«Искусство без надежды не имеет права на существование». Режиссер Алексей Свиридов – о позитивном кино для детей и юношества

«Искусство без надежды не имеет права на существование». Режиссер Алексей Свиридов – о позитивном кино для детей и юношества

3 ноября в рамках кинофестиваля «Лучезарный Ангел» пройдет семинар «Использование киноматериала в воспитательной работе с подрастающим поколением».

Ведущий встречи Алексей Свиридов – многодетный отец, лауреат отечественных и международных конкурсов и кинофестивалей (в частности, его режиссерский дебют «Сикера» в 2021 году стал победителем Берлинского фестиваля в номинации «Best drama»), актер театра и кино, руководитель центра культуры и киноискусства «Apostol Films».

 

Алексей Свиридов рассказал о том, что ожидает участников семинара.

– Мы вместе посмотрим конкурсную работу «Гадкий утенок» – короткометражный фильм-дебют режиссера Оксаны Костенюк. Это трогательная история взаимоотношений детей и взрослых, посвященная девочке Маше и ее любимой игрушке – самодельному утенку Пуху, которую случайно ломает сестра…

Вместе со зрителями мы проанализируем те человеческие ценности, которые зашифрованы в фильме и передаются с помощью киноязыка, то, что считывается и переживается детским сердцем. Затронем темы эмоционального воздействия кино, обсудим вопросы визуальной грамотности. Поговорим о том, как работает киноязык – напрямую через чувства, эмпатию, архетипы ситуаций.

Ребята, взрослые смогут дать оценки увиденному – все вместе разберемся, что и как работает. Постараемся понять, что очень многое строится по законам драматургии, которые тождественны законам жизни.

Думаю, встреча будет полезна родителям, воспитателям, студентам педагогических вузов, начинающим кинематографистам, молодежи и подросткам. Мы поговорим о внутреннем содержании кино – как оно строится. Узнаем, что такое вообще позитивные, добрые фильмы. Тут важно отметить, что позитивный контент может быть по своей сути драматургичен, но главное, что в нем должно быть – это надежда.

Искусство без надежды, на мой взгляд, не имеет права на существование. Доброе кино, во-первых, дает надежду, а во-вторых – побуждает действовать, изменяться к лучшему.

В нашей повседневной жизни важно не просто смотреть фильмы с детьми – необходимо обсуждать, анализировать увиденное. Необходимо задавать ребятам правильные вопросы, обращать внимание на скрытые смыслы, выявлять те самые ценности, которые формируют личность человека.

Часто таким образом устанавливаются дружеские отношения между взрослыми и детьми, повышается уровень взаимного доверия, взаимопонимания – что немаловажно, поскольку сегодня дети, подростки мало доверяют родителям, как это ни печально. Они скорее верят приятелям во дворе или в интернете, которые, к сожалению, не могут дать основанный на опыте авторитетный совет в сложной ситуации – как это могли бы сделать родители. Но папы и мамы чаще просто ругают детей за проступки, не пытаясь проанализировать ситуацию, разобраться в том, что случилось, встать на сторону детей. Проще наказать ребенка.

Еще одна проблема заключается в том, что доброе кино для подростков частенько оказывается скучным. У производителей таких фильмов не хватает компетенций, образования, профессионализма. Боевики, мелодрамы создаются за большие деньги профессионалами по всем законам жанра, и это все смотрится. Сегодня, конечно же, необходимо повышать профессионализм кинематографистов, художественный уровень позитивного контента для молодежи. Сценаристам надо создавать больше интересных историй для подростков, должен появиться госзаказ на такие фильмы. Подросток остро чувствует «халтуру», не доверяет картинам, созданным на скорую руку непрофессионалами, пусть и с желанием смастерить что-то «добренькое».

А потом, необходимо учитывать сегодняшний темп, ритм жизни – к старым фильмам с прекрасным содержанием молодому поколению приходится прививать вкус. Дети, подростки хотят получать информацию в ускоренном темпе – более яркую, интересную, впечатляющую.

Современные добрые фильмы тоже могут быть интересными; но в них должны сочетаться ценности, которые были в советских картинах, с темпом и ритмом современного киноязыка. И сегодняшняя задача кинематографа – изобрести, использовать уже созданные современные формы подачи доброго контента со смыслом молодежной аудитории.

В качестве интересного примера современной стилистики можно вспомнить американский мультфильм для подростков «Бабушка и печенька» компании Pixar Animation Studios. Христианская добродетель неосуждения показана в нем на примере конкретной жизненной ситуации, действий его героев. Мораль мультика – делай добро, пока твой поезд не ушел.

В России в 2023 году вышел самый кассовый в нашей истории фильм «Чебурашка» (реж. Дмитрий Дьяченко). Уже в начале картины можно заметить референсы сцен, многие приемы, использованные ранее также в американских фильмах. Видно, что картина сделана по законам драматургии, которые в американском кинематографе продолжают развиваться. Мы на какое-то время выпали из этого процесса в 90-х годах прошлого века, многое было утеряно. Но сейчас отмечается позитивная тенденция, ее необходимо закрепить в отечественном кинематографе, постараться, чтобы профессиональные фильмы создавались в том числе для детей и юношества, а не только для взрослой аудитории.

Организаторам XX юбилейного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» хотелось бы пожелать, чтобы они инициировали создание необходимого нашему обществу позитивного контента, задавали бы позитивный вектор в развитии отечественной киноиндустрии. Помогали режиссерам профессионально расти, формировали правильное мировоззрение, вкус к доброму, светлому, хорошему. И все это должно быть донесено до аудитории качественным кино- и драматургическим языком.

За отобранные на фестивале фильмы мы несем, конечно же, ответственность: для многих людей они станут ориентирами, примерами для подражания. Таким образом формируется мировоззрение будущих режиссеров, современной молодежи.

В том, что касается отбора качественных фильмов, мне кажется, лучше здесь не идти на какие-либо компромиссы. И если в этом году нет работ «на пятерку», необходимо говорить об этом, обращать внимание – да, мы выбрали хорошие фильмы, но они могли быть лучше. Проводить мастер-классы, на которых разбирать – как снимать качественное кино, создавать школы внутри кинофестиваля. А не так, что на безрыбье – и рак рыба.

Участникам кинофестиваля желаю не расслабляться: чтобы каждая следующая работа была лучше предыдущей. Смотреть, анализировать, не успокаиваться, быть требовательными к себе, к своим работам, искать новые решения, методы, язык, которым можно говорить с взрослым поколением и молодежью.

Зрителям желаю быть искренними и честными, приглашаю в кино на добрые фильмы. Воспитывайте в себе хороший вкус, а не смотрите пошлость и эпатаж, которые оскверняют сердце, разум, притупляют чувство прекрасного.

Всем желаю, чтобы с участием «Лучезарного Ангела» в нашем мире стало больше добра и света. Пусть этот кинофестиваль по уровню будет одним из самых лучших, потому что он действительно обращает внимание на два важных компонента – профессионализм и духовно-нравственный контент.

И пусть эти два крыла помогут кинофестивалю взлететь на самую вершину.

Быть добру!

Алексей Свиридов

поделиться :