Миссия – творить добро. Духовный экспертный совет о фильмах кинофестиваля

Миссия – творить добро. Духовный экспертный совет о фильмах кинофестиваля

Какие картины из программы XXII кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел» произвели наибольшее впечатление на специалистов Духовного экспертного совета (ДЭС)? А какие фильмы и почему не допускались на кинофестиваль? Что хотели бы пожелать участникам кинофорума эксперты ДЭС? Предлагаем блиц-опрос протоиерея Константина Сопельникова, иерея Игоря Спартесного и кинорежиссера Льва Чернявского.

 

Протоиерей Константин Сопельников, настоятель храма во имя Живоначальной Троицы в Чертанове

Одним из самых важных критериев отбора фильма является пригодность картины к ее показу детям. Если кино невозможно представить на семейном экране – что-то с ним не так. Дети у нас очень разумные и многое понимают по-взрослому, никогда качественное доброе кино им не повредит.

Хорошо, что в программе нынешнего кинофестиваля присутствуют очень крепкие семейные – для общего просмотра – картины, такие как «На деревню дедушке» (Россия, 2025, режиссёр Владислав Богуш), «Каруза» (Россия, 2025, режиссёр Иван Харатьян), «Капитан четвёртого ранга» (Россия, 2024, режиссёр Илья Казанков), «Судьба барабанщика» (Россия, 2024, режиссёр Анна Чернакова). Сильное впечатление оставил фильм Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки» (Россия, 2025) – история любви, в которой отразилась и «мысль семейная», а через неё и «мысль народная».

Дети порадуются сказке «Огниво» (Россия, 2024) режиссёра Александра Войтинского. Безусловный шедевр анимации – «Сны на Вознесение, или Забытая тайна Циолковского» (Россия, 2025) Натальи Федченко, отрадно видеть, что есть люди, относящиеся с уважением к зрителю, способствующие своим примером художественно-философскому осмыслению реальности.

Среди самых опасных тенденций в кино считаю злоупотребление искусственным интеллектом и эффектами, им производимыми.

Лучший из представленных на конкурс полнометражных фильмов о Великой Отечественной войне, на мой взгляд, «Лето 1941 года» режиссёра Бекбулата Шекерова (Казахстан, 2022). Казахские солдаты показали себя с самой лучшей стороны в годы Великой Отечественной войны, почти сто человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Этому народу есть чем и кем гордиться. Хорошее напоминание и им, и нам. А лучший фильм о Великой Отечественной войне среди короткометражных фильмов, на мой взгляд, – «Кресты» (Россия, 2024, режиссёр Дмитрий Пасичнюк) из цикла новелл «Про людей и про войну» студии Artel Films.

По-прежнему мало работ на актуальную тему СВО. Достаточно вспомнить, сколько фильмов снималось в СССР непосредственно в годы войны, и многие из них до сих пор смотрятся, они актуальны. Отмечу, конечно, картину «Праздник» (Россия, 2024) режиссёра Юлии Панкосьяновой о городе-герое Донецке, который для России стал олицетворением стойкости и отваги. Его герои – не прогнувшиеся перед бандеровской властью простые люди, в одночасье ставшие солдатами.

Создателям отечественного кино хочется пожелать одного – любить своё Отечество! Другого у нас нет, и трудиться во имя него нужно без всяких условий, поскольку никто нам ничего не должен, а своё эго холить и лелеять – «это что перегорелое железо точить», – как говорил А.В. Суворов.

 

Иерей Игорь Спартесный, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках

Ключевое значение для нас имеет духовно-нравственное воспитание зрителя, а потому мы принципиально отвергаем картины, содержащие сцены жестокости, курения, употребления наркотиков, злоупотребления алкоголем, нецензурную лексику и т.д. Мы убеждены, что кино призвано способствовать формированию патриотизма, чистоты и гармонии в отношениях между людьми.

