«Душой дитя, судьбой монах»

«Душой дитя, судьбой монах»

2014 год богат на знаковые юбилейные даты. Среди них 200-летие великого русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Это событие будет отмечено и на кинофестивале «Лучезарный Ангел» – 6 ноября состоится Творческий вечер, посвященный этому событию. При участии артистов Москонцерта будут исполнены музыкальные произведения, как посвященные Лермонтову, так и написанные на его стихи.

Пушкин, Лермонтов, Гоголь – столпы нашей литературы и культуры, каждый из них стал символом, до сих пор определяющим самосознание нашего народа. Но, увы, в последнее время мы сталкиваемся с ситуацией, когда наши современники не знают основополагающих и порой самых элементарных фактов своей культуры, а те которые известны нескольким поколениям, оправданно или нет, оказываются развенчаны. Поскольку Вечер, посвященный памяти великого поэта, в большей степени будет музыкальный, мы побеседовали с постоянным зрителем и другом кинофестиваля Еленой Владимировной (Линой) Мкртчян, певицей, лауреатом Пушкинской премии, автором и ведущей Благотворительного духовно-просветительского цикла «Возвращение на Родину».


– Елена Владимировна, тема творчества и жизни М.Ю. Лермонтова неисчерпаема, но вопрос, возможно, будет не столько про него, сколько про нас. На Ваш взгляд, что и почему должен о Лермонтове знать современный человек, в первую очередь молодой, над чем задуматься?

– К сожалению современный человек независимо от возраста, более всего интересуется сенсациями. А поскольку Лермонтов, почти как все великие люди оболган и жизнь его не имеет ничего не имеет общего с тем, что о ней продолжают говорить, несмотря на такой предостерегающий элемент как 200-летие. К сожалению, Лермонтов наиболее притягателен именно в этом плане, как мне кажется. Также, может быть, бесконечно притягателен Есенин, Пушкин, Гаврилин, Светланов, Шукшин, Попков, Селезнев, Передреев, Рубцов… Список громадный. Это все люди большей частью убитые или доведенные до смерти, как последний великий русский композитор Валерий Александрович Гаврилин, который умер в 58 лет, просто глядя на то, что делают с его с Родиной. Примерно так же был убит, я подчеркиваю это слово, Евгений Федорович Светланов. Это безусловное убийство.

С М.Ю. Лермонтовым связано огромное количество мифов. Миф о самоубийстве его дедушки, ничего общего не имеет с действительно. Хотя был снят фильм, по-моему, даже на канале «Культура», к которому я отношусь с большим пиететом, поскольку он поднимает зрителей до прежнего высокого уровня – раньше телевидение было исключительно просветительским. Мне жаль, что там был показан фильм не только умаляющий достоинство М.Ю. Лермонтова, но и провоцирующий через очень яркие средства выразительности доверие к увиденному. Между тем, в этом фильме очень много неправды, как, повторяю, самоубийство дедушки Лермонтова в связи с несчастной любовью, прямо на домашнем маскераде, да еще в маске. Это нечестно, нечистоплотно.

Конечно, тайной окутано убийство Лермонтова. Потому что это убийство, также как и дуэль Пушкина мы не может назвать дуэлью. К слову сказать, Михаил Юрьевич был убит из того же пистолета, что и Пушкин, но только не Мартыновым. Мартынов был конечно бесчестным, безвольным, в каком-то смысле слабоумным (в старом смысле этого слова – не имеющим мыслительной энергии, которая могла бы его удержать от дурного поступка, слова). Хотя, он стоял напротив Михаил Юрьевича с протянутой правой рукой, в которой был пистолет. Но доктор, который сразу же осмотрел тело Лермонтова, подтвердил, что это был киллерский выстрел снизу, потому что пуля вошла снизу и вышла через плечо наверху. Напрямую такой выстрел не мог быть совершен. Это уже второй развенчанный миф.

