я очень надеюсь, что доброе кино поможет человеку определить грань между добром и злом! Поможет начать ему творить добро.

4 ноября в зале «Жуков» прошел показ красивого и трогательного фильма «Каруза» (Россия, 2025), это дебютная работа молодого режиссера Ивана Харатьяна, сына Народного артиста РФ Дмитрия Харатьяна и Марины Майко. История собаки по кличке Каруза, которая спасает от голода во время блокады Ленинграда своих хозяев, не оставила равнодушными никого из зрителей. «Тема блокадного Ленинграда, преданности животных тронула до слез, до глубины души. Спасибо организаторам кинофестиваля и Ивану Харатьяну за такой добрый фильм», – поделилась впечатлениями блогер Александра Митина.

4 ноября состоялся сеанс анимационных фильмов (14+) конкурсной программы, в том числе специальный показ мультфильма «По ту сторону» (Россия, 2024) режиссеров Евгении Головиной и Александра Афонасьева. Это история о мальчике с аутизмом Пете, о том, как он чувствует и переживает этот мир. Картину на кинофестивале представили ее создатели из студии «Паровоз». Мультфильм «Особенная» представила продюсер Оксана Готчиева вместе с актерами инклюзивной мультстудии.

О взрослой мультипликации, детском буллинге и других непростых темах речь шла на «Круглом столе с острыми углами», модератором которого выступила Наталья Николаевна Казначеева, ведущий эксперт Института изучения детства, семьи и воспитания, при участии Александра Смирнова. Тема круглого стола «Созидательное и разрушительное в программах воспитания подрастающего поколения России» выросла из выводов прошлогодней дискуссии «Мультипликация для детей в XXI веке. Проблемы и перспективы». Участники круглого стола говорили о стремительно взрослеющей мультипликации, о том, что отчасти потерян опыт «золотого века» советской мультипликации, где «Варежка» или «Умка» становились любимыми фильмами для многих поколений.

Собравшиеся обсудили фильм «Синероточка» (Россия, 2025, автор сценария Никита Плащевский, режиссёр Владимир Якунин), который поднимает сложную проблему травли (анг. bulling) ребенка. О том, как эту проблему можно разрешить в реальной жизни, говорили участники дискуссии, в том числе педагоги и психологи.

Потенциальная модель предлагает, по их мнению, разные варианты предупреждения катастрофы:
— классный час с школьным психологом;
— обсуждение литературных произведений на эту тему;
— откровенный разговор с отцом жертвы наедине...

Участники встречи также отметили, что существует служба Уполномоченного по правам ребёнка, в задачи которой входят «меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей».

Вечером в самом большом зале кинотеатра – «Жуков» – состоялся специальный показ фильма «Семь дней Петра Семеныча» (Россия, 2025). Это последняя картина режиссера Тиграна Кеосаяна, чей земной путь окончился ровно 40 дней назад. Открывая вечер, исполнительный директор АНО «Покров», эксперт Духовного экспертного совета кинофестиваля, протоиерей Василий Бакулин попросил собравшихся почтить память режиссера минутой молчания.

Отец Василий отметил, что в фильме «Семь дней Петра Семеныча» ему особенно запомнился следующий момент: когда герою тяжело, он порой в раздражении, в отчаянии читает молитву «Отче наш», и ему становится легче.

Последняя картина Тиграна Кеосаяна создана по мотивам рассказа его супруги Маргариты Симоньян «Беламур». Сюжет фильма перекликается с биографиями его создателей. Главный герой – Петр Семеныч – узнает, что болен раком: у него саркома легкого. Он начинает подводить итоги.

Главные роли в картине исполнили замечательные актеры: Олеся Железняк и Народный артист России Федор Добронравов, который и представил фильм на фестивале.

«Господь посылает нам только те испытания, которые мы можем вытерпеть, – сказал артист о своем творческом пути. – Знаю, что если ты очень сильно любишь свою профессию, отдаешь ей многие часы, годы, все вернется сторицей...»

С детства Федор Добронравов чувствовал в себе потребность радовать и веселить окружающих людей, мечтал стать клоуном. «Вы смеетесь, и это вас как-то веселит, меня тоже ставили в детстве на табуреточку и заставляли что-то спеть, рассказать. По-детски я делал что-то забавное, и люди улыбались, а мне это нравилось. Я хотел быть клоуном, посвятил этому очень много времени. Занимался в цирковой студии в городе Таганроге во дворце культуры...»

Федор Добронравов – мастер рассказа, доброй шутки, в которой, по его словам, не обходится без вымысла: все время приходится приукрашивать действительность. Когда он рассказывает истории из жизни в кругу друзей, супруга, с которой артист прожил больше 40 лет, обычно удивляется: «Федор, ну это же неправда!». И излагает свою версию событий. После этого всем становится немного грустно. «Ну кому нужна твоя правда?» – сказали как-то супруге Федора Добронравова, и она – как верная подруга – смирилась и больше не комментирует подобные рассказы.

Впрочем, в реальной жизни артиста есть темы, на которые он не шутит. Например, его характеризует избирательный подход к тому, где и у кого сниматься. Внутренняя интуиция подсказывает артисту, что есть вещи, которыми заниматься не нужно, а всех денег не заработаешь...

В сеансе конкурсного документального кино вечером 4 ноября был показан сказочно красивый фильм Михаила Мороза «Снежные псы» (Россия, 2024). После просмотра состоялась встреча с его героями: мамой 9 детей Анастасией Семашкиной и участником гонки на собаках Алексеем Ивановым. На Камчатке Анастасия вместе с супругом содержит питомник, в котором живут 140 собак.

Гонка протяженностью полторы тысячи километров проходит 26 дней. 14 собак несут спортсмена по невероятно красивым местам Камчатки, часть маршрута проходит по морскому берегу. Фильм в экстремальных условиях низких температур снял режиссер и оператор Михаил Мороз. Зрители встретили картину благодарными аплодисментами.

В сеансе конкурсного документально кино в этот день был показан, в частности, фильм «Самсон» (Россия, 2024, режиссер Фатима Золоева) о семье осетинского иконописца Самсона Марзоева, который высоко в горах расписывает стены небольшого христианского храма XI века. Силой характера схожа с отцом одна из его дочерей Рохсана. Фильм зрителям представил оператор Данила Горюнков.

Короткометражное игровое кино было представлено конкурсной и внеконкурсной программами. О своем фильме рассказал, в частности, артист Александр Ясень, «двойник» Ди Каприо, сыгравший в фильме «Лео, у нас Сибирские обстоятельства!» (Россия, 2025, режиссер Кристина Холдеева) знаменитого голливудского артиста, который, по сюжету картины, попадает в российскую глубинку и влюбляется в русскую девушку.

Красивый, по-настоящему художественный фильм о поиске подлинной любви, испытаниях юности, которую святые отцы сравнивают с бурным потом, порогами на горной реке, – «Мотыльки» (Россия, 2025) режиссера Ангелины Станкевич – был показан в самом большом зале кинотеатра «Поклонка» «Жуков» в заключении этого праздничного дня.

 

Ольга Каменева, Анастасия Симонова
Фото Вадима Преслицкого

поделиться :