Отличительная особенность кинофестиваля «Лучезарный Ангел» – работа Духовного экспертного совета (ДЭС), который, руководствуясь критериями нравственности, решает, может ли фильм участвовать в кинофоруме.
Что положительного запомнилось в программе XXII кинофестиваля, какие фильмы, наоборот, не были допущены на кинофорум? Об этом мы расспросили экспертов ДЭС: протоиерея Тарасия Вдовина, проректора Высших курсов сценаристов и режиссеров им. Г.Н. Данелии (ВКСР) по учебной работе Ольгу Николаевну Сикору и иерея Николая Левшенко.
Протоиерей Тарасий Вдовин, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери, подворья Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря
Фестиваль «Лучезарный Ангел» был организован для того, чтобы выражать духовно-нравственные ценности языком кинематографа, нести их не только в православную христианскую среду, но и к нецерковным людям, которые открыты к гуманистическим идеям. Это фестиваль, как следует из его девиза, доброго кино.
Но что такое доброе кино? Оно не для развлечения, а для того, чтобы пробуждать в зрителе добрые чувства, отвергать зло, которое, конечно, тоже присутствует на экране. Но если оно при этом осуждается, то такой фильм также несет нравственный посыл. И таких фильмов много. Есть игровые и документальные ленты о святости, о Церкви, порою о каких-то сложных исторических моментах.
Это важная тема – Церковь в истории, в современности, в жизни, на нашем пути ко Христу. Но необязательно это говорится впрямую языком кино. Все, что ведет нас к добру, направляет нас к Богу. Можно так сказать, потому что Бог и есть Добро.
Для недопуска фильмов на кинофестиваль есть несколько причин. Часть из них формальные. Например, мы отказываем картинам, где звучит нецензурная брань с экрана, где внимание акцентируется на насилии, где негативные стороны жизни подаются так, что их можно воспринимать в качестве соблазна.
Если мы видим, что картина хотя и не побуждает ко злу, но вносит какой-то внутренний разлад в душу, порождает какие-то сомнения в вере – такому фильму мы тоже отказываем от участия в фестивале. Это, как и жестокость не коррелирует с понятием доброго кино. Если мы видим какое-то зло на экране, то мы должны увидеть и его осуждение, и путь к его преодолению. Тогда это для нас приемлемо. Добро должно побеждать на экране.
В качестве положительных примеров я бы отметил, прежде всего, фильмы о героизме. В частности, фильм «Северный полюс» (Россия, 2025, реж. Александр Котт), где рассказывается о походе атомной подводной лодки на Северный полюс в 1962 году. Экипажу пришлось справляться с техническими трудностями, авариями. И в то же время преодолевать человеческие немощи. Здесь показан героизм и слаженность командной работы, где каждый на своем месте выполняет важную работу.
Есть фильм совсем другой тематики – «Двое в одной жизни, не считая собаки» (Россия, 2025, реж. Андрей Зайцев). В нем замечательный актерский дуэт Светланы Крючковой и Александра Адабашьяна раскрывает жизнь пожилой пары. Их герои по-человечески очень талантливые люди, талантливые в своей доброте. Они стараются помогать тем, кто рядом, заботятся о девушке-соседке из неблагополучной семьи. У них самих есть серьезная причина для печали. Дочь вышла замуж, уехала за границу, и для них эта разлука является такой проблемой, которую они не могут решить. Это пример фильма, выполненного в лучших традициях русского кинематографа.
Мультипликация, как всегда, очень хорошо, широко и разнообразно представлена на «Лучезарном Ангеле». Есть мультфильмы как для детей, так и для взрослых. Все они очень интересные. Причем это не только развлекательные фильмы. Есть и серьезные ленты, которые, например, побуждают задуматься о культуре XIX века, о литературе. А есть фильмы для детей, но они тоже не какие-то стандартно-развлекательные, а такие, что учат добру, дружбе, взаимопониманию, заботе о людях, и вообще рассказывают обо всем живом, что нас окружает. Хочу отметить картины, сделанные в стиле традиционных русских росписей, лубка и живописных техник. Это все очень живо и нешаблонно. Хотя я понимаю, что бывают неудачи на этом пути, иногда это очень сложно совместить с сюжетом фильма, это порой не получается у авторов. А есть очень удачные ленты, которые и смотреть приятно, и в то же время они в детях воспитывают доброту.