Среди положительных примеров можно упомянуть фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки» (Россия, 2025) Андрея Зайцева. Впечатляющая актёрская работа Александра Адабашьяна и Светланы Крючковой наполнила эту ленту искренностью и теплом, создав по-настоящему доверительную атмосферу.

Фильм «Каруза» (Россия, 2025) режиссера Ивана Харатьяна – трогательная и пронзительная история семьи, переживающей суровые годы блокады Ленинграда. Собака по кличке Каруза стала настоящим символом надежды и верности. Благодаря её отваге и преданности нескольким семьям удалось выжить, не умереть от голода в те страшные дни.

Запомнился фильм «Северный полюс» (Россия, 2025) режиссера Александра Котта, основанный на реальных событиях. Авторам удалось достоверно передать атмосферу и быт советского времени, погрузить зрителя в особый мир тяжёлого, но героического ежедневного труда моряков-подводников.

В целом, у меня есть свой личный критерий оценки фильма. Я всегда думаю: могу ли я посмотреть эту картину вместе с детьми? Их в нашей семье пятеро, разного возраста – от 11 до 33 лет. Я мысленно представляю, не стыдно ли мне будет сидеть рядом с ними в кинозале. И, честно говоря, понимаю, что у многих наших режиссёров, как и у коллег во всём мире, главная задача – развлекать. Привлекать внимание тем, что не связано с чистотой и нравственностью. Часто именно нечистота оказывается более интересной широкой аудитории. Сегодня массовый зритель воспитывается на героях, чьи поступки, мысли, образ жизни порой чужды нашим ценностям. Вот, например, персонаж очередного супер-боевика – кажется, что он на стороне добра, но его путь лежит через насилие и уничтожение. Причём зритель душой переживает за него, желает его победы, подражает стилю его жизни. Если посмотреть внимательнее, мы обнаружим, что во многих современных картинах даже не ставится вопрос о победе добра над злом. Наоборот, на первое место выдвигаются человеческие страсти – гордыня, зависть, раздражение, нетерпимость. Практически исчезает мысль о добросердечии, о прощении, о мудрости в отношениях между людьми, о стремлении к чистоте и нравственности.

Тем не менее, многое меняется к лучшему. Добрые фильмы появляются в потоке современного кинематографа все чаще. Слава Богу, среди них встречаются настоящие жемчужины. Но всё равно невольно вспоминаешь советское кино – картины, которые давали людям веру в справедливость, в победу добра, а человеческие отношения между героями строились на правильных, человеческих ценностях. Даже если эти фильмы не были христианскими, добро там всегда побеждало зло.

Сегодня многое в кинематографе зависит от финансов. Режиссеры вынуждены выбирать сценарии, которые принесут доход, потому что деньги решают будет ли фильм снят или нет, станет ли режиссёр известным. Если удаётся создать блокбастер, за которым пойдёт зритель, появляется перспектива успеха, дохода, славы. Все эти вещи связаны между собой, одно вытекает из другого.

Но всё же хочется надеяться, что искусство кино будет не только развлекать, но и вдохновлять людей двигаться к добру, чистоте и честности, помогать быть лучше и мудрее, независимо от возраста и жизненного опыта.

Что касается анимационного кино, честно признаюсь: современные мультфильмы меня мало увлекают. Смысл их обычно прозрачен и, как правило, сводится к попыткам объяснить детям простые вещи о добре, честности, справедливости. Вот только смотреть такие картины зачастую скучно даже детям, не говоря уже о взрослых. Помню, как вместе с младшим сыном мы смотрели один из современных анимационных фильмов. Он то и дело спрашивал: «Долго ли ещё?» Думается, этот вопрос обращён не только к авторам мультфильмов, но и, в какой-то степени, ко всему нашему обществу.

