Кино, после которого хочется делать добро. Дневник кинофестиваля, день шестой

Кино, после которого хочется делать добро. Дневник кинофестиваля, день шестой

5 ноября, в заключительный день кинофестиваля, на «Лучезарном Ангеле» были показаны уникальные фильмы – о настоящих героях нашего времени, удивительных событиях настоящего и прошлого, интересные и красивые художественные картины, в том числе по произведениям классиков литературы.

На многие показы режиссеры, а также сами герои фильмов прибыли лично – встретиться с благодарными зрителями. Так, на спецпоказ документального фильма «Витим-Навигатор» (Россия, 2024) Александра Куприна специально прилетел протоиерей Александр Тыльчевский, настоятель храма святых Петра и Павла в г. Шилка Забайкальского края.

На презентацию проекта «Семеро по лавкам: искусство невозможного», представленного продюсером кинокомпании «Фома Кино» Анастасией Легойдой, приехала многодетная семья Романа и Евгении Назыровых, а также юные ведущие проекта.

Две своих картины «Судьба барабанщика» (Россия, 2024) и «Наставник Царевича. История Чарльза Сиднея Гиббса» (Россия, 2025) лично представила режиссер Анна Чернакова.

 

А начался этот заключительный рабочий день кинофестиваля в Фонде социально-культурных инициатив (ФСКИ), где состоялся круглый стол «О значимости кинематографа в воспитательной работе с подрастающим поколением современной России и использовании киноматериалов». Его модератором выступила Елена Алферова, кинорежиссер, член Гильдии неигрового кино и телевидения, член Союза кинематографистов РФ. В дискуссии приняли участие генеральный директор ФСКИ Сергей Смирнов, кинематографисты, педагоги и пастыри из Новосибирска, Кемерово, Москвы. Епископ Ржевский и Торопецкий Силуан отметил важность сохранения в современном кинематографе христианских смыслов и ценностей, которые частенько размываются и подменяются в кино, нацеленном на коммерческий успех. Духовно-нравственные и общечеловеческие основы нашей культуры призваны доносить до детей и молодежи в том числе кинопедагоги.

Было отмечено, что проведение кинофестивалей, подобных «Лучезарному Ангелу», является здесь большим подспорьем, объединяет усилия кинематографистов, педагогов, журналистов и блогеров, позволяет увидеть и рассказать о лучших фильмах, обменяться опытом.

В кинотеатре «Поклонка» программу шестого дня кинофестиваля открыл спецпоказ документального фильма «Витим-Навигатор» (Россия, 2024) режиссера Александра Куприна, члена Союза кинематографистов России, известного постоянным зрителям кинофестиваля «Лучезарный Ангел» по сериалу «Паисий Святогорец» (Россия, 2012). Новую картину режиссера можно было бы назвать роуд-муви, однако в отличие от классического жанра фильма о путешествии «Витим-Навигатор» – это кинолента скорее о пути – через милосердие, мужество, любовь – к святости. Сюжет фильма довольно прост и одновременно сложен: он освещает повседневность гуманитарной миссии, которая духовно окормляет, осуществляет поставки продовольствия, топлива и медикаментов в отдаленные поселения Русского Севера. Рассказ о деятельности этих экспедиций – это и личные истории ее вдохновителя и руководителя протоиерея Александра Тылькевича.

Прибывший на кинофестиваль отец Александр предложил свою формулу доброго кинематографа – это кино, после которого хочется делать добро. Фильм Александра Куприна – это картина о преодолении сложностей на жизненном пути, преодолении самого себя. «Потому что в духовном мире идет война. Но как бы ни было тяжело, всегда навстречу тебе блеснет купол, Господь не дает креста выше человеческих сил».

В эту пеструю канву повествования вплетаются нити судеб местных жителей, семейных драм, душевных тревог и радостей. Эти истории раскрываются перед зрителем на фоне композиции «С чего начинается Родина?», которая звучит как вопрос режиссера к каждому из нас и к самому себе. «Здесь постепенно открывается сердце, открываются глаза, – признается Александр Куприн. – Здесь ясно, здесь просто». Не случайно эпиграфом к фильму послужили слова К.С. Льюиса «Однажды вы станете таким взрослым, что начнете читать сказки». В святой простоте кроется великая глубина смыслов, в ней – красота нашей Родины.

