Кинофестиваль продолжает серию авторских ретроспективных программ киноведа Андрея Шемякина, главным постулатом которой является тот факт, что художественные фильмы, снятые в определенный период, являются отражением конкретной исторической эпохи и с годами становятся документами этого времени.
В 2018 г. литературный мир отмечает 200-летие Ивана Сергеевича Тургенева. Он традиционно считается одним из тех отечественных классиков, которые безоглядно связали свою жизнь с русским освободительным движением. Он был мишенью Федора Достоевского, окарикатурившего его в «Бесах». В советской школе именно так его и преподавали. Однако конкретные тургеневские тексты говорят скорее, о другом – о необходимости перемен к лучшему, об исправлении нравов, и невозможности это сделать человеку собственными силами.
К юбилею великого писателя мы подготовили ретроспективную программу, говорящую о разнообразии творчества Ивана Тургенева и о невозможности свести его к какому-либо набору мировоззренческих догм. Отечественные кинематографисты приложили немало усилий, особенно в период между серединой 50-х – концом 70-х годов, чтобы это разнообразие продемонстрировать. И вместе с тем поразительно, что с начала 80-х, авторы в основном возвращаются – уже на ТВ – к тем же ключевым, даже хрестоматийным произведениям, и мы можем, сравнивая трактовки, понять, как изменились отношения с классиком, а вместе с ними – время. Ретроспектива проводится совместно с Госфильмофондом России.
Фильмы ретроспективной программы
– «Ася», СССР, киностудия «Ленфильм», 1977, 93 мин., режиссер Иосиф Хейфиц
– «Две женщины», Россия-Латвия-Франция, 2014, 100 мин., режиссер Вера Глаголева
– «Дворянское гнездо», СССР, киностудия «Мосфильм», 1969, 111 мин., режиссер Андрей Михалков-Кончаловский
– «Муму», СССР, киностудия «Мосфильм», 1959, 68 мин., режиссеры Евгений Тетерин, Анатолий Бобровский
Андрей Шемякин, вице-президент Гильдии
киноведов и кинокритиков СК РФ,
киновед, кинокритик, филолог,
эксперт по отбору документальных фильмов
кинофестиваля «Лучезарный Ангел»