Сейчас в кинематографе возникла тема СВО, мы видим, как молодые режиссеры, сценаристы, которые только учатся во ВГИКе, берут эту тему и стараются ее отражать на экране: есть и документальные ленты, и короткометражные игровые. А вот полнометражных игровых фильмов о спецоперации пока не так много. Видимо, нужно время, чтобы эта тема «созрела».
Обзор фильмов по тематике Великой Отечественной войны и СВО заставляет задуматься. Мы живем в сложное время, когда ломаются традиции. Что-то нуждается в восстановлении, что-то, наоборот, воспринимается как западные кинематографические шаблоны, которые от нас, по сути, далеки. И дело даже не в спецэффектах, а в злоупотреблении ими. Да, мы видим яркость, красочность. Но в ущерб часто приносится человеческая, гуманистическая составляющая, раскрывающая внутренний мир героя.
Другая беда – слишком быстрый темп фильмов, как вообще современной жизни. Не успеваешь даже осмыслить происходящее, погрузиться в смысл картины. Раньше были ленты, которые побуждали к такому осмыслению. «Баллада о солдате», «Иваново детство», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни «старики», «Восхождение» – в этих фильмах происходящее на экране пробуждает, заставляет волноваться душу. И фильмы эти о том, что надо всегда сохранять человечность. Это не слабость, а сила наших людей, особенно проявлявшаяся в критических ситуациях.
Возможно, одна из причин в том, что авторы фильмов плохо знают, что такое война. И дело не в «боевом опыте», а в жизненном. Авторам подчас не хватает кругозора, вдумчивости. Имитировать эту составляющую в искусстве невозможно.
Хочу пожелать кинематографистам помощи Божией, чтобы добро в их лентах прорастало изнутри, из их сердец, из их душ. Чтобы не было внешнего, наносного, чисто рационального подхода. Чтобы они снимали то, что им близко, чтобы они сами остро и горячо переживали то, что показывают на экране. Тогда многое будет получаться.
Ольга Николаевна Сикора, проректор Высших курсов сценаристов и режиссеров им. Г.Н. Данелии (ВКСР) по учебной работе
Из просмотренного мне понравился документальный фильм «Снежные Псы» (Россия, 2024, реж. Михаил Мороз). Герои фильма – каюры, участники камчатской гонки на собаках. Это люди, наполненные жаждой жизни, интересом к ней. Современные люди, пытающиеся пройти этот путь, привычный для коренных жителей Камчатки, сталкиваются с физической невозможностью это сделать своими собственными силами. Но это оказывается возможным, если не замыкаться на себе, а открыть душу для окружающего мира – полюбить собак, которые тебя везут, загадочную суровую природу, людей, которые рядом с тобой… Очень интересный опыт. И необыкновенно красивый мир Камчатки.
Хотелось бы отметить документальный фильм «Горький мед» (Россия, 2024, реж. Юлия Макарова), в картине дочери пасечника рассказывают о своем ушедшем отце. Пасека, которую он устроил, – это целый мир, полный таинственной жизни и завораживающей красоты. Это – наследство, которое оставил им отец.
Очень понравился документальный фильм «Наставник Царевича. История Чарльза Сиднея Гиббса» (Россия, 2025, реж. Анна Чернакова) по сценарию Александра Адабашьяна. Увлекательный, остроумный, поучительный фильм знакомит с человеком высоких нравственных убеждений и мужества.
«Великий Грешник» (Россия, 2025, реж. Ксения Роганова) – этот фильм, возможно, близок тем, кто пришел к вере в пору молодости. В Церкви многое понимают иначе, чем мы привыкли в миру. А молодой человек – максималист, поэтому все воспринимает остро и жадно. И усиленно работает над собой, пытаясь поменять прежнюю систему ценностей, обнаружить и назвать каждый свой грех. И вдруг он видит на исповеди «особенного», как сейчас называют, человека. И открывает для себя еще одну грань – что наивное, детское покаяние может быть глубже, чем грамотное и высокоумное. И понимает, что это ему Господь показал в назидание, поставил его на место. Это воспринимается, как обыкновенное чудо заботы Господа о каждом, обо всех нас, своих детях. Для меня этот фильм – яркая история из духовного опыта неофита. В сущности, просто зарисовка, искренняя и остроумная.
