С 1 по 8 ноября в Москве пройдёт X фестиваль «Лучезарный Ангел». Как всегда, особое внимание зрителей будет приковано к программе игровых фильмов. О картинах, участвующих в конкурсе, а также о современном кинематографе в целом мы беседуем с отборщиком игровой программы, кинопродюсером Андреем Русановым.
– Андрей, расскажите, пожалуйста, как проходил отбор фильмов для нынешнего фестиваля «Лучезарный Ангел»?
– Предстоит уже десятый фестиваль «Лучезарный Ангел». Отличительная особенность фестиваля в том, что при составлении прогарммы отборщики советуются с экспертным советом под руководством протоиерея Владимира Волгина, в который входят светские и духовные лица.
«Лучезарный Ангел» – это фестиваль «доброго кино». А таковое сегодня практически не снимается. Вектор современного кино довольно циничен. Без брутальности, крови, насилия уже мало кто снимает фильмы. Даже детское кино этим страдает. «Гарри Поттер», например.
Последние несколько лет наше кино как-то начало выравниваться хотя бы качеством, в нём стал появляться какой-то внутренний стержень. Появилась вкусовая дисциплина. И какие-то авторские высказывания имеют место быть, которые даже предполагают отклик зрителя. А так, как зритель от потока, объёма и насыщенности информации уже устал, он ждёт, что фестиваль станет для него неким проводником для ориентации в широком потоке снимаемых фильмов.
Фестивалю «Лучезарный Ангел», проходящего при поддержке РПЦ, можно доверять. Мы собрали программу, объединённую смыслом: доброе, добродетельное кино. Удалось даже организовать две эксклюзивные премьеры. Фильм «Страна хороших деточек» – это первая за последние годы высокобюджетная работа, снятая специально для детей. В 2010 г. сценарий этого фильма завоевал главный приз на нашем фестивале. А теперь дошел до экрана. И вполне логично, что наш юбилейный фестиваль открывается этой картиной. А фильмом закрытия станет вторая эксклюзивная премьера – приключенческий фильм для семейного просмотра «Форт Росс» режиссера Юрия Мороза, продюсером которого является Дмитрий Харатьян.
В конкурную программу мне удалось выбрать девять фильмов, за которые не стыдно. Все они на довольно высоком уровне качества. И их авторам есть, что сказать зрителю.
– Андрей, какие темы преобладают в отобранном Вами кино?
– Если говорить о темах, превалирует, по моему наблюдению, настоящее социально-значимое кино. Не то, которое пытаются продвинуть некоторые чиновники, а то, которое, действительно трогает и души, и сердца, и разум.
Человек не обязательно приходит в кино – задуматься. Он приходит – за неким эмоциональным путешествием. Фильмы «Стыд» или «Жажда» – довольно острые социальные картины, которые раскрывают некие табуированные темы, но по особому. «Стыд» – это фильм о вдовах погибших подводников, о том насколько непросто переживать потерю близкого человека в мирное время.
Мне удалось подобрать довольно актуальное проблемное кино. Я не принимал чью-либо сторону, но оценивал фильмы взглядом культурного, воспитанного человека.
Фильм «Жажда» был основным в моём первом выборе на конкурс. Он – о молодёжи, которая обожжена войной, совершенно не заслуженно. Это не освободительная война, а в основном, экономическая, которая не жалеет никого. Герой фильма, прошедший Чеченскую войну – художник, талантливый человек, который вынужден творить, питаясь ужасами войны.
Я также позволил себе взять те фильмы, которые прошли на большом экране, но были незамеченными. Такие, как «Вот это любовь» или, например, фильм «Марафон» Карена Оганесяна. Это – духоподъёмная история. Её герои – люди среднего и старшего возраста, на которых все уже махнули рукой, а они пытаются друг другу вернуть вкус к жизни. Это идеально подходящее под формат фестиваля кино.
– Сегодня существуют сотни фестивалей. И многие режиссёры стараются поучаствовать чуть ли не в каждом из них. Не понижает ли это качество снимаемых фильмов?
– У нас весьма неблагоприятная ситуация с прокатом отечественного кино, претендующего на внимание массового зрителя. Только событийные фильмы и те, у которых есть огромный бюджет на продвижение, могут иметь успех в прокате. И то – не всегда. Поэтому фестиваль – это способ приехать в какой-то конкретный город, с определённой программой, прошедшей отбор, и представить зрителю эту качественную выборку, которой он достоин.
В один год на фестивале «Лучезарный Ангел» некому было вручить Гран-при, потому что достойного не нашли. В прошлом году на фестивале победило кино, которое меня, человека скептического, растрогало до слёз. Это – фильм «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой. Фильм о том, как маленький городишко ополчился против пятнадцатилетней девочки. Оказалось, что её папа – маньяк. А она этого не подозревала. Мария Смольникова, которая сыграла в картине главную роль, теперь снялась в фильме Фёдора Бондарчука «Сталинград».
Кино «Дочь» помимо жанровости, сюжета и хороших артистов, показало провинцию без грязи. Там всё – как в картинах больших русских мастеров живописи, в чём заслуга создателей. Меня «пробрало» это кино. Я, пока не добежал до гостиницы и не обнял жену и дочерей, не мог успокоиться.
Победа этой картины в прошлом году во многом повлияла на моё решение принять предложение стать отборщиком полного метра в этом году.
– Меняется ли со временем отношение режиссёров к своей профессии?
– Для меня, как для человека, вовлечённого в кинопроцесс, кинопатриотичного и трепетно относящегося к тому, через какие тернии проходит автор, важна дальнейшая судьба фильмов. У нас всё создаётся не благодаря, а вопреки. Так же и кино. Мало у кого из режиссёров уже глаза горят, мало кто делится своей энергией, как это принято в кино.
– Андрей, прослеживается ли в современном кино преемственность советским традициям?
– Считаю это упрёком авторам, которые снимают не оглядываясь на опыт гигантов мысли «по-советски». Я много смотрю фильмов и могу отметить, что не многие снимают кино современным киноязыком. Мало фильмов, которые могли бы удовлетворить современного, очень пресыщенного, недоверчивого зрителя. Мы всё пытаемся угнаться за Голливудом в тех жанрах, которые ещё недавно были отмечены у нас одной-двумя работами, и забываем о тех направлениях, в которых были всегда сильны и убедительны.
Да, у нас были замечательные драмы, лирические комедии. У нас были артисты – притягательные личности. И тогда, в камерном кино это работало, и больше ничего не нужно было.
В советское время никакого другого окна в мир не было. Сегодня кино – одно из средств насыщения культурного багажа. И сегодняшнее кино не может быть только статичным. Даже глубокая психологическая драма должна быть ещё чем-то. Современное кино должно обладать ещё массой инструментария, чтобы зритель не заскучал и получил отдачу от фильма.
Беседовала Ирина УШАКОВА