Иерей Василий Бакулин: «Происходит духовное пробуждение народа»

Иерей Василий Бакулин: «Происходит духовное пробуждение народа»

Кинофестиваль «Лучезарный Ангел», созданный по благословению прошедшего Великую Отечественную войну архимандрита Кирилла (Павлова), отражает острейшие проблемы современного общества. О программе XXII кинофорума мы беседуем с экспертом Духовного экспертного совета кинофестиваля иереем Василием Бакулиным.

 

– Отец Василий, какое у вас сложилось общее впечатление от фильмов фестивальной программы 2025 года?

– Общее впечатление очень хорошее, качество многих работ изумляет.  Особенно порадовали картины для детей, юношества. В отечественный кинематограф возвращаются сказки, их всё больше экранизируют, это стало очевидной тенденцией.

Фильм «Огниво» (Россия, 2024, реж. Александр Войтинский), в частности, впечатлил. Он, правда, не имеет ничего общего со сказкой Андерсена. Но это прекрасная патриотического содержания притча о том, как человек меняется к лучшему, встав на защиту Родины. Поучительный фильм, мастерски сделанный.

Замечательная подборка по анимации, появилось много добротных отечественных работ. Понятно, что маленький ребёнок не способен воспринимать, продумывать сложные темы, но о важном с ним обязательно надо говорить на доступном ему языке. Из представленных в этом году работ особенно понравился мультфильм «Сны на Вознесение, или Забытая тайна Циолковского» (Россия, 2025, реж. Наталья Федченко), – мультфильм о смысле человеческой жизни.

Если говорить о картинах для юношества и взрослых, – прекрасный фильм о материнстве «Азбука Морзе» (Россия, 2024, реж. Оксана Харламова). Авторы провели демаркационную линию для всего нашего общества, убедительно показали, что отказ от рождения ребёнка каждый раз приводит человека и его близких в тупик, к печальному финалу.

Все это очень важно, потому что люди считывают с экрана образы для подражания, модели поведения. Параллельно в фильме «Азбука Морзе» показано, насколько радостно материнство, что это за счастье родить ребёнка, а тем более многих детей, какое же это блаженство, когда твоя семья многодетная!

Приятно удивил и понравился фильм, который запланирован в рамках спецпоказа «Семь дней Петра Семёныча» (Россия, 2025, реж. Тигран Кеосаян) с Фёдором Добронравовым в главной роли. Этот Пётр Семёныч – озлобленный человек, весь фильм кого-то хочет пристрелить, но при этом непрестанно читает молитву «Отче наш», которая охраняет его от непоправимых ошибок, оберегает от греха. Это последний фильм ушедшего в сентябре 2025 года Тиграна Кеосаяна.

Канва фильма не совсем, может быть, нравственная, но главная идея, лейтмотив выводит к свету. Поэтому, думаю, что спецпоказ и творческая встреча с Народным артистом Фёдором Добронравовым (4 ноября в 17:00, зал «Жуков» - Ред.) дадут возможность интересно подискутировать на эту тему.

Еще один фаворит программы – фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки» (2025, реж. Андрей Зайцев), картина, которая доставляет эстетическое наслаждение, чем-то похожая на лучшее советское кино. Герои – престарелая пара, показано их трогательное, с добрым юмором отношение друг к другу.

 

– По каким причинам Духовный экспертный совет не допускал фильмы на фестиваль?

– Критерии здесь не меняются. Если в картинах есть нецензурная брань, пропагандируется грех, разжигаются страсти, мы такой фильм не допускаем. Бывают прямо скорбные случаи – прекрасный фильм, задумка удивительная, художественная реализация на высоте. Но в кадр попадает несколько моментов безнравственного содержания, и мы вынуждены эту ленту отсекать, потому что позиционируем наш кинофорум фестивалем доброго кино, обещаем, что содержание фильмов будет духовно-нравственным. Сами порою скорбим, что из-за глупостей каких-то приходится отвергать некоторые работы.