Что касается многочисленных романов Михаила Юрьевича, которые усиливают образ демонической доминанты, которую ему до сих пор присваивают, и которому он никогда в жизни он не был причастен. Практически единственный демонический герой в его произведениях – это Неизвестный в «Маскераде». Он автор, как демон, всего этого ада. Да и то, он имени даже не имеет. Тем самым Михаил Юрьевич умаляя его, еще раз дает почувствовать, что демон это существо немощное, беспомощное. Оно может принести невероятные страдания и боль человеку, но он никогда не может победить Бога. Как же, тогда спросите вы, на протяжении двухсот лет из одной монографии в другую все лермонтоведение состоит из мифов? Как «Слово о полку Игореве» – самый главный памятник русской литературной мысли, неизреченной красоты поэзия, которую до сих пор никто и не понял. Зачастую академики из монографии в монографию переписывали одно и то же. Также и лермонтоведение. Один филолог переписывает другого, не задумываясь серьезно о последствиях.

Между тем, я все-таки хотела бы сказать об образе Лермонтова и том, что я называю контекстом эпохи. Дело в том, что женщины о ту пору увлекались спиритизмом. В храм приходили надушенные в своих многочисленных боа в сопровождении курящих офицеров, в лучшем случае на какой-нибудь большой праздник, и то во время Запричастного стиха, и то, если поют солисты. После Запричастного стиха, когда совершается самое величайшее Таинство на земле, когда меняются судьбы мира, в этот момент они, насладившись пением, также покидали храм.

Кстати сказать, П. И. Чайковский, которого клевета также сопровождала всю жизнь, писал многочисленные письма Киевскому Митрополиту о том, что это явление так глубоко уязвляет душу верующего человека, умаляет таинство, так губит тех, кто становится свидетелем этого, что мы придем к революции. Но эти слова звучали в то время также, как задолго до Петра Ильича слова батюшки Серафима Саровского, когда он говорил, что революция начнется тогда, когда русский человек перестанет соблюдать Среду и Пятницу.

Что же все-таки было в образе Михаила Юрьевича, что до сих пор заставляет по инерции помогать верить людям, что это демоническое явление? Я начала говорить о женщинах, потому что в любую эпоху, любые катаклизмы и всевозможные беды, которые обрушиваются на ту или иную страну, всегда виноваты, прежде всего, женщины. Это можно спроецировать на любую семью, во всем, что в ней происходит виновата только женщина. Потому что она должна покрывать любовью, спасти и окормить свою семью, что бы ни было. Также это распространяется на дом, двор, страну, мир. Я противница какого бы то ни было матриархата. Глава семьи – муж, в контексте «слова не мальчика, но мужа», муж – как зрелый человек, готовый защитить семью, родину. Нельзя любить семью и не любить Родину, нельзя любить Родину и не любить матерь Церковь. Возвращаясь к женщинам эпохи Лермонтова. Казалось бы, не будучи католичками, они были преисполнены экзальтации, свойственной католицизму. Вы всегда найдете в житиях католических святых чрезвычайную экзальтацию. И когда появлялся на такой глубине живущий молодой человек, на которой никто не жил, который мог к 20-ти годам написать такие произведения – их к нему тянуло… По-моему, Л. Н. Толстому принадлежат слова: «Если бы этот мальчик прожил еще несколько лет, ни я, ни Достоевский были бы не нужны».

Екатерину Сушкову и очень многих он притягивал своей несовместимостью не только с окружающей средой, не только с мужчинами, он даже не совпадал с байроническими литературными героями. Он, был так замкнут, неожиданен и непредсказуем в своих реакциях, повторяю, жил на такой глубине…

Космонавты свидетельствовали, что то, что что он описал в стихотворении «Выхожу я один на дорогу»: «Спит Земля в сияньи голубом» – с Земли увидеть невозможно. «Сиянье» – это то, что у человека даже не связанного с литературой, ассоциируется с золотистым призвуком, серебристым. А вот «в сияньи голубом» – это только Оттуда…

Таким образом, М.Ю. Лермонтову, как человеку, которому напрямую был открыт шлюз в небо, пребывание на земле ничего кроме боли не причиняло. Особенно больно ему было видеть красивых и недостойных женщин. И иногда Михаил Юрьевич вел себя резко и неадекватно по отношению к ним. А женщины невероятно мстительны. И они распространяли слухи: и как он за ней волочился, и что он ей обещал, и какой он обманщик и обольститель. И каждое новое слово «обольститель», создавало романтический флер вокруг него, которого в действительности не было. Прибавьте к этому совершенно изумительное владение музыкальными инструментами, что было важно в то время – общение проходило в основном в музыкальных салонах. Лермонтов и в этом был гениален. Он играл на рояле, на скрипке, унего был изумительной красоты голос, и то, как он произносил слова, – завораживало. А он не мог их произносить бытийно, он не умел мыслить бытийно – он был не здесь.

