О ретроспективной программе анимационных фильмов интервью с автором программы киноведом и сценаристом Сергеем Капковым.
Ретроспективная программа анимационных фильмов в этом году связана с тридцатилетием Московской анимационной студии «Пилот». Рассказать о программе согласился её автор – эксперт фестиваля по отбору анимационного кино, киновед, сценарист, шеф-редактор сценарно-редакторского отдела киностудии «Союзмультфильм» Сергей Капков.
– Сергей Владимирович, скажите, пожалуйста, по какому принципу Вы составляли программу ретроспективного показа, что в неё вошло?
Ретроспектива – это, собственно, цикл «Гора самоцветов». Он является эпохальным, даже этапным проектом для истории нашей анимации. Это начало 2000-х годов, когда государство только-только вновь стало давать деньги на производство анимационных фильмов, и «Пилот» впервые получил именно государственные средства. До этого студия существовала на частные деньги: заказы на рекламу, видеоклипы, телепрограммы.
Надо было придумать какой-то проект, который выполнял бы функцию воспитательно-образовательную (как всегда существовало детское анимационное кино в России). Но в то же время, чтобы это было что-то озорное и совершенно неожиданное, как привык делать «Пилот». Александр Михайлович Татарский вспомнил книгу своего детства, которая называлась «Гора самоцветов», и это были сказки народов России. Техника создания фильмов предполагалась разной, и делать мультфильмы должны были разные режиссёры. То есть – авторское кино, собранное под одной «шапкой».
Александр Татарский привлёк наших лучших на тот момент молодых режиссёров, и они стали делать сказки. Некоторые состоялись как режиссёры, для некоторых это оказалось важным этапом, какой-то ступенькой… Самое главное, что Александр Татарский возродил художественный совет, который в советское время все ругали, а потом по нему стали скучать. Туда он собрал не чиновников и не вышедших в тираж творцов, а очень талантливых и одновременно мудрых мастеров.
– И сколько лет студия выпускала фильмы из цикла «Гора самоцветов»?
Этот цикл продолжается до сих пор, но он уже совсем не такой, каким был при Александре Татарском. Я попытался собрать лучшие образцы «Горы самоцветов» – самые «титулованные» и обласканные фестивалями и наградами (многие из них были участниками и фестиваля «Лучезарный Ангел»), самые разнообразные по технике исполнения и самые добрые из всех, чтобы соответствовать девизу фестиваля. Вошли фильмы 2004–2013 годов. В частности, «Кот и лиса», «Непослушный медвежонок», «Заяц-слуга», «Егорий Храбрый», «Козья хатка»… Замечу ещё, что до «Горы самоцветов» «Пилот» не снимал детские фильмы, а это именно детское кино.
– Спасибо, Сергей Владимирович!
Беседовала Елена Чач