Одна из двух запланированных премьер XXI кинофестиваля «Лучезарный Ангел» – документальный фильм «Ветреные будни» (реж. Александры Андроновой и Антона Белоусова) кинокомпании «Фома-Кино».
О новом фильме, а также о широком круге интересов кинокомпании мы беседуем с продюсером «Фома-Кино» Анастасией Легойдой.
– Анастасия, расскажите о фильме, российская премьера которого ожидается на XXI кинофестивале «Лучезарный Ангел».
– Фильм «Ветреные будни» (реж. Александры Андроновой, Антона Белоусова) – документальная картина об экстремальной жизни священника, подвижника благочестия, на Командорских островах. Это фильм о жизни совершенно иной, чем в столице – московской интеллигенции или богемы. Человек после духовной семинарии попадает на край света. Это остров, куда зимой не прилетают самолеты, не приходят корабли. Батюшка занимается поиском пропитания, даже хлеб на остров не всегда привозят. Летом наловили рыбы, грибы собрали, этим и живут. Всегда одни и те же люди, картинка не меняется. В семье растут своих трое детей, еще двух местных алеутских ребят батюшка с матушкой усыновили. Трудно представить нам с вами такую жизнь, но в ней есть своя красота, своя радость. Быт в мегаполисе и здесь несопоставимы. Но для спасения души – это одно из самых лучших мест.
– Главный герой фильма – реальный персонаж?
– Да, это настоящий батюшка Владимир Миронов и его реальная история… Молодой священник окончил семинарию в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и уехал с семьей на остров. Правда, ему предстоит еще вернуться – но об этом смотрите фильм…
– Кинокомпания «Фома-Кино» в 2024 году вновь – после «Ангела маленькой принцессы» в 2022-м, представляет на кинофестивале мультфильм – на этот раз очень красивый анимационный фильм «Рождественская звезда»…
– Фильм режиссера Натальи Березовой и художника Натальи Мальгиной «Рождественская звезда» – один из примеров по-настоящему доброго и красивого кино на христианскую тему.
Задача, которая стояла у творческой группы, была нетривиальной: прикоснуться не только к христианской иконографии через анимационные образы, но и вплести в ткань фильма одноимённое стихотворение Бориса Пастернака, написанное в 1943 году в цикле «Стихотворения Юрия Живаго». Поэт и его современники, а также выдающиеся люди разных эпох предстают перед неизменным Рождественским вертепом. Посыл авторов: Рождество Христово – феномен вневременной, внепространственный, хоть и произошло оно в конкретное время и в конкретном месте.
При этом в мультфильме звучит музыка Моцарта в исполнении известной пианистки и подвижницы, современницы Пастернака, Марии Юдиной – запись 1943 года.
– Напомним читателям, что Мария Юдина – уникальный человек, музыкант, которая вела иноческий образ жизни и которую изгоняли из Ленинградской консерватории за религиозные убеждения в то суровое время…
Анастасия, в планах кинокомпании «Фома-Кино» – совместный с кинофестивалем «Лучезарный Ангел» культурно-просветительский проект, посвященный новомученикам и исповедникам Церкви Русской. А может быть добрым кино о новомучениках?
– Конечно! Кино о новомучениках дает надежду – посреди хаоса жизни и, быть может, безысходности, с которой сталкивается время от времени почти каждый человек, эти люди сохранили веру, доброе устроение своей души. Они победили смерть, репрессивную машину, как когда-то Христос «Смертию смерть поправ…». Они вдохнули новую жизнь в Русскую Церковь, и сегодня мы пожинаем плоды трудов новомучеников. У нас на свободе и в живых в 1938–39 годах оставалось 4 епископа из 300. Их можно было уничтожить или закрыть в тюрьме, и наша Церковь очень просто могла бы прекратить существование. Но благодаря их подвигу у нас сейчас снова 300 епископов. Мы должны это осознавать, понимать… Поэтому кино о новомучениках дает надежду.
– Вы оказываете информационную поддержку проекту «Живое слово». Расскажите о нем.
– Проект «Живое слово» реализуется под руководством доктора исторических наук архимандрита Дамаскина (Орловского) и включает в себя четыре фильма режиссера Екатерины Орловской о святых XX столетия: священномученике Фаддее (Успенском), архиепископе Тверском, священноисповеднике Романе Медведе, мученике Николае Варжанском и мученице Татиане Гримблит.
Все четыре фильма основаны на исторических документах, письмах и стихотворениях, авторами которых являются святые.
– В современном обществе есть запрос на такие картины?
– Нельзя сказать, что на такие картины нет запроса. Но прокат работает на массового зрителя, – а от него действительно запроса нет. Более того, маркетинговые исследования в интернете свидетельствуют: появление в кадре священника в большинстве случаев уменьшает количество просмотров видеоконтента, например. А то, что заведомо коммерчески невыгодно, инвесторов не интересует, разве что из соображений личного подвига.
– Где же выход? Как состоялся проект «Живое слово»?
– Проект «Живое слово» реализуется при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив и информационной поддержке кинокомпании «Фома-Кино». Он призван в какой-то мере просветить общество, ведь среднестатистический россиянин ничего не знает об этих современных русских святых, которые, по словам архимандрита Дамаскина (Орловского), «стоят за дверью и ждут, когда им наконец окажут внимание».
– Анастасия, что бы вы хотели пожелать участникам предстоящего XXI кинофестиваля «Лучезарный Ангел»?
– Желаю участникам XXI Международного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» обнаружить самые интересные творческие находки, обязательно добрые, с любовью к людям сделанные киноработы. Желаю удачи!
Как я уже сказала, наша компания представит на кинофестивале две работы: документальный фильм «Ветреные будни» и мультфильм «Рождественская звезда». Я надеюсь, вы их увидите в программе кинофестиваля. Ждем ваших зрительских откликов!
Ольга Каменева