В подобных работах порой не хватает того, чего дети по-настоящему ждут от мультфильма – сказочной красоты, динамики, живого интереса. На совете у нас, экспертов ДЭС, даже возникали споры вокруг некоторых мультфильмов. Коллеги отмечали, например, что некий режиссёр очень глубоко раскрыл внутреннюю суть сюжета, придал истории философское наполнение. Но я в ответ говорил: «Дети так не рассуждают, им неинтересно копаться в абстракциях и философии». Им нужно живое, яркое, трогательное. Поэтому создание детских мультфильмов, утверждающих идеалы добра, – это действительно сложнейший жанр, требующий от сценаристов, режиссёров и художников особой чуткости и таланта.

Хорошие фильмы на военную тему обычно пробуждают в зрителях чувство патриотизма. Мне довелось посмотреть несколько документальных фильмов о событиях СВО. Это действительно сильные, честные и трогательные работы. Особенно впечатляет искренность и простота людей перед лицом опасности и испытаний. Для них быть героем – это не почётное звание, а часть повседневной жизни и долга. И в этом их подлинное величие.

Особое достоинство этих документальных фильмов в обилии подлинных материалов, вызывающих не только интерес, но и глубокое сопереживание и благодарность к героям сегодняшнего времени.

Однако художественные фильмы на эту тему вызывают подчас иные чувства. Мы все знаем, насколько непросты и суровы события на фронтах: там есть место и ненависти, и грубости, и словам, не предназначенным для киноэкрана, поэтому художественный фильм так открыто и глубоко не может показать реальную жизнь, настоящую боль, и многое остается за кадром.

Для документалистики естественны определённые границы: здесь невозможно и недопустимо демонстрировать все стороны суровой реальности, ведь за каждым кадром стоят живые люди, их боль и достоинство. Однако в художественном кино подобная прямолинейность и натуралистичность зачастую становится самоцелью и подаётся как «жизненная правда».

Мне кажется, что столь жёсткое, бескомпромиссное отображение действительности в художественном фильме не соответствует духу фестиваля «Лучезарный Ангел», который изначально был задуман как пространство света, добра и духовной чистоты.

Что касается пожеланий, то я хотел бы от всего сердца попросить Господа о помощи людям, создающим по-настоящему доброе кино, часто на небольшие средства, чтобы их фильмы находили отклик в сердцах и умах зрителей, чтобы каждое их творение становилось светлым событием в жизни. Мы молимся о том, чтобы Господь даровал им мудрость, благословил на творческий путь, озарённый верой, вдохновением и надеждой.

 

Лев Чернявский, кинорежиссер, сценарист, член Союза кинематографистов России

Фильмы, поступающие на конкурс, в обязательном порядке проходят строгий фильтр Духовного экспертного совета. Совет возглавляет настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках протоиерей Владимир Волгин. «Служу напротив Кремля» – прямая речь отца Владимира не про ангажированность, а про ответственность перед Богом и людьми.

В Совете в основном священнослужители и два специалиста из профессионального кинематографа. В том числе я, вот уже более 15 лет.

Как человек, прикоснувшийся в своей жизни к миру науки, исповедую системный подход. А он предполагает наложение некой модели восприятия на пеструю картину жизни. Такой моделью для меня стало деление просмотренных фильмов как на несущие в себе созидательные и разрушительные тенденции.

И в этой связи, конечно же, хорошее, радостное впечатление оставил фильм Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки» (Россия, 2025). По-настоящему светлая картина, несмотря на полутона, которые всегда должны оттенять истинные чувства, доверительные отношения между людьми.

Прекрасен фильм «Надежда» («Hope») (Иран, 2025), его автор и режиссёр Бахрам Моради (Bahram Mоrandi). Картина без единого слова достигает в течение трёх минут незабываемого впечатления от возможностей языка кинематографа. Ее надо смотреть и пересматривать, чтобы сначала насладиться непрерывностью метаморфозы личности героя от молодого до пожилого внутри одного непрерывного кадра. А потом – ещё раз – постараться услышать и понять звуковой ряд трехминутной симфонии толпы, возмущенной несправедливостью и, затем, восхваляющей героическую стойкость героя...

