Мы беседуем с Андреем Зайцевым, режиссером фильма-открытия XXII кинофестиваля «Лучезарный Ангел» «Двое в одной жизни, не считая собаки».
– Что так заворожило вас в истории о двух стариках – настолько, что вы поняли: о них надо снять фильм?
– Мне важно было рассказать про редкий случай, когда люди доходят до старости в таком мире, согласии и любви. Лилиана Лунгина (переводчик, мать режиссера Павла Лунгина) в «Подстрочнике» (2008, реж. Олег Дорман) рассказывала про свою жизнь с Семеном Лунгиным, а также о том, что вокруг них были друзья, которые долго прожили в браке, но это были сложные браки. «А у нас, – говорит она, – был брак счастливый, легкий. И таких браков я практически не встречала. Это была большая редкость». И там же она рассказывает историю, которая вошла в фильм. Она собралась в магазин. Муж спрашивает: «Куда ты?» Она: «В булочную». Он: «Я с тобой». – «Зачем?» – «Ну, кто знает, сколько нам вместе осталось. А вдвоем веселее».
Образы наших героев в фильме на самом деле собирательные – сотканные из историй самых разных людей. Из четы «мудрецов», философов, писателей и культурологов Григория Померанца и Зинаиды Миркиной. Я видел их интервью, где они рассказывали про огромную книгу с китайской живописью времен династии Сун, которая возникает в фильме, это их история. Когда они только поженились и стали жить вместе, она тащила ему эту 20-килограммовую книгу в подарок. Но еще были прекрасные образы стариков в фильме «Луной был полон сад» (2000, реж. Виталий Мельников), спектакль Анатолия Эфроса «Дальше тишина», где играет Раневская вместе с Пляттом, спектакль Иосифа Райхельгауза и Альберта Филозова «Уходил старик от старухи» с Мироновой и Глузским.
– Что тронуло вас в такой гармоничной и ясной старости?
– Это пришло от Сергея Симоновича Дрейдена. Он снялся у меня в фильме «Блокадный дневник» (2020) в одной из главных ролей – роли отца. После этого мы с ним подружились и очень много общались. Я познакомился с его семьей, был у него дома. И, в общем-то, сценарий писался под впечатлением от общения с Сергеем Симоновичем. От него шло такое тепло, такая созидательная энергия, что к нему все тянулись. Это был человек, к которому ты всегда можешь прийти и погреться, общаясь с ним. В его дом приходили погреться, когда холодно на душе. Это очень важно, когда в жизни есть такой дом и такие люди. И Дрейден был как раз таким человеком. Поэтому очень много в сценарий вошло от него: собака, то, как он любил ездить в электричке или сидеть в Летнем саду и делать зарисовки людей. Потому что, кроме того, что он замечательный актер, он был еще очень талантливый художник. Мне захотелось то тепло, ту энергию, которая была в нем – была, потому что он ушел два года назад – передать людям.
– Совершенно удивительное «попадание» в актеров... Сценарий сразу делался для Светланы Крючковой и Александра Адабашьяна, или вы выбирали, кто из сегодняшних мэтров может передать то, что вы хотите?
– Вообще изначально сценарий писался как раз для Дрейдена, и должны были играть Дрейден и Фрейндлих. Но Сергей Симонович умер, а Алиса Фрейндлих хотела играть только с ним, а он с ней. Так что было ясно, что вариант с этими актерами, этими личностями, с которыми была бы другая история, но такая же яркая, ушел. Тогда я стал искать другую пару. Предложил эту роль Александру Артёмовичу Адабашьяну. Он такой же теплый, добрый человек, к которому все тянутся. Он согласился, а когда мы думали про партнершу, в какой-то момент он сказал: «А что мы мучаемся? Давай Светка будет играть». Выяснилось, что со Светланой Николаевной Крючковой они дружат уже больше 40 лет, у них свои давние отношения. Я сразу за это ухватился, потому что понял – им не нужно будет притираться друг к другу, ведь они друг друга очень хорошо знают. И с первого съемочного дня было полное ощущение, что это полноценная семейная пара, которая прожила 40-50 лет вместе. То есть это абсолютно живое общение, настоящее. Им не нужно было играть взаимоотношения друг с другом. Они действительно были как пара. Между ними есть «химия». А в кино «химия» сразу чувствуется и сразу передается на пленку.
Беседовала Екатерина Данилова