Из фильмов об СВО я бы отметила короткометражку «Ветер поднимается» (Россия, 2025, реж. Анастасия Бородина) за искренность. Образ героини трогает, ей веришь.
Пожелание всем кинематографистам – помнить о том, что их творения – это их дети, которых они приводят в наш мир, и которые теперь будут жить вместе с нами. Они отвечают за них.
Иерей Николай Левшенко, клирик храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее
Очень хорошее общее впечатление производит программа кинофестиваля, у нас тщательно работают отборщики, на фестиваль поступают лучшие фильмы. Картины взаимодополняют друг друга, общая программа сформирована целостно с охватом наиболее важных тем и практически всех жанров.
Из того, что мне досталось к просмотру, большое впечатление произвел фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки» (Россия, 2025, реж. Андрей Зайцев). Это фильм, который несет тот тихий врачующий раны свет любви, взаимопонимания, которых многим людям сегодня так не хватает. Понравился фильм «Северный полюс» (Россия, 2025, реж. Александр Котт).
Огромная проблема современного общества – распространение мата, вся эта грязь постоянно изрыгается, пачкает души. Поэтому сейчас так и разворачивается движение против нецензурной лексики. Это вопрос выживания народа. Одно дело, если дети учатся осознавать, выражать свои чувства словами Александра Сергеевича Пушкина, а другое – если всё чистое и святое, весь здоровый фундамент крепких чувств, семьи разрушен матом, этой антимолитвой. Конечно же, отсутствие мата – это один из критериев допуска картин для участия в фестивале.
В фильме не должно быть пропаганды греха. Отбираются картины с упором на традиционные ценности.
В этом году у нас много хороших студенческих работ. Зрителям будет что посмотреть с детьми. Из короткого метра мне сейчас вспомнился фильм «Тоша» (Россия, 2024, реж. Анита Фазли). Он в чем-то неоднозначный, потому что раскрывает серьезную проблему – ссоры родителей и как это сказывается на детях. К сожалению, в картине не предложено какого-то выхода, решений. Мне кажется, что полезно было бы посмотреть этот фильм с семьей и обсудить.
Из полнометражного игрового кино хочу отметить несколько фильмов. Хороший фильм «На деревню дедушке» (Россия, 2025, реж. Владислав Богуш). «Судьба барабанщика» (Россия, 2024, реж. Анна Чернакова) – просто прекрасный фильм, его бы я особо выделил. Еще – «Капитан четвертого ранга» (Россия, 2024, реж. Илья Казанков).
В программе этого года есть и иранское кино. В стране сейчас сложная ситуация, это, конечно, влияет и на кинематограф. Сложности мобилизуют. В людях что-то внутреннее, глубинное, хорошее актуализируется. Уже не до суеты, развлечений. Как-то обновляется взгляд на жизнь, приходит понимание того, что ее нельзя тратить впустую.
Так и у нас в России получилось, что фронт консолидировал лучшие силы народа, а то худшее, что ранее довлело, претендуя на внимание, обнажило свою суть. Санкции, давление на нас только сплотили народ, люди стали больше помогать друг другу. И как ни странно, но именно в тяжелой ситуации, как это обычно, впрочем, и происходит, начал рождаться у нас свой кинематограф, стало появляться именно наше русское по духу кино. СВО – разумеется, сейчас главная боль для всех. Потому и фильмы такие сильные.
Кинематографистам я пожелал бы больше обращаться к традициям нашей русской культуры. Стараться передавать эту традицию во всей ее нравственной чистоте следующим поколениям. Снимать фильмы о любви к Родине. Потому что на нас сейчас обрушивается столько атак, очернения. А посмотришь хороший фильм, где показаны добрые крепкие отношения между людьми, – и чувствуешь, что не одинок, хочется жить, творить. Молодежи важно показывать здоровые семейные отношения, говорить о радостях отцовства, материнства. Людям сейчас надо давать надежду. Необходимо разрушать эту давящую атмосферу. Напоминать о том, ради чего можно и жизнь отдать, и тем более – жить. Не надо акцентировать то злое, падшее, пошлое, что пытается восставать, калечить души.
Людям нужен свет, тогда и тьма рассеется. Вот это и есть цель развития нашего кинематографа.
Ольга Орлова