Документальные фильмы, пришедшие на конкурс фестиваля, заслуживают особого отношения. Именно в силу их созидательного посыла! Взять, к примеру, фильм режиссёра Александра Куприна «Витим-навигатор» (Россия, 2024). За 102 минуты оказались затронуты тонкие темы, глубокие, проблемные, замалчиваемые аспекты жизни настоящей русской глубинки, а ещё церковная область, вопросы религиозные, проблемы веры. Наконец, показана реакция современного муниципального управления, тех, кто настроен против деятельности православных миссионеров.

На мой взгляд, значение этого фильма достигает энциклопедического уровня представлений о сегодняшнем состоянии общества. Его созидательность – в финальных словах, которые звучат от имени автора: «Так надо, чтобы люди узнали, что есть такая миссия... творить добро и помогать другим людям!»

У меня есть вопрос по «Синероточке» (Россия, 2025, автор сценария Никита Плащевский, режиссёр Владимир Якунин). Отмечу, что фильм – дипломная работа режиссёра.

Автор поднял острую тему, за круглым столом мы обсудим, насколько справился он с поставленной задачей, выслушаем профессионалов: как точнее показать решение проблемы.

В 2025 году, в год 80-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, на четвёртый год специальной военной операции программа фестиваля наполнилась замечательными документальными фильмами о наших бойцах и командирах на переднем крае борьбы, о наших добровольцах, кто своим посильным трудом помогает Министерству обороны держать фронт и наступать на врага, о героических людях из 1941–1945 годов, кто защитил наше право быть страной, победившей европейский фашизм!

Вот этим, несомненно, программа отличается от многих других фестивалей и отражает умонастроение части нашего гражданского общества.

Фильмов для детей всё же маловато, хотя в этом году их значительно больше, чем в предыдущих кинофестивалях.

К сожалению, производство этих важнейших участников воспитания сдерживает отсутствие гарантированного проката в кинотеатрах, на телевизионных каналах, на платформах. На мой взгляд, должна быть дотация со стороны государства, которое может поддержать в прокате низкую цену билета для семейного похода в кино! Да, есть Пушкинская карта, её можно использовать в кинотеатрах, но только для самого владельца. А родители, младшие братья и сёстры? Такой поход может стать в копеечку многодетной семье!

Должны быть организованы конкурсы сценариев для детской аудитории. Особо надо обратить внимание на анимационную индустрию, на содержание некоторых фильмов федерального телеканала «Карусель».

В этом году удалось заполучить в программу фестиваля совсем мало мультфильмов для детской аудитории, которые прошли фильтр ДЭС. Мультипликация «взрослеет» и уходит в область проблем невербального свойства старших поколений. Потерян опыт «золотого века советской мультипликации», где «Варежка» и «Умка» становились любимыми фильмами для многих поколений.

Не стану углубляться в эту область здесь, так как в рамках мероприятий фестиваля назначен круглый стол с острыми углами по теме: «Созидательное и разрушительное в программах воспитания подрастающего поколения россиян (на примерах произведений отечественной киноиндустрии)».

На фестивале будет и особое мероприятие международного масштаба. По инициативе Представительства «Россотрудничества» в Республике Сербия на фестиваль поступила документальная кинолента «Красная Армия и освобождение Сербии 1944–1945» (Сербия, 2025, режиссер Хорхе Стебанович). Фильм создан на основе докторской диссертации историка Алексея Тимофеева, исследователя роли Советского Союза в освобождении Югославии от фашизма.

Как я уже сказал, в нынешнем году особенно много достойных фильмов: о героях СВО, об их подвигах и повседневной окопной жизни; о докторах, спасающих жизни в полевых госпиталях; о добровольчестве, которое есть душевный порыв и долговременное служение; о военных священниках, которые поддерживают дух верующих.

А на переднем крае веруют в Бога все!

поделиться :