В этом году – скорбная дата: 75-летие начала Великой Отечественной войны. Этому событию посвящается ретроспектива режиссеров-фронтовиков, начинавших сразу после ХХ съезда КПСС, – в конце 50-х годов.
Именно эти режиссеры в своих картинах, прославленных или основательно подзабытых, общими усилиями выработали нравственный кодекс чести фронтовика, то есть человека, на своем опыте узнавшем цену жизни и смерти, как воздух, необходимый и в относительно мирном бытии.
Все ленты, представленные в этой ретроспективе, созданы на «Мосфильме». И важно напомнить, что именно с битвы под Москвой началось то, что через четыре года будет названо Великой Победой, а в 60-е, когда и создавались самые исповедальные фильмы авторов этого поколения, станет той самой ОКОПНОЙ ПРАВДОЙ, которая так же дорога, как и хлеб насущный.
Оценим нравственное мужество людей, показавших разницу между тыловым официозом, и художественной истиной, добытой в бою, но нашедшей свое воплощение в ситуации, когда наши фронтовики считали себя не недобитыми, но – выжившими.
«Чистое небо», 1961, режиссер Григорий Чухрай, 104 мин.
Летчик-испытатель Астахов, герой Советского Союза, во время войны попадает в плен. После войны вернувшегося Астахова исключают из партии, увольняют с работы и лишают правительственной награды. Долгие годы герой не имеет возможности вернуться к своей профессии. Астахов спивается, но любовь Саши и вера в себя спасают его и возвращают надежду на справедливость и возможность вернуться в чистое небо.
«У твоего порога», 1962, режиссер Василий Ордынский, 75 мин.
Суровая осень 1941 года. Немцы на подступах к Москве. Несколько зенитных батарей, охранявших небо столицы, были срочно брошены против немецких танков. На развилке дорог, возле домика, где живет женщина с тремя детьми, занял позицию орудийный расчет. В итоге остался один патрон и один стрелок. Кто поможет, если помогать, теоретически, некому?!
«Тишина», 1963 г., режиссер Владимир Басов, 2 серии, 209 мин.
Экранизация одноименной повести Юрия Бондарева. Демобилизованный Сергей Вохминцев возвращается в Москву и поступает в институт. Неожиданно по клеветническому доносу соседа арестовывают его отца, а Сергея, как сына «врага народа», исключают из партии и института. Парень едет в Казахстан, работает на стройке. У него много верных друзей, и он верит в справедливость. Вера остается непоколебленной, а справедливость восторжествует.
Эпилог.
«Люди 41-го года», 2001 г., режиссер Марлен Хуциев, 53 мин.
Документальный фильм-воспоминание, фильм-реквием о тех, кто ушел на фронт и остался навеки девятнадцатилетними. В прошлом году мастеру исполнилось 90 лет, и хотя он не был на фронте, именно ему суждено договорить, довоплотить на экране правду этого поколения.