Был, например, фильм из Средней Азии, прекрасная киноповесть о том, как глава семьи собирает своих детей, сыновей, пытается их объединить, но в картине есть проблема. Герой всё жуёт и жуёт травку. Для культуры того народа – это, может быть, норма жизни, аксакал же… Но с точки зрения нашей культуры, – это пропаганда наркотиков. Как мы можем такое пропустить?

Был, вспоминаю, один анимационный фильм, я поверить не мог, что он снят на «Союзмультфильме». Это не мультик, а хоррор какой-то в черно-кровавых тонах. Зачем это предлагать детям?!

 

– Каковы впечатления от фильмов на тему Великой Отечественной войны и специальной военной операции?

– 2025 год – юбилейный – 80-летия Великой Победы. Очень много представлено работ на тему защиты Отечества: и полный метр, и короткий, и документальное кино. Например, «Лето 1941 года» (Казахстан, 2022, реж. Бекбулат Шекеров) – хороший патриотический фильм, про героизм. Из короткого метра есть прекрасные работы.

Много представлено документального кино на тему спецоперации, часто камеру в руки берут сами участники боев. Художественных кинолент на эту тему пока мало, – видимо, не успели кинематографисты довести свои работы до высокого художественного уровня.

Думаю, что отснятое сейчас – это только начало. Со временем, когда материал будет осмыслен, появятся хорошие сценарии, фильмы будут уже более глубокие, проработанные, продуманные: о перерождении, изменении человека на этой войне.

 

– Отражает ли программа кинофестиваля общее духовно-нравственное состояние общества?

– Отражает, конечно. Сейчас мы очень часто говорим о том, что в связи с испытаниями, переживаниями, которые нашему народу приходится проходить (СВО, пандемия, санкции…), совершается духовное пробуждение, люди потянулись в храмы. Многие каются, понимая, наконец, в чем корень всех зол. Через эти испытания Господь многих-многих привёл в храм, обратил ко спасению.

На фестивале все эти проблемы общества, о которых мы говорим, будут показаны на экране. И зритель получит ответы, по крайне мере, задумается о том, в каком направлении по жизни пойти.

Слава Богу, происходит это преображение, я бы сказал, духовное пробуждение нашего народа.

Сколько чудес на спецоперации происходит, много удивительного рассказывают наши военные! Про явления и Божией Матери, и святых. Казалось бы, понятно, что время непростое, война есть война. Что тут может быть хорошего? Но Господни пути неисповедимы. И порой пока не пройдешь через это горнило, – не почувствуешь, что для тебя значат вера, Бог.

На жизни в тылу фронт тоже, конечно, отражается спецоперация, потому что мы единый народ. Кто-то теряет близких, кто-то обретает их. Третьи едут добровольцами на новые территории, может, кто-то в поездке встречает свою судьбу. Люди тянутся туда, где что-то подлинное происходит. Делают свой выбор. Бойцы возвращаются из-за ленточки, многие с травмами, покалечены физически, и с ними надо какое-то время общаться, как с малыми детьми, помогая вернуться в жизнь. Поэтому и тут – хочешь не хочешь, – но ты в этом участвуешь. В фильмах эта тематика сейчас одна из главных.

Буквально на днях один из наших батюшек рассказал потрясающую историю. Человек сидел в тюрьме за торговлю наркотиками. Ему оставалось до окончания срока буквально два месяца. И вдруг он говорит: «А я хочу на СВО, отправьте меня». Сокамерники пальцем у виска винтят: «Тебе осталось два месяца, и опять гуляй, делай, что хочешь». – «А что хорошего я в своей жизни сделал? – отвечает. – Горе своей семье, да и другим принёс, а сам в каком состоянии пребываю? Пользы от меня никакой не было всю мою жизнь». И он ушёл на фронт. Там погиб, но погиб как герой, совершил подвиг, многие ему жизнью обязаны. А можно было выйти, опять пить, кутить, наркоманить, других этой наркотой убивать, и где-нибудь под забором сдохнуть, как он сам выражался. А он выбрал иной путь – стал героем. «Пусть хоть жена, дети что-то доброе, – говорил, – обо мне потом вспомнят, внукам расскажут». Это дорогого стоит, – такая перемена сознания и линии всего рода от скатывания вниз – к Свету. Это поступок, скорее всего, главный в его жизни.

 

– Если подвести итог, какие бы вы отметили плюсы, минусы программы XXII кинофестиваля «Лучезарный Ангел»?

– Главным плюсом является то, что создатели фильмов чувствуют дух времени и потребности сегодняшнего дня. Кинематографисты сражаются на своем фронте, не бросают своих в беде. Они с теми, кому сейчас сложнее всего – поддерживают бойцов на линии боевого соприкосновения, а также тех, кто вернулся и не может еще прийти в себя; они с теми, кто занимается гуманитарной помощью. Они в тылу с теми, чьи отцы, мужья, братья, сыновья на фронте, попали в плен, пропали без вести.

Они показывают дорогу в храм, выводя молитвой из духовного плена, а наших братьев и сестер украинцев из рабства зомби-пропаганды. Спастись можно только всем вместе.

Неслучайно фестиваль создан по благословению прошедшего Великую Отечественную войну архимандрита Кирилла (Павлова). От нас требуется являть Свет и не бояться идти туда, где Свет нужен.

Но каждый делает выбор сам, – Кому или чему он служит. Бежит ли с линии огня развлекать предающих и продающих, чтобы самому продаваться и предавать. Но Господь и от таких ждет покаяния. Жизнь и смерть предложил Я тебе (Втор. 30:19), – говорит Господь.

На чьей ты стороне? Плюс тем авторам, кто не боится идти туда, где ждут помощи. Тем, кто не бросает страну на трудовом фронте, – они тоже герои. Как и те, кто воспитывает в духе Истины, милосердия и мужества малышню. Каждый трудится на своем месте. И все поддерживают друг друга. И это всем нам в плюс.

 

– Ваши пожелания кинематографистам?

– Пожелание одно – как можно больше снимать нравственного кино. Не хватает нам его. Например, есть возвышенные и спасительные в жизнь вечную образы новомучеников, исповедников Церкви Русской. Сколько примеров героизма! Эти святые люди и в войне участвовали, во многом благодаря их подвигу мы победили, сохранили веру православную. Этот бы пласт поднять, это поле непаханое! Но я не знаю, как на это обратить внимание тех же продюсеров.

Есть, конечно, единичные случаи хороших фильмов на эту тему – про новомученицу Татиану Гримблит сняли отличную картину – «Мне бы жизнь за Тебя положить» (Россия, 2024, реж. Екатерина Орловская). Фильм того же режиссера про священномученика Фаддея Успенского просто покорил. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Россия, 2024) – эстетически ювелирная кинематографическая работа. Святитель Фаддей –  фантастически интересный богослов. И такая подборка его слов дана в фильме – просто дух захватывает, прямо-таки литургический по высоте слог!

Желаю режиссерам, сценаристам погрузиться в эту тему. Сколько же они там драгоценного смогут и для себя, и для всех нас найти!

(1 ноября в 15.00 состоится Специальное событие кинофестиваля: в рамках кинопроекта «Живое слово» в зале «Конев» будут показаны упомянутые два фильма о новомучениках, которые представит д.и.н. архимандрит Дамаскин (Орловский). А 3 ноября в 17.30 в зале «Рокоссовский» пройдет сеанс фильма «Голгофа Патриарха Тихона» (Россия, 2025, реж. Галина Огурная) – Ред.)

 

Беседовала Ольга Орлова

поделиться :