Если все это соединить, то очень многие вещи проясняться. Была одна единственная женщина за всю его жизнь, которую он любил – Варенька Лопухина. Но она по навету вышла замуж за другого человека. И это страдание его жизни сделало ее еще более невыносимой. Надо сказать, что любому человеку, тяжелее всего выдержать самого себя. В этом смысле Лермонтов был невероятной силы, мужества, самопожертвования. Он был феерическим воином. Выходил один на один и один с двадцатью горцами в открытой красной рубахе. И рассуждать о нем, забывая о том, что он был настоящим воином, прежде всего, непредусмотрительно. Его качества, как воина, очень многое объясняют. Они ему помогали многое выдержать. Его единственным солнцем был Александр Сергеевич Пушкин. Когда был убит Пушкин – кончилось детство Лермонтова. Оно кончилось не тогда, когда в 3 года он потерял мать, не тогда, когда Елизавета Алексеевна, его изумительная бабушка, прогнала отца, которого он боготворил. Нет, он потерял детство с той минуты, когда был убит Пушкин.

– На уроках литературы изучают сначала отдельно Александра Сергеевича, потом отдельно Михаила Юрьевича, порой даже не всегда понимая, что они были современниками друг другу. Что-то их связывало?

– Оторванность в школьной программе одного периода от другого делает бессмысленным историю, литературу. Пушкина воспринимают отдельно от Лермонтова.

Для меня при всей их разнице между собою – суть едина. Это как будто бы одна душа. Да, у них разные судьбы, характеры, внешне непохожи. Главная разница в том, что Михаил Юрьевич никогда не знал счастья семейной жизни, между тем семья – это высшая ценность человеческой жизни. Если вы помните произведение «Мцыри», там он оставил ответ тем, кто будет обвинять его в демонизме. В исповеди старцу он прямо говорит: «Я душой дитя, судьбой монах». Мне кажется, что это Альфа и Омега, ответ на все вопросы его прошлой и будущей жизни.

Пушкин на первый взгляд по сравнению с ним был легок. Но это кажущаяся легкость – иначе он не был бы убит. Пушкин говорил, что «нация это вера и ландшафт». Именно средневековая культура дает наибольшую почву для восприятия духовных ценностей, и не только потому что это время преподобного Сергия Радонежского, святителей Московских Алексия и Киприана, иконописцев преподобных Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия и Симона Ушакова, святителя Димитрия Ростовского. Это были счастливые времена, к которым обращались творцы во время подъема государства в царствование Александра III, Николая II. Но еще одно, самое счастливое время, на мой взгляд, – это Великая Отечественная война. Парадокс, не правда ли?

Это единственное время, когда самые разные люди, которые еще вчера были друг другу чужими жили одной верой, одной болью, одним счастьем, именно поэтому рождались такие песни. Великая Отечественная война, ее канун и первые годы после нее родили миру поколение гениальных русских мальчиков. Гаврилин, Клыков, Вампилов, Рубцов, Шукшин. Даже незабвенный Святейший Патриарх великий господин наш Алексий II, родившийся за несколько лет до войны, он тоже, для меня лично он попадает в лоно этих гениальных русских мальчиков, родившихся до во время и после войны. Именно о таких русских мальчиках, мне кажется, Достоевский говорил, что если вечером оставить им на ночь карту звездного неба, то утром вы найдете её измененной. Но я вспомнила о войне не просто так, если вернуться к Михаилу Юрьевичу Лермонтову…

Именно в 1944 году были не только замечательные издания о Лермонтове, вышел изумительный фильм о Лермонтове, необычайно правдивый. В 1937 году вышло лучшее собрание изданий А. С. Пушкина. Никогда ни до ни после ничего такого не было. В те же годы вышло собрание сочинений Крылова, который до сих пор является terra inkognita для русских читателей, был поставлен балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Это был кокан, в котором развивалась русская харизма русской нации.

