Мы продолжаем публикацию блиц-интервью членов Духовного экспертного совета (ДЭС) – его работа является особенностью кинофорума «Лучезарный Ангел». Здесь оцениваются не только профессионализм кинематографистов, но и те нравственные ориентиры, что отражены в картинах.
Какое общее впечатление производят фильмы, представленные в этом году на конкурс? Каковы критерии отбора (и отсева) работ? Что можно пожелать создателям современного кино? Отвечают те, кто участвовал в отборе фильмов – члены Духовного экспертного совета фестиваля.
Иерей Николай Левшенко
На фильм-открытие претендовало в несколько раз больше картин, чем в предыдущие годы
Такое впечатление, что мы оказались в зоне действия известной пословицы-присловья «не было счастья, да несчастье помогло»: то особое положение, в котором теперь находится наша страна, те ограничения, которые на нас всех накладываются извне, похоже, благотворно влияют на наше искусство.
Еще совсем недавно в собственном искусстве как будто и нужды не было – нам навязывался такой посыл: зачем, мол, что-то свое, если в кинотеатре вчера, сегодня и все остальные дни будут крутить иностранные фильмы? Сейчас положение изменилось, и это изменение доброе.
Факты говорят сами за себя. В качестве полнометражного фильма, который достоин открыть наш фестиваль в этом году рассматривалось то ли семь, то ли восемь фильмов. В прежние годы мы выбирали из двух-трех. Вот и ответ на вопрос об особенностях программы этого года. Главная особенность этого года – то, что появилась возможность выбирать лучшее из многого хорошего.
Для меня лично очень дорогими оказались мультик «Ксеньюшка» и документальный фильм «Святые и близкие. Лука Крымский». Это замечательные фильмы о русских святых.
Детская и семейная программа этого года, на мой взгляд, особенно удалась. Думаю, что наши юные зрители останутся довольны интересными анимационными и игровыми картинами. Как уверен, что понравятся показы и родителям, так как программа нашего фестиваля никогда не бывает «пустой»: познавательность, а главное, польза для души ребенка были и остаются в приоритете на нашем фестивале доброго кино.
А что касается нравственного состояния современного кинематографа, то его нельзя рассматривать в отрыве от общего нравственного состояния общества, и это повод для грустных раздумий. Слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19) с каждым веком, годом, минутой доказываются и оправдываются. Думаю, все представляют, до каких степеней срама и безобразия доходит человек и его «искусство» в последнее время.
Фестиваль «Лучезарный Ангел» и основан, чтобы создавать духовно и нравственно безопасную среду в современном киноискусстве. Все, что противоречит нравственным нормам, до экрана «Лучезарного Ангела» не доходит, – над этим и работают и наши уважаемые отборщики, и Духовный экспертный совет.
В этом году все мы отмечаем 100-летие Мосфильма. Невольно задумываешься: 100 лет – это, вроде, и много, но в то же время так мало. Если вчувствоваться, каждый с этим согласится. Кино – искусство молодое.
Хочется пожелать создателям современного кино той молодости духа, которая ведет к добру, к любви, ведет выше и глубже, ведет к Богу. Желаю молодым авторам нашего времени вдохновляться созданным предшественниками и создавать свое. Буду молить милостивого Бога, чтобы появлялись новые и новые добрые шедевры русского кино.
Иерей Игорь Спартесный
Чтобы можно было смотреть всей семьей
Если говорить в целом об общем потоке фильмов, что заявлялись в этом году на фестиваль, то многое удручало. Порой складывалось впечатление, что подают заявки, не читая регламента «Лучезарного Ангела». Сейчас снимается масса каких-то криминальных лент, где герои бандиты, ценности, цели и жаргон у них соответствующий. К сожалению, это то, что обрушивается на нашего зрителя, в том числе юного, в интернете, где дети и подростки сейчас чаще, чем в кинозалах или на телеканалах. До участия в нашем фестивале мы, разумеется, ничего подобного не допускали.
Многое отсеивалось с первых кадров – по нецензурным словам, распитию алкоголя, намёкам или прямым изображениям интимных сцен. Были фильмы без вышеперечисленных моментов, но серые, тоскливые или же те, где смысл уловить, прямо сказать, тяжело. А порою, смотришь, вроде и разбавляется эта беспросветность хоть чем-то ярким, но допустить и эту картину нельзя, так как режиссёр все равно где-нибудь хоть к концу, а накуролесит чем-то неподобающим. Зачем? Ведь история хорошая, но нет, вот – как будто: и нашим, и вашим давай спляшем.
Наши старые фильмы хочется пересматривать и пересматривать. На картинах того же Мосфильма, что отмечает в этом году юбилей, много народу научилось правильному и доброму. Хотелось бы, чтобы и в современном кинематографе были работы, на которые так же отзывалось сердце. Кинематографистам желаю показывать и дальше красоту России, побольше снимать фильмов о ценности рода, народа, семьи, традиций, милосердия, единства. Чтобы можно было смотреть всей семьей!
Иерей Иоанн Грузинов
Хорошей формой – картинкой – всё чаще прикрывается отсутствие смысла
Общее впечатление я могу составить лишь на основании просмотренных мною фильмов. В этом году так случилось, что большинство фильмов, которые попали ко мне, не соответствовали требованиям фестиваля «Лучезарный Ангел». Хотя, действительно, операторская работа вышла на некий качественный уровень. В связи с этим хорошей формой – картинкой – всё чаще прикрывается отсутствие смысла в фильмах. От этого печально.
Из просмотренных мною работ на меня произвел впечатление фильм «Страсти по Матвею». Интересный, актуальный взгляд на проблемы современной молодёжи. Что касается анимации, то лично меня огорчает то, что большинство мультфильмов решают в примитивной манере «детского рисунка». С каждым годом будто уходят красота и эстетика.
В целом о нравственном состоянии современного кинематографа я судить не берусь. Кино нравственно настолько, насколько художник кинематографист способен подняться над собой. Так же уровень нравственности зависит от того, какие художественные сверхзадачи он себе ставит, чем руководствуется, создавая то или иное произведение искусства. Безусловна евангельская фраза Господа из Нагорной проповеди: по плодам их узнаете их (Мф. 7:16).
Искусство, имеющее дело с душой человеческой, так пластично, так непредсказуемо, порой так субъективно, что нельзя иногда сказать наверняка. Иногда все-таки и отрицательный пример может сработать именно предостерегающе, так бывает и в жизни: допустим, ребенок в семье, где пьет отец, вырастает с установкой – сам я никогда не буду пить.
В подтверждение неоднозначности – наши дискуссии и обмен порой полярными мнениями об одном и том же фильме. Но у фестиваля есть чёткие критерии, мы и я, в том числе, стараемся руководствоваться ими. Это нас приближает к объективной оценке.
Что пожелать создателям современного кино? Быть верным правде Божией, которая открывается нам через высокие образцы святого Евангелия и русской литературы, русского классического искусства, которое пронизано светом Благой Вести. Тогда у всего происходящего и в жизни, и на экране появляется цель и смысл.
Ольга Орлова