Зрители встретили картину с живым интересом и активно принимали участие в дискуссии, состоявшейся после показа. Режиссер Александр Куприн и руководитель гуманитарной миссии отец Александр ответили на вопросы аудитории, которые поднимали непростые темы условий жизни людей в отдаленных поселениях, проблем сохранения коренных народов, традиционных промыслов и духовного просвещения. Свое кино в беседе с нашим корреспондентом Александр Куприн сравнил с молитвой, которая есть не только обращение к Богу, но и определенное состояние и душевный строй авторов картины.

В зале «Конев» 5 ноября состоялась очередная встреча в рамках Открытых диалогов о важном. Участникам диалога предложили порассуждать на тему «Герои нашего времени» на основе трех документальных фильмов.

Первый из них «Позывной «ДОК»» (Россия, 2024) режиссера Нелли Тоболкиной рассказывает о Сергее Ганжара, хирурге из Тюмени, который уже шесть раз бывал в командировках на Донбассе. Большую часть своего заработка он отдает на нужды солдат, а в сутки порой проводит более 50 операций. С поразительной простотой и скромностью он рассказывает о трудностях военно-полевой хирургии, нехватке персонала и оборудования, о военном братстве и гражданском долге. Особенно тронуло зрителей то, что Сергей Ганжара, его семья относятся к раненым как к родным и молятся за каждого из пациентов. Это пример ежедневного кропотливого труда для того, чтобы у как можно большего числа бойцов наступило завтра.

Второй фильм «Директор» (Россия, 2024) Тамары Чухаревой и Александра Сергиенко – дань памяти Александра Чуфистова, директора московской школы №1794, кавалера ордена Мужества, который добровольно отправился на фронт, чтобы навсегда остаться в сердцах своих учеников, коллег и боевых товарищей. «Он был нашим директором, а потом пошел защищать нас», – с этой фразы начинается фильм об этом удивительном человеке. Картина состоит из воспоминаний людей, которые жили, работали и воевали рядом с Александром Чуфистовым. Для коллег он был образцом порядка, работоспособности и дисциплинированности, для учеников – абсолютным авторитетом на уроках и веселым «дядей Сашей» вне школы, который уважал личность в каждом ребенке. «Он и на передовой оставался директором школы, директором ста человек, – вспоминают его однополчане. – Он делал из нас сплоченный коллектив». «Родина – это не место, это люди», – сказал он на последней встрече со своими учениками, приехав в свой последний отпуск. История Александра Чуфистова произвела глубокое впечатление на зрителей, которые не скрывали своих слез.

Сюжет третьего фильма «Позывной «Царь»» (Россия, 2024) режиссера Максима Сергеева мог бы лечь в основу романа. Это удивительная история о Гаврииле Дорошине, который по одной линии является потомком императора Николая I, а по другой – Жозефины Богарнэ. Его уникальное происхождение открывало для него широкие перспективы. Он мог выбрать для жизни Францию, но решил стать простым русским воином. Вернувшись на историческую родину, уроженец Марселя обрел здесь семью и призвание. Руководствуясь двумя принципами «молитва и работа», он продолжает дело своих предков, защищая свою землю и свой народ.

Фигуры этих трех «героев нашего времени» обсуждались на последовавшей за показами беседой, ведущим которой стал Владимир Суворов – генерал-майор запаса, доктор политических наук, декан факультета национальной безопасности РАНХиГС. Он задался вопросом, в чем же единство всех троих персонажей, и пришел к ответу, что их единство – в единстве духа, к которому должен стремиться русский народ. Говорили о мужестве, полководческом таланте, необходимости трезво оценивать близость войны. Зрители подняли проблему греха убийства для защиты Родины. Отвечая на их вопросы, Владимир Леонидович высказался словами героя одного из просмотренных фильмов, хирурга Сергея Ганжара: «Мы не идем убивать, мы идем спасать». В завершение беседы прозвучал отрывок из стихотворения Владимира Суворова:

Но кто-то должен Русь великую
От катастрофы отвести,
Столицу нашу златоглавую
От всякой нечисти спасти.

И вот тогда, как в сорок пятом,
Придет победная весна,
И с благодарностью потомки
Оценят наши имена.

В самом большом зале кинотеатра – «Жуков» – в этот день показывали игровое полнометражное кино для подростков, молодежи и более старшей аудитории.

Первой зрители увидели картину «Правила Филиппа» (Россия, 2025) режиссера Романа Косова. Это фильм о судьбе необычного парня, который постоянно нарушает правила, идет к свету своим собственным особым путем. Все дело в том, что у Филиппа синдром Дауна. При этом фильм полон оптимизма, надежды и даже юмора.

Следующим приятным подарком зрителям стал фильм «Судьба барабанщика» (Россия, 2024) режиссера Анны Чернаковой по одноименной повести Аркадия Гайдара. Это история 12-летнего мальчика Сережи, который живет в 1930-е годы в Москве и волею случая остается один в городе. Совершив ряд нелицеприятных поступков, он понимает, что есть добро и зло и между ними лежит непреодолимая пропасть. Сережа выбирает дорогу добра.

В зале «Рокоссовский» состоялся показ еще одного фильма Анны Чернаковой «Наставник Царевича. История Чарльза Сиднея Гиббса» (Россия, 2025). Эта удивительная история англичанина, учителя Великих княжон и Цесаревича Алексия, детей святого императора Николая II, принявшего после расстрела Царской Семьи православие с именем Алексий, рукоположенного в конце жизни во священники, ставшего архиереем. Жизнь богаче нашего представления о ней: документальные фильмы кинофестиваля поражают своим драматизмом и естественной внутренней драматургией.

А режиссер Дарья Артюшкова представила 25-минутный документальный фильм конкурсной программы «Земля и медь» (Россия, 2025).

В этот день в зале «Конев» состоялся показ фильма «Семья Коротковых. 11 детей и любовь без причины» (Россия, 2025) режиссера Веры Водынски, а также презентация проекта о красоте и подвиге многодетной семьи «Семеро по лавкам: искусство невозможного» фонда «Медиа просвещения» и кинокомпании «Фома Кино».

Уникальность проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, состоит в том, что с современными многодетными семьями встречаются не профессиональные артисты или блогеры, а самые обычные студенты и старшеклассники. Они искренне удивлены тем, как удается многодетным мамам так хорошо выглядеть, а многодетным папам не только кормить свои большие семьи, но и помогать другим.

В презентации проекта приняла участие многодетная семья Романа и Евгении Назыровых, родителей 8 детей, старший сын которых, 23-летний Андрей с позывным «Поэт», погиб на полях специальной военной операции, едва успев окончить институт (диплом Андрей защищал уже на призывном пункте).

Также в презентации участвовали продюсер «Фома Кино» Анастасия Легойда, руководитель Ольга Каменева, студенты МГУ, МГИМО, старшеклассники. На память о вечере автору лучшего вопроса, а также самим героям Роману и Евгении Назыровым была подарена уникальная книга, выпущенная ФСКИ, «Святые покровители семьи».

Вечером 5 ноября был показан художественный фильм «Капитан четвертого ранга» (Россия, 2024) режиссера Ильи Казанкова. Это яркая история будущих военных моряков, которым предстоит сдать вступительные экзамены в «мореходку», пройти курс молодого бойца, а пока жизнь предлагает им свои испытания. В фильме снялась замечательная актриса Анна Михалкова.

В заключительный день кинофестиваля при полном зале прошел сеанс анимационных фильмов. Были показаны семь мультфильмов, в том числе «Сын» (Россия-Казахстан, 2025) режиссера Жанны Бекмамбетовой. Это фильм-притча о мальчике с ДЦП. Лично свою работу – анимационный фильм «Неясыть» (Россия, 2025) - представила режиссер Анастасия Жакулина.

Юлия Герра презентовала картину «Воздушных дел мастера» (Россия, 2024). Для гостей сеанса Тимур Халиуллин, специально прибывший из Санкт-Петербурга, виртуозно исполнил на органе композицию из финальных титров фильма.

Показ игрового короткометражного фильма «Любови больше нет» поприветствовала режиссер Апполинария Лиманская. О картине «Быть ближе» (Россия, 2025) рассказал режиссер Артем Яровой. Фильм «Я хочу тебя видеть» (Россия, 2025) представил режиссер Алексей Алферов.

5 ноября состоялся показ трех фильмов из «Золотой коллекции «Лучезарного Ангела». Ребята и взрослые посмотрели следующие картины: «Письма» (Россия, 2017), это анимационный фильм по мотивам рассказа Константина Паустовского «Снег», созданный режиссером Александром Саварским; документальный фильм «Жизнь в треугольном конверте» (Россия, 2019) о работе почты в годы Великой Отечественной войны режиссера Любови Хоботовой; 4-минутный художественный фильм «Возвращение домой» режиссера Сергея Бурцева о герое, который приходит с войны, пройдя все ее тяготы.

Уже завтра вечером мы узнаем, какие фильмы Жюри назвало лучшими картинами кинофестиваля.

 

Мария Аль-Сальхади
Фото Вадима Преслицкого

поделиться :