– На Ваш взгляд, мы именно тогда вспомнили, о том, что мы русская нация, а не «марксистская», «интернационалистская», «советская» и пр.?

– Это благодаря войне. А. С. Пушкин только Арину Родионовну называл «мамушкой». Маму он не мог так называть, потому что она с ним говорила только по-французски. Все общество было промасонено, профранцужено. Что такое Пушкин? Это дитя Победы. Когда опять поднялся русский дух. Он писал: «Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет», «Татьяна – русская душою». Таким образом, когда русский человек отходил от Бога, Господь любя и жалея его, попускал нашествия Наполеона, Гитлера. Чтобы русский поднялся на еще одну ступень любви, недостижимой высоты.

Пушкина и Лермонтова роднит этот подъем Отечественной войны 1812 года. У Михаила Юрьевича там воевал дядя – брат Елизаветы Александровны. Он сам воевал потом на Кавказе. Его потомки были по духу воинами. Среди них губернатор Петербурга Владимир Федорович фон дер Лауниц – это была грандиозная личность. Его убили сразу после Причастия на паперти храма в Кремле.

Его внучка Ирина Владимировна Лермонтова, которую я имела счастье знать, тоже была воином. Но только не буквально, а как великая русская жена. Она всю блокаду отдавала свою еду, питалась клеем, штукатуркой, спасла множество людей. Она родила двух сыновей, оба которые стали воинами. Причем один воин, названный в честь Александра Невского, многое воспринял от его духа, а второй воин – гениальный искусствовед; он окончил в Ленинграде филологический и искусствоведческий факультеты и к тому же окончил военную спецшколу. Живет в Ставрополе и один из самых интереснейших искусствоведов современности. Владимир Федорович Соколов-Лермонтов. Он владеет, огромной базой данных о Лермонтове. По сравнению с ним то, что я рассказываю – детский лепет.

– То, что Вы рассказали, наводит на мысль о том, что судьба Лермонтова и даже его эпоха, это во многом пример-предостережение последующим поколениям о том, насколько опасны раскол континента русского мира, потеря русского духа.

– Да, это главный вектор его жизни и по сей день. К сожалению, для русского общества характерно состояние раскола, хотя оно по сути своей противоестественно. И если вы обратите внимание на патриотическую среду, то первое, что вас потрясет – это глубочайший раскол. Прозападным либералам ничего не надо делать. Патриоты сами роют рвы между собой, и их противникам остается только пальчиком подтолкнуть. И надо помнить, что первым славянофилом у нас был Пушкин, а вторым – Лермонтов. И мы возвращаемся к тому, с чего начали – если бы сегодняшние женщины воспитывали бы своих детей в духе служения Отечеству, этого раздрая не возникло бы. Нужно вернуть такой уклад жизни, где в одном доме, (только не говорите, что нужна большая жилплощадь), живут бабушка, дедушка, их дети и внуки.

А вообще мне хотелось бы завершить наш разговор, во многом драматической мыслью о том, что к 9 мая 2015 года наша страна изменится неузнаваемо к лучшему, и пусть это останется маленькой тайной… Она уже очень изменилась, но люди отравленные апатией, разучились воспринимать позитивные стороны жизни. Перемены будут столь разительны, что они будут вынуждены их увидеть. Сбудется то, что предсказывали старцы.

Я всей душой и всем сердцем желаю «Лучезарному Ангелу» открытий, откровений и Покрова Царицы Небесной.

– Спасибо за интересные и подчас неожиданные факты и, самое главное, размышления о судьбе М.Ю. Лермонтова в контексте нашей прошлой и нынешней жизни. Успехов в Вашем творчестве.

Мы будем надеяться, что беседа с Еленой Владимировной не только пополнила багаж знаний о творчестве Михаила Юрьевича, но и поможет современному читателю, зрителю и, конечно же, слушателю задуматься о своем мировоззрении, вспомнить о культурных истоках и, быть может, даже духовно противостоять некоторым негативным тенденциям современного общества.

 
Беседовал Илья Лозинский